Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

В последнее время большое внимание уделяется сфере понятийных исследований, в частности– образным рассуждениям о научных фактах с точки зрения «примерных умозаключений», а не принятых ранее догм и научных доказательств. Иными словами, анализу подвергаются знания, которые не имеют под собой истинности или неопровержимых доказательств, а, наоборот, допускают существованиемножества противоречивых теорий и разноплановых мнений.

Концептология получила статус самостоятельного научного направления, которое оперирует концептуальными понятиями и апеллирует значительным количеством отдельных концептов, объединенных в концептосферы и концептуальные поля. Известно, что «языковое сознание членится на релевантные фрагменты осмысления действительности, которые имеют вербальное выражение и допускают этнокультурное, социокультурное и личностно-культурное измерение» [6, c. 6]. Каждый концепт может быть изучен и подвергнут анализу с разных сторон, при этом под концептом можно понимать практически любой объект и с ним связанные реалии, которые так или иначе определяют его. Ю.С. Степанов отмечал в связи с этим: «…концепты существуют по-разному в разных своих слоях, и в этих слоях они по-разному реальны для людей данной культуры»[11, c. 47].

В основе каждого концепта лежит набор конкретных номинаций, «выбор которых не зависит от внешних условий, а является результатом случайных ассоциаций» [10, c. 155].Языковая картина мира субъективно отражает мир [там же c.119]. Под картиной мира подразумевается целостная совокупность образов действительности в коллективном сознании, при этом концепты определяют специфику поведения конкретного народа.

Задача данной статьи – рассмотреть номинативное поле демонологической концептосферы с акцентом на такие ее ключевые компоненты, как вампиры, демоны, другие мифические существа. При рассмотрении ядерных компонентов выбранных ключевых номинаций были проанализированы не только литературные и литературоведческие источники (романы и энциклопедии), но использовались и кинематографические примеры. Материалом исследования послужил популярный американский сериал «Сверхъестественное» (Supernatural), который изобилует персонажами потустороннего мира [17]. Некоторые персонажи сериала ранее никогда не ассоциировались с «темными силами», вызывающими такую сильную эмоцию, как страх. «Органы чувств дают нам более богатую информацию о мире по сравнению с языком», а одно из самых сильных чувств, присущих человеческому существу является страх [10, c. 130].

Существует теория дифференциальных эмоций психолога К. Изарда, в которой страх отнесѐн к базовым эмоциям, то есть выступает врождѐнным эмоциональным процессом. Следовательно, страх порождает любопытство: появляется желание узнать о нем больше, чтобы быть готовым с ним справиться [4, c. 55]. Ничто не вызывает эту эмоцию настолько сильно, как столкновение с потусторонними силами, с чем-то необъяснимым, с сверхъестественным. Как известно, область мифологии и мифологические персонажи, (МП) – это существующие без реального объекта понятия, поэтому маркер «необъяснимое» всегда будет присущ им. Лексические единицы, например, мифологемы и демонологемы скрываются в основном придуманные персонажи – несуществующих героев и вредоносных существ, вызывающие неподдельный интерес и дающие широкий простор для полета фантазии.

Именно этим и объясняется популярность выбранного нами телесериала. Впервые «Сверхъестественное» появился на экранах США в 2005 году и до сих пор имеет обширную аудиторию и массу поклонников. Научный интерес представляет, на наш взгляд, изучение концептуальных понятий этого фильма, так как в его основе лежит демонологическая составляющая, он изобилует лингвокультурными концептами, такими как: вампир vampire, духspirit, демон Азазель demon Azazel, всадники АпокалипсисаHorsemen of the Apocalypse, Лилит Lilith, левиафаны the Leviathans, призрак vengeful ghost и т.п. На первый взгляд здесь все эти номинации однозначны и понятны. Однако, это обманчивое впечатление, так как в телесериале многие из этих персонажей представлены не в том свете, в котором мы привыкли их узнавать. Обратимся сначала к энциклопедическим словарям, которые содержат эти лексемы, истолковывая их значение и приводя этимологию.

