Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МОЛОДЕЖНОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ В РОССИИ И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Экстремистское поведение молодежи в современный период выступает одной из наиболее актуальных проблем. Состояние, динамика политического экстремизма молодежи в России активно обсуждаются как  в средствах массовой информации, так и в специальной литературе, посвященной данной проблеме [1, c. 235].

   Формирование правосознания молодых граждан любого государства всегда имело большое значение в период развития любого общества, так как ее главной функцией выступает воспроизводство его политического устройства. В ходе правовой социализации молодые люди усваивают основные ценности, установленные или принятые нормы, навыки правового и морального поведения и в силу своих возрастных особенностей трансформируют их согласно условий своего существования,  с происходящими событиями своей жизни, с кругом своего общения [6, с. 23].

   В особенности наглядна  роль в развитии правосознания в поворотные  моменты жизни общества, в которых происходит формирование молодежного правосознания, когда осуществляется ломка социальных структур, действующих системы власти. В настоящее время трансформация традиционной отечественной культуры, обыденного правосознания происходит под действием внешних факторов, целью которых является переустройство сознания обычных граждан, в особенности молодежи, так как их сознание представляется менее глубоким и более всего подвержено эмоциональным потрясениям, которые не требуют глубокого осмысления происходящих событий и, тем более, их последствий.

   Основными субъектами политической социализации молодых граждан выступают средства массовой информации, включая интернет-ресурсы, формирующее влияние которых не всегда определяет общенациональные интересы [5, c. 75]. В связи с этим их влияние на правовое сознание молодежи зачастую оказывается негативным. Вследствие этого, подрастающее поколение оказывается под воздействием непатриотического, а также негражданского отношения к обществу, присоединяется к деятельности различных радикальных политических групп, нередко неофашистского или националистического толка, либо криминализируется. Примером данного утверждения служат обстоятельства, сложившиеся по поводу отношений между Украиной и Россией. Лица, выступающие в виде марширующих молодчиков с портретами Бандеры, в виде боевых отрядов националистов, громящих правительственные и общественные учреждения, в виде оголтелых спортивных фанатов, большинство из которых накачены наркотическими средствами, состоят именно из молодежи, причем основной массе молодых людей не исполнилось еще и 17-18 лет.

  Все указанное ведет к усложнению действующих политических процессов, которые связаны с формированием положительных моделей правосознания и поведения государством и институтами гражданского общества [2, c. 145].

  Таким образом, поиск государством эффективных путей и механизмов формирования правового сознания молодежи становится актуальной политической проблемой, требующей системного и комплексного решения.

   Главными источниками проявления молодежного экстремизма в Российском государстве выступают, прежде всего, социально-политические факторы: кризис экономической системы; отсутствие различных социально-полезных форм проведения досуга; кризисные проявления как школьного, так и семейного воспитания. Все указанное позволяет сделать вывод о том, что основная сфера проблем, с которыми сталкивается подрастающее поколение в России, лежит в области происходящих конфликтных семейных отношений, и конфликтных отношений между сверстниками. Значительную роль также занимают личностные факторы в виде деформации системы ценностей, "нездоровой" среды общения, преобладания досуговых над социально полезными ориентациями, неадекватное понимание педагогических влияний, отсутствие жизненных устремлений [7, c. 5].

   В Российском государстве в последнее время обозначены национал-экстремистская, крайне левая, крайне правая, а также этноконфессиональная основа политического экстремизма. Также важно отметить, что хотя выявление экстремистских акций на разных основах имеют различные особенности проявления, их сплачивает применение различных экстремальных форм насилия для приумножения агрессивности. Молодые люди большей частью руководствуются "неписаным правом", их поведение чаще определяют не нормативные акты, а собственные суждения, представления, на которые ориентируются в той или иной молодежной субкультуре. Нередко в молодежной среде правовые нормы расцениваются как ограничение свободы, принуждение, что влечет за собой непредсказуемость поведения молодых людей, анархичность, радикализм, экстремистские настроения [4, c. 37].

   Необходимо выделить ряд признаков, которые подходят к любой определенной организации, из разнообразия имеющихся направлений экстремистских группировок.

   Во-первых, это стремление к политическому насилию, которое проявляется, например, в пропаганде, в непосредственных призывах к актам насилия, их совершению.

   Во-вторых, экстремистской числится политика, непосредственно направленная на насильственную трансформацию наличествующего государственного строя, а также непосредственно на захват власти.

   В-третьих, пропаганда регулярного нарушения прав человека.

   В-четвертых, шовинистическая и расистская пропаганда любого толка [3, c. 11].

