Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ФУНКЦИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

Аннотация.

Cтатья посвящена анализу связи между доверием населения к государству и понятием справедливое государство. Выделены основы и предпосылки концепции о справедливом государстве. Предложен перечень функций справедливого государства.

Ключевые  слова:  доверие  к  государству,  справедливость,  справедливое  государство,  основы  и предпосылки, функции справедливого государства.

Annotation.

The article analyses connection between confidence of population to state and   conception    of just state . It is chouse bases and preconditions of conception of just (equity) state. By author pick out principal functions of equity state.

Key words: confidence to state, just (equity), just state, bases and preconditions and functions of just (equity) state.


Понятие справедливое государство встречается еще в произведениях древнегреческого философа

Платона1. В связи с  отрицательной аттестацией последствий английской буржуазной революции левеллеры республике Кромвеля противопоставляли справедливую республику2. Концепция справедливого государства, обосновывавшаяся ссылками на естественное и природное право, в ХУШ в. превратилась в постулат общественной мысли. При этом концепция использовалась в вариантах. В одном случае справедливое государство представлялось воплощением идеи нравственности3. В другом случае считали, что правовое государство - форма справедливого государства4. Что касается практической политики, то здесь имеющиеся подходы можно свести к трем направлениям – отвергающее справедливость, поскольку уравнивает людей (Ф. Ницше); оправдывающее, принятый государственный порядок (тоталитарные режимы); сводящее идею к социальному государству.

 

 1 Платон. Государство. Законы. Политика. М., 1998. С. 185.

2 Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М., 2003. С. 321, 324.

3 Гегель, Философия права. М., Мысль. 1990. С.279-286.

4 Тихомиров Ю.А. пишет, что устойчивая потребность в справедливом государстве породила идею о правовом государстве – Тихомиров Ю.А.   Правовое государство: Проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование.№ 5., Т. 4. .2011 – Cybleninka.ru/ article (n).


    Каковы основы концепции о справедливом государстве? И какие же условия актуализируют идею о справедливом государстве? В чем следует связывать привлекательность идеи о справедливом государстве в современных условиях?

1.   Понятие справедливое государство пока еще не установилось. В качестве рабочего варианта можно предложить следующее определение. Справедливое государство – это государство, к которому население выражает доверие, поддерживает управление, осуществляемое им, и позитивно оценивает деятельность государственной власти в интересах общего блага. Доверие населения к государству является отражением его отношения к основам государственной власти и порядку формирования органов государства, лицам, имеющим государственный статус, и к тем, кто состоит на государственной службе. В доверии населения к государству фиксируется уважение, признание и поддержка государства. Деятельность государства, том числе по качеству и по эффективности, получает позитивную оценку.

   Доверие к государству связано с принципом справедливости, нравственностью, идеями и ценностями общества, интеллектуальным и волевым развитием личности. Конечно, по содержанию доверие населения к государству может быть инерционным (историческим), личностным (доверие к лидеру) и технологическим ( итогом применения маркетинга). В демократическом исполнении доверие (faith, confidence) является актом консенсуса, согласованным мнением дифференцированных общественных сил, коллективов, индивидов и общества. Система отношений, связанных с доверием к государству, базируется на интеллектуальной, морально- волевой, политико-правовой, эмоционально-поведенческой характеристиках индивида, коллектива и общества.

2.     Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 года      не только выражается вера в принципы человеческого достоинства и справедливости, но и подтверждается необходимость борьбы за справедливый характер глобального развития. Каковы основы концепции о справедливом государстве?

     Принято считать, что основы – это опорная часть, источники предмета, чего-либо. Применительно к идее о справедливом государстве можно говорить об основах подхода, основах формализации и основах обеспечения развития. Подход базируется на справедливости, добродетели, ценностях, разумности и на учениях. Основами формализации выступают оценка, признание, доверие, уважение, послушание. Развитие деятельности справедливого государства обеспечивается согласием, участием, обязательствами, благосклонностью, разделением ответственности.

   Существует множество форм, средств и критериев выявления способностей и степени эффективности, успешности в социальных отношениях государства. Но их результаты для населения не всегда бывают очевидными.

   Справедливость утвердилась не только как моральная, но и как категория общественной науки. Справедливости придают и инструментальное значение. Древние авторы изучали ее преимущественно как требование морали и нравственности. В новейшее время справедливость предстает как универсальное морально- ценностное требование, влияющее не только на право, но и на экономику, политику, социальные отношения, этику, социологию, на производство, распределение и потребление5.

    Разработана в деталях концепция справедливости в области права. Справедливость, как ее понимают авторы, рассматривают в качестве критерия развитости государства6. Установлена связь справедливости с сущностью и формой государства7. Укрепление эволюционного развития только расширяет возможности обращения к концепции справедливого государства.

3.    Предпосылки актуализации концепции справедливого государства складывались исторически. К ним можно отнести социально-культурные, морально-психологические, экономические, технологические, технические, поведенческие, ресурсные и иные предпосылки. Здесь выделим следующие моменты.

Как писал Гегель, в народе есть момент государственности8. Но и государство имеет свою основу,поскольку выступает в качестве «иероглифа разума»9. Соответственно справедливость рождается и пребывает в людях. В этом смысле государства не есть предпосылка, обуславливающая справедливость10. Итак, общество и государство находятся в диалектических отношениях. Современное общество нуждается  и в более развитых формах институционализации.

 

5 Гуревич О.А. Социальная психология справедливости. Спб., 1989; Ролз, Д. Теория справедливости. Новосибирск. Изд-во Новосибирского. Ун-та. 1995; Давидович, В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., Изд-во полит.лит. 1989; Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости. М., ДМК Пресс. 2009; Вопленко Н.Н. Понятие и виды юридической справедливости. // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер.5. Юриспруд. 2011. № 2 (15).С. 7-17.

