Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Государство выступает участником большого количества акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций.

   Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ)44 государство может приниматьуч астие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

- Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми (п.4 ст.7 Федерального Закона «Об Акционерных обществах»)45. Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).

   

32   Ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета", № 238- 239, 08.12.1994., 24.10.2014.

33   Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 22.12.2014)// Российская газета, № 248, 29.12.1995,

26.12.2014.


-     Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия (п.1, ст.37 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)46.

-   Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.

-   Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.

-      Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.

-   Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций (ст. 80 Бюджетного Кодекса Российской Федерации)47.

    Государство, будучи неодушевленным субъектом корпоративных правоотношений, реализует свои права акционера через своих представителей в органах управления акционерного общества.

   В настоящее время советы директоров акционерных обществ с государственным участием формируются с участием трех категорий членов: государственных служащих, профессиональных поверенных, независимых директоров.

   Без эффективного, высокопрофессионального и независимого совета директоров невозможно обеспечить надлежащий уровень корпоративного управления в любом АО. Особое значение деятельность Совета директоров приобретает в АО с государственным участием, где от эффективности деятельности Совета директоров зависит обеспечение интересов как государства, так и частных акционеров (инвесторов).

   В ситуации, когда основная нагрузка в принятии управленческих решений в АО с участием государства ложится на совет директоров, первостепенное значение приобретает вопрос о его качественном составе, а также о регламентации отношений между АО, государством в лице уполномоченных органов, а также лицами, входящими в состав совета директоров.

    Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление.

    п. 16 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 73848 (далее - Положение), установлено, что представителями интересов Российской Федерации могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, а также иные лица, действующие в соответствии с договором и Положением.

   Они являются поверенными государства и голосуют по «директивам» государства, «спускаемым» для них Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным представлять интересы государства как акционера, а в случаях, предусмотренных законом, - государственной корпорацией по вопросам, относящимся к директивным. По остальным вопросам поверенные государства голосуют самостоятельно.

   Российской Федерацией как акционером могут быть предложены для избрания в совет директоров независимые директора, на деятельность которых Положение об управлении акциями не распространяется.

    В принципе в АО с государственным участием возможны две основные модели формирования совета директоров. Первая – «традиционная», когда в совете директоров преобладают представители государства (государственные служащие и профессиональные поверенные), но при этом присутствуют и независимые директора. Вторая модель – «модель независимых директоров», когда в совете доминируют независимые директора и профессиональные поверенные при минимальном количестве государственных служащих (по одному от Росимущества и от отраслевого министерства).49

   

34   Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 24.11.2014)// Российская газета, № 16, 26.01.2002, 27.11.2014.

35   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.11.1998  № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014)// Российская газета", № 153-154, 12.08.1998, 29.12.2014.

48 СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5073.

49 Мальгинов Г.Н., Ильясова Г.У. Оптимизация государственного сектора: зарубежный опыт и рекомендации для России. М., 2013. С. 71.


   Профессиональные поверенные - это лица, с которыми, заключен договор о представлении интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

    Содержание договора о представлении интересов РФ в органах управления АО определено рядом постановлений Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 мая 1996 г. № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности» (в ред. от 24.06.1998)50 были утверждены «Примерный договор на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности» и «Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности».

   В соответствии с данным Постановлением Правительства «договор на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, заключается Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее именуется - доверитель) с гражданином РФ (далее именуется - поверенный), обладающим необходимой профессиональной подготовкой и квалификацией».

   В условиях изменения стратегии корпоративного управления акционерных обществ с государственным участием в сторону расширения практики привлечения профессиональных директоров возникла объективная необходимость внесения изменений в примерную форму договора, который впоследствии был доработан Минэкономразвития России совместно с Росимуществом и представителями бизнес-сообщества.

   Представляется, что договор на представление интересов государства можно квалифицировать как договор поручения. Отметим, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, помимо общих положений, предусмотренных для договоров поручения в гражданском законодательстве, в договоре на представление интересов государства закреплены специальные нормы и правила участия представителей интересов государства в управлении государственным пакетом акций.

   Так, в соответствии с нормами Положения в договоре должны быть предусмотрены следующие обязанности профессионального поверенного:

добросовестное и разумное осуществление возложенных на него обязанностей и полномочий, отнесенных к компетенции совета директоров;

своевременное уведомление о заседаниях совета директоров, в повестку дня которых включены вопросы, требующие выдачи директив;

голосование в соответствии с выданными директивами (в случае если по вопросам повестки дня заседания совета директоров установлена необходимость выдачи директив);

участие в работе комитетов и комиссий совета директоров (в случае избрания профессионального поверенного в состав комитета и комиссии);

созыв заседания совета директоров и включение в повестку дня заседания совета директоров вопросов, предложенных Российской Федерацией как акционером (в случае избрания профессионального поверенного председателем совета директоров).