Так, в энциклопедии С.А. Токарева «азазель» обозначено как слово еврейского происхождения (Azazel) и имеет прямое значение – демоническое существо [7, c. 34]. В «Септуагинте» оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», что соответствует термину, которым пользуется Мишна (первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма): «отсылаемый козѐл» [13]. Ряд исследователей утверждает, что Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню (Вавилонский Талмуд, Трактат Йома, лист 37). Одним из примеров употребления образа Азазеля, как прототипа литературного персонажа, является Азазелло — выдуманный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», демон, член свиты Воланда. «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло… Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца» [1, с.921].В библии лексема «азазель» употребляется только в контексте «козла отпущения», здесь можно проследить происхождение идентичного идиоматического выражения – козла отводили в пустыню в качестве жертвоприношения демону Азазелю, при этом козел олицетворял искупление всех грехов народа. Существует также и иное толкование этого термина. Очень давно Азазель появился как падший ангел в апокрифической «Книге Еноха» еще в 2 веке до н.э. Здесь, как утверждают исследователи, он предстал в виде «совратителя человечества, научившего мужчин войне, а женщин нанесению макияжа и вытравлению плода» [7, c. 41]. Считалось, что Азазель был изгнан с небес архангелом Рафаилом и после страшного Суда брошен в огонь. Имеется также упоминание о том, что от порочной связи этого ангела с земными женщинами появились на свет «исполины», поднявшие впоследствии мятеж против самого Бога.

На гравюрах изображение Азазеля весьма однозначно – из-за его непосредственной связи с козлом на голове присутствуют небольшие рожки, ноги в виде звериных лап когтями и обязательный атрибут – хвост, иногда в правой руке он держит трезубец, который символизирует преданность Азазеля самому сатане. В кинематографическом толковании Азазель не так однозначен, как в энциклопедических источниках. В телесериале «Сверхъестественное» - это черный дым, вселяющийся в тела людей, после чего у жертв начинали светиться желтым глаза. Его миссия на Земле – выпустить из Ада сатану, являющегося его отцом. Здесь возникает одно из противоречий библейским источникам – если Азазель в прошлом ангел, то какое отношение он может иметь к темному миру. Однако предательство Бога Азазелем может быть вызвано именно этим – родством с темным лордом. Отсутствие реального референта и истинности, основанной на мифологии и фольклористике, не может дать нам точного представления о том, каким конкретно образом Азазель связан как с дьяволом, так и с Богом. В сознании современного читателя и зрителя одно остается однозначным – концептуальное понятие «Азазель» сочетает в себе представление о потустороннем существе, представляющем опасность для человека.

Лексема «левиафан» впервые упоминается в Библии и восходит к еврейскомуliwyatan, lawa(«свертываться», «виться»). В мифологии – это морское животное в виде крокодила, скрещенного со змеей, «непостижимое божественное творение», созданное творцом задолго до архангелов и всего остального[7, с. 580]. Некоторыми исследователями образ левиафана сроднен с первоначальным хаосом, «враждебным богу-творцу и некогда им покоренным, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным» [там же:c. 581]. Одно из самых развернутых описаний левиафана содержится в книге Иова: «нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его, круг его зубов – ужас, от его чихания показывается свет, глаза у него – как ресницы зари, дыхание его раскаляет угли, из пасти выходит пламя…он царь над всеми сынами гордости» (Иов 2 – 26). В теле(кино)сериалах левиафаны присутствуют во множественном числе в виде сгустков энергии, которые вселяются в главного героя и провоцируют в нем видения от самого Люцифера – герой видит ад глазами сатаны и все, что происходит с самим дьяволом. Так, создатели «Сверхъестественного» избегают реального изображение этого монстра, наделяя его размытым образом.