6 Кашников Б.Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции // Сектор этики института философии РАН. Этическая мысль. Вып. 2. М,, ИФ РАН,, 2001 Институт философии РАН. С. 110, 112-113. - Электронная книга.

7   См.: Вопленко Н.Н. Понятие и виды юридической справедливости // Вестн.  Волгогр.  гос, ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2011. № 2 (15). Некоторые авторы не без основания считают, что частная справедливость не является философской проблемой. Она является проблемой более специальных наук, например, теории права - Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Новгород. 2004; Агабалиева И.Э. Социальная справедливость в сфере применения государственного принуждения // История государства и права. № 10. 2012 (СПС «Консултьант Плюс).

8 Гегель. Философия права. С. 321.


   В связи с глобализацией или без ее влияния «с государством сегодня нечто происходит»: претерпевает изменения государственный суверенитет, трансформируется легитимность и ставится под сомнение роль государства в формировании идентичности индивидов11. В условиях ХХ1 века традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью, а знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти12. Экономические связи, перемещение финансов, товаров и услуг по миру достигли гигантских размеров. Нарастает количество мигрантов и прочих категорий лиц, перемещающихся по международному пространству. Социальные гарантии в иных странах из области приобретенных услуг огни перекочевали в систему прав человека. Возрастает обременение государства13.

   Формы функционирования справедливости зависят от государства. Подтверждением этого законодательное оформление принципа народного суверенитета, который в современных конституциях получил широкое распространение14.

   С возможностями человека связаны требования об открытом обществе, прозрачности в деятельности органов публичной власти. Появились такие требования человека, как этическая экономика, этическое потребление, которые могут способствовать перестройке производства.

    Испытывает влияние времени  отношения, выражающие руководство, управление, подчинение, контроль и пр. В сфере организационно-властных отношений стали признавать зависимость власти. Так, руководитель, в том числе государственного учреждения, весьма зависим от своих подчиненных15. Распространяются представления о власти как о ценности. Выдвигаются строгие требования относительно культуры управления.

    В каждой группе стран и в отдельных странах действуют как общие, так и нетипичные факторы. Так, применительно к России имеют силу некоторые нетипичные факторы, например, своеобразие положения населения, особая роль государства в общественном развитии, а также высокий статус главы государства как ведущего звена в деятельности государства и лидера общества16.

   Констатируют, что демократизация на основе Конституции 1993 года изменили к лучшему ментальность населения. Но справедливо замечание профессора Ю.А. Тихомирова, который, основываясь на данных социологии, подчеркивает, что перемены в сознании и поведении граждан России происходят очень медленно.

4. Призваны выполнять свои функции справедливость, ценности и доверие к государству. Аккумулируя волю населения, справедливое государство, является фактором развития политической системы и государства. В силу этого справедливое государство, как образование общественной жизни, характеризуется собственными функциями. Некоторые из этих функций напоминают функции справедливости, общественной ценности, доверия к государству и государства. Поэтому справедливое государство может иметь функции, которые перекрещиваются с функциями перечисленных образований, например, интеграции. Но функции справедливого государства с функциями иных феноменов полностью не совпадают. Доверие населения к государству характеризует его как справедливое государство и тем самым в морально-психологическом и политико-правовом образовании, именуемом справедливым государством, фиксируется легитимация государства и его деятельности. Регулирующая функция присуща многим структурам. Регулирующая функция справедливого государства, основанная на справедливости и на доверии населения к государству, устанавливает связь населения с государством, государства с обществом, государства с индивидами. Вот почему справедливое государство может быть представлено как совокупность обязательств государства и общества друг перед другом. Справедливое государство, основанное на разумных началах организации власти, опровергнуть самостоятельность государства не может. Справедливое государство, выступая как часть механизма  предупреждения отчуждения власти от населения и общества, призвано защищать ее от зарождения и развития процесса, обозначаемого в науке как захват государства (State capture)17. Отсюда реальность профилактической функции справедливого государства.

 


9 Там же. С. 322.

10 Там же. С. 148.

11 Малахов В.С. Государство в условиях глобализации. М., 2007. С.5-6.

12 Тоффлер Э. Третья волна. М., 2013. С.22.

13 Алан Гринспен. Кварта и территория: Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования. М.: Альпина Паблишер. 2015. С. 183-189.

14 Избранные конституции зарубежных стран: Учебное пособие // Отв. Ред. Б.А.Страшун. М., «Юрайт». 2011.

15 Слабов С.С. Властные отношения с позиций социального обмена // Федерализм. № 2. 2015. С. 105-107.

16 Смолин М. Публицистика государственной самобытности. В кн. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М.,2012. С.5-28.

17 Воробьев А.Н. Левиафан поневоле: Захват государства как следствие режимных деформаций. М., 2012.



Список литературы

1.     Вопленко Н.Н. Понятие и виды юридической справедливости // Вестник Волгоград. Госуниверситета. Сер.5, Юриспруденция. 2011. 3 2 (15).

2.     Гегель, В. В. Ф. Философия права. М., Изд-во «Мысль». 1990.

3.     Платон. Государство. Законы. Политик. М., «Мысль».1998.

4.     Пресняков М.В. Конституционный принцип справедливости: юридическая практика и нормативное содержание. Автореф. …дис. докт. юрид. наук. Саратов, 2009.

5.     Романец Ю.В. Роль правосудия в утверждении справедливости // Российская юстиция. № 2. 2012.