    Кроме того, в данном договоре расширены права доверителя по досрочному расторжению договора, в частности, при наступлении обстоятельств, препятствующих поверенному осуществить свои полномочия, неоднократном нарушении сроков представления установленной отчетности, принятия решения о реализации акций и некоторые другие.

   Очевидным является тот факт, что статус профессиональных поверенных во многом аналогичен статусу государственных гражданских служащих - представителей интересов РФ. Профессиональные поверенные тоже голосуют по ключевым вопросам на совете директоров акционерного общества в соответствии с директивными указаниями Росимущества или Правительства РФ.

    Договорное регулирование отношений между государством-акционером и профессиональным поверенным, безусловно, имеет положительное значение: в рамках договора определяются взаимные права и обязанности сторон, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Вместе с тем существование такого договора вызывает определенные вопросы с точки зрения его соответствия нормам акционерного законодательства и принципам корпоративного управления.

 

50 СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2698.


   Первый вопрос - это возможность заключения договора между акционерным обществом и членами совета директоров.

    Действующий Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает, что АО заключает договоры с единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), с каждым из  членов  коллегиального  исполнительного  органа  общества  (правления,  дирекции),  с  управляющей организацией  или  управляющим.  Закон  определяет,  что  «договор  от  имени  общества  подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества» (ст. 69 Федерального закона «Об Акционерных обществах»). Однако Закон не предусматривает заключение какого-либо договора между АО и членами совета директоров АО. Идея заключения с членами совета директоров договоров представляет интерес и обсуждается в научной литературе. Так, О.В. Осипенко считает идею такого «глобального» договора с членом совета вполне реалистичной и даже перспективной. По его мнению, такой персональный договор с членом совета директоров является не трудовым, а гражданско-правовым соглашением, основу которого формирует гражданско-правовая конструкция договора возмездного оказания услуг, однако содержание данного договора в целом шире и, скорее, опирается на норму п. 3 ст. 421 ГК РФ51. Действительно, такой договор можно рассматривать как смешанный договор с элементами и договора возмездного оказания услуг, и агентского договора.

   В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей  увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

 

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

2.     Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

3.     Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

4.     Беликов И.В., Вербицкий В.К., Никитчанова Е.В. Директивы в компаниях с государственным участием: "за" и "против" (по результатам исследования) // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2013. № 10. С. 47.

5.     Веленто И.И. Проблемы участия государства в деятельности акционерных обществ // Право и бизнес: Сборник I Ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова. М.: Юрист, 2012. С. 253.

6.     Веленто И.И., Елисеев В.С. Теория экономического права. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. С. 35 - 75.

7.     Грищенко О.И. Институт независимых директоров и государство: опыт взаимодействия // Предпринимательское право. 2012. № 3.

8.     Долинская В.В. Защита и восстановление нарушенных прав акционеров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 3.

9.     Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник. М., 2004. С. 443, 444.;

10. Иванова С. Конец царства печати // ЭЖ-Юрист. 2013. № 24.

11. Кириенко Е.Н. Ответственность члена совета директоров // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2010. № 8 (75).

12. Мальгинов Г.Н., Ильясова Г.У. Оптимизация государственного сектора: зарубежный опыт и рекомендации для России. М., 2013. С. 71.

13. Муравьев А. Государственные пакеты акций в российских компаниях // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 107.

14. Осипенко О.В. Институты корпоративного управления и акционерные конфликты в России. М., 2004. С. 223.

15. Пышкин И.И. Представительство интересов публично-правовых образований в акционерных обществах // Законодательство. 2003. № 10. С. 46.

16. Пышкин И.И. Государство как акционер. М., 2007. С. 154.

17. Торкановский Е. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом // Хозяйство и право. 1997. № 8. С. 36.

18. Торкановский Е. Организационно-правовые формы государственного предпринимательства // Хозяйство и право. 1994. № 9. С. 65.

19. Филатов А. Советы директоров в госкомпаниях: как совместить долгосрочные интересы бизнеса и государства? // Журналъ для акционеровъ. 2010. № 1 - 2. С. 8 - 11.

20. Целовальников А.Б. Особенности управления в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 7.