Наиболее популярный в наше время персонаж из мифологии и фольклористики – вампир (от старославянского вѫпырь, и польского wąpierz). Вампиром в низшей мифологии народов Европы считался мертвец, по ночам встающий из могилы или являющийся в облике летучей мыши, сосущий кровь у спящих людей, насылающий кошмары [15]. Очень подробно о нем написал Р.Х. Роббинс в своей «Энциклопедии колдовства и демонологии». Мы приведем только самые яркие описания этого монстра – получеловека, полудемона: «его кожа была румяной и светлой, ногти длинными и злобно искривленными, рот еще сочился кровью от последнего ночного пиршества» [9,c. 72]. Автор утверждает, что само слово «вампир» венгерского происхождения, так же может иметь турецкий корень uber (ведьма), чему в испанском языке соответствует bruja (женщина - птица, сосущая кровь детей).

Существует две точки зрения, по мнению  исследователя, на сущность вампира: первая – это демон, входящий в мертвое тело, и вторая – дух умершего, вернувшийся в его тело. Образ этого МП перекликается с реальными фактами – часто вампирами называют людей, которые черпают энергию у своих близких, намеренно с ними ссорясь и провоцируя конфликты, тем самым пополняют свою ауру и черпают из негативной энергетики жизненную силу. В Пуэрто-Рико в 1950-х годах вампирские особенности приписали реально существующему животному – чупакабре chupacabras (от испанского chupar«сосать» и cabra«козел»). В наше время в 2011 году в Ставропольском крае фермерами были обнаружены полностью обескровленные тушки кроликов, а местные СМИ (печатные и телевизионные) писали и показывали очевидцев – местных жителей, видевших странное животное, похожее на лысую собаку с длинными когтями и клыками [12].

В литературных источниках образ вампира встречается нередко. Известным примером  могут служить персонажи романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», который многократно был экранизирован отечественным кинематографом, – Гелла и Варенуха. Именно они воплотили в себе некоторые яркие особенности кровопийц. Гелла описывалась следующим образом: «появилась в передней совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическими глазами… Он почувствовал, что ладони эти еще холоднее, что они холодны ледяным холодом» [1, с. 726]. Варенуха же в свою очередь обладал бледно-зеленым цветом лица и не отбрасывал тени, кроме того от обоих «тянуло по полу гнилой малярийной сыростью» как от покойников Так ж автор подчеркивает еще одну отличительную особенность – отсутствие тени: «над спинкою на полу не было теневой головы Варенухи, ровно как под ножками не было ног администратора» [там же:с. 757-758]. Представляя себе этих героев, читатель, основываясь на своем личностном восприятии мифологических персонажей, может развить свою фантазию и воображение.

Среди современных ученых бытует мнение, что «вампиризмом», или по-научному «порфирией», могут страдать некоторые люди – у них есть такие признаки, как невозможность воспроизведения организмом красных телец, что в свою очередь отражается на дефиците кислорода и железа в крови; в крови и тканях нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина, в процессе болезни деформируются сухожилия, что в крайних проявлениях приводит к скручиванию [16]. Все это заставляет больного прятаться от солнечного света, что согласно всем источникам является одним из основных признаков вампира. Ссылаясь на Р.Х. Роббинсон, нам также хотелось бы отметить, что существуют также психологические отклонения, связанные с симптомами «вампиризма» - некрофилия (совокупление с трупом), некрофагия (поедание мертвых тел) и некросадизм(повреждение трупов для полового удовлетворения) [9с.75]. Однако, широкое использование в литературных источниках и популярных киноработах эти нездоровые отклонения не получили.

В заключении хотелось бы обратить внимание на лексему «ангел», чьѐ восприятие на первый взгляд, кажется однозначным. Известно, что христианская церковь на протяжении многих веков представляет его исключительно положительным божественным существом, приписывая ему непосредственную связь с богом и приносящим людям только добро. Лексикографические источники однозначно дают нам следующее значение: ангел – посланник бога, его служитель, исполнитель его воли, бестелесное божественное существо, иногда изображается крылатым отроком, юношей; существо духовное, одаренное разумом и волею; сверхъестественное [2; 3; 8].