  В сравнении со взрослым, молодежный экстремизм имеет определенные существенные отличия, которые выражены в следующем: молодежный экстремизм выступает производным от взрослого и в связи с этим менее организован, не управляем, за редким исключением, идеологически легкомыслен. Молодежь, склонная к совершению экстремистских проявлений, менее склонна к компромиссам в любой предложенной форме. В то время как большая часть взрослых экстремистов, выступающих в политической сфере, при наступлении острых условий, могут в некоторой степени менять собственную политическую позицию, а также договариваться с гораздо сильным противником.

   В связи с приведенными признаками проявления молодежного экстремизма, факторов, которые являются основанием для проявления молодежного экстремизма, дадим собственное определение данного термина, которое тесно связано с определением экстремизма: молодежный экстремизм – многоаспектное противоправное общественно опасное явление, совершаемое лицами, имеющими возрастные рамки от 14 до 25 лет, носящее стихийный асоциальный характер, охватывающее все области общественной жизни, подрывающее установленные общественные устои при помощи крайних насильственных методов, которое выражено в непринятии других суждений, бескомпромиссности и безапелляционности своих выступлений.

    Представляется, что базовой основой профилактических мероприятий в отношении неформальных молодежных формирований экстремистской направленности является индивидуальный подход к участникам данных формирований, что обусловливает важность исследования особенностей их личности с применением комплекса определенных признаков. Благополучное решение задач, связанных с перевоспитанием правонарушителей также предполагает необходимое совмещение индивидуальной профилактики с непосредственным применением определенных законом мер воздействия в отношении самих участников неформальных молодежных движений экстремистской направленности, которые состоят на учете, так и в отношении других лиц, которые оказывают отрицательное влияние на них.

   Важно отметить, что разные формы и методы профилактической работы применимы к молодежи, склонной к совершению экстремистских проявлений, с учетом определенных особенностей их личности.

    Должностные лица ОВД сразу могут применять различные формы работы в исследуемом направлении, в том числе:

-   выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством;

-    осуществлять в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направлять таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики либо в иные учреждения;

-   рассматривать в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и(или) содержанию несовершеннолетних;

-    участвовать в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством.

   К мерам, способствующим искоренению экстремизма в нашем государстве, относится работа органов государственной власти по осуществлению согласованной политики в отношении молодежи, а именно: реализация специальных программ поддержки молодежи, которые повышают ее гражданскую активность, содействующих расширению возможностей выбора способов самореализации в области трудоустройства. Важно государственное содействие военно-патриотическим и другим молодежным организациям. В соответствии с проводимой практикой в данном направлении, в тех субъектах РФ, где ведется целенаправленная работа по восстановлению социально-психологического климата в молодежной среде, заинтересованности подрастающего поколения в организации интересного и социально полезного досуга, экстремистское движение потеряет свою активность.

   Бесспорно, для предупреждения незаконных действий экстремистского характера одних приведенных мер недостаточно. Необходимо вести разъяснительную работу в образовательных учреждениях, средних профессиональных учебных заведениях и вузах о том, насколько пагубна националистическая идеология, об ее последствиях на конкретных примерах прошлого (события Великой Отечественной войны) и настоящего (события в Одессе 2 мая 2014 года) и ответственности, предусмотренной действующим административным и уголовным законодательством за совершение указанных деяний.

   В системе мер борьбы с экстремизмом предупреждение имеет приоритет перед уголовным наказанием, которое касается лишь ограниченного числа преступлений экстремистской направленности и применяется после того, как преступление совершено и его уже нельзя предотвратить. В то же время профилактика направлена на противодействие экстремизму, недопущение его независимо от того уголовно или административно наказуемо данное деяние, обеспечивая тем самым общественный порядок, безопасность людей, защиту их от экстремистских посягательств. Но также важно помнить, что только запретами и карательными методами разрешить проблему молодежного экстремизма невозможно. Только совместные слаженные действия правоохранительных органов и граждан государства могут способствовать сокращению числа участников (потенциальных участников) экстремистских движений, а также снижению уровня экстремистской преступности в целом, и в молодежной среде в частности.

 

Список литературы

1.     Ентелис Г.С., Щипанова Г.Д. Протестный потенциал российской молодежи. М., Юрайт, 2007. – 576 с.

2.     Ильинский И.М. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи). М., Социум, 2001. – 464 с.

3.     Тулупов В.А. Истоки современного экстремизма и агрессии в молодежной среде // Политический журнал. 2009. N 5. URL: http://www.politjournal.ru.

4.     Чупров В.И. Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 726 с.

5.     Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., Юрист, 2006. – 692 с.

6.     Шабунин Д.М. Гражданское общество: история и современность. М., 2009. С. 145.

7.     Якушева И.П. Формирование правового сознания российской молодежи как фактор совершенствования правопорядка // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 3. С. 22.