Существуют также переносные значения словоформы «ангел»: добрый человек, великодушный, милый, ласковый, готовый на бескорыстные поступки, но для нашего исследования интересны исключительно значения, связанные с необъяснимыми явлениями. В рассматриваемом нами кинематографическом источнике персонаж, воплощающий образ ангела (Кастиэль), несколько отклоняется от общепринятых норм: являясь ангельским существом, он обладает рядом сверхъестественных способностей, в том числе способностью убивать демонов одним   прикосновением.   В   отличие   от  стереотипного   представления    ангела,   Кастиэль,    в    сериале «Сверхъестественное» не всегда помогает людям, он может, при необходимости даже убить невиновного. В библейских источниках никогда ангел не был представлен в таком виде – единственное исключение падшие ангелы, изгнанные из Рая за проступки.

Изображение мифологических и религиозных персонажей в письменных и кино- источниках может отличаться друг от друга. Одни авторы (народ, время, эпоха) стремились сделать акцент на их способностях, другие (авторы телефильма) концентрировали свое внимание на совершенно ином–брали за основу внешние атрибуты. Кинематограф воплощает визуальными образами посредствам грима, компьютерной графики, игры актѐров, основываясь, как один из вариантов, на литературоведческих и культурологических источниках, изображая МП согласно индивидуально-авторскому замыслу и личностному восприятию режиссера. Писатели, скорее всего, также прорабатывают разные энциклопедические материалы и изобретают посредствам художественного слова свои собственные персонажи нечистой силы. Однозначным остается один факт – все последующие интерпретации тех  или иных МП основаны на общем преставлении: негативном  влиянии на человека и обладанием необъяснимыми сверхспособностями. Каждый человек склонен делать свой выбор и решать, чему верить, а что подвергать сомнению; однако одно остается однозначным –с каждым новым витком в развитии человечества на передний план будут выдвигаться актуальные для той эпохи реалии и представление о них, которые не имеют и никогда не имели конкретного референта, будут искажаться и обрастать новыми догадками и подвергать сомнению ранее существующие предположения. Но мы считаем, что в каком бы виде не представали перед нами МП, они всегда будут волновать умы людей разных наций и вызывать страх от неопределенности, неоднозначности и беспомощности человеческого существа перед сверхъестественным.

 

Список литературы

1.     Булгаков, М.А. «Мой бедный, бедный мастер…»: Полное собрание редакций и вариантов романа «Мастер и Маргарита» / Михаил Булгаков, под ред. В.И. Лосева; науч. ред. Б.В. Соколов. – М.: Вагриус, 2006. – 1006 с.

2.     Даль, В.И. Толковый словарь живого великоросского языка. – М.: Цитадель, 1998. – 4249 с.

3.     Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. – М.: Русский язык, 2000. [Режим доступа: http://efremova.info/Angel-1421.html]

4.     Изард, К.И. Эмоции человека, М., 1980. С. 52-71.

5.     Книга Иова. Ветхий Завет. [Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/iov/]

6.     Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: «Перемена», 2002. – 480с

7.     Мифы народов мира. Энциклопедия под ред. С.А. Токарева. М.: Изд-во «Энциклопедия», 2008. – 1147 с.

8.     Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка (совместно с Н.Ю. Шведовой). 22-е изд. 1992.[Режим доступа: http://ozhegov.org/word]

9.     Роббинсон, Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. – М.: Локид, МИФ, 1996. – 562 с.; ил.

10. Серебренников, Б.А. Номинация и проблема выбора // Языковая номинация. Общие вопросы. М.: Наука, 1977, 256 с.

11. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 992с.

12. Ставрополье       ТВ.        Архив        видеоновостей.       «Чупакабра       в        регионе».        [Режим        доступа: http://www.stavropolye.tv/events/view/40328?sphrase_id=1947844]

13. Электронная                     энциклопедия                      Википедия:                      Мишна[Режим                      доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B0]

14. Электронная                 энциклопедия                 Википедия:                 Талмуд:                 [Режим                  доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%83%D0%B4]

15. Электронная                энциклопедия                 Википедия:                 Вампиры.                [Режим                 доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%8B]

16. Электронная                энциклопедия                Википедия:                Порфирия.                [Режим                 доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%93% D1%8E%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0]

17. Телесериал «Сверхъестественное» (Supernatural) /Сценарий Э. Крипке. США, – 2005. – 11 сезонов.