Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ КОНТРОЛЛИНГА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2017г.

В современные экономических условиях особую актуальность приобретает новая концепция управления – контроллинг. В основе этой новой концепции системного управления предприятием (это может быть банк, торговая фирма и пр.) лежит необходимость успешного функционирования организационной системы в перспективе. И достигается это следующим:

–       умением эффективно адаптировать стратегические цели предприятия к изменяющимся условиям внешней среды;

–       умением     согласовывать    оперативные  планы    со  стратегическим     планом    развития организационной системы;

–       умением координировать и интегрировать оперативные планы по разным бизнес-проектам;

–       умением создать систему обеспечения руководителей (менеджеров) информацией для управления предприятием в определённые промежутки времени [5].

Также к функциям контроллинга относится и разработка методик для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Иногда «контроллинг» связывают со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие.

Контроль направлен в прошлое, на выяснение причин ошибок и просчетов, а контроллинг – это такое управление, которое обеспечивает длительное функционирование предприятия и его структурных единиц.

Контроллинг – это современная, комплексная система управления организацией, направленная на координацию и взаимодействие системы управления предприятием [3].

Главным в концепции контроллинга является:

1.       Ориентация  на  эффективную  работу  организации  в  относительно  долговременной перспективе, которая включает:

- ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;

- необходимость контролировать издержки и проводить мероприятия по их снижению;

- умение сочетание ориентацию на клиентов и на доход;

- организация системы стимулирования работников в связи с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия и личностных целей;

- рост суммы активов предприятия;

-     отслеживание клиентов по критерию доходности,  т.е.   знание того,   сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.

2.   Формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;

3.     Определение циклов задач контроллинга, что обеспечивает этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.

Необходимо уяснить, что этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка планов, координация и детализация планов). Затем идёт встречный поток «снизу вверх», так как одной из задач контроллинга является корректировки планов, их координация и сведение их в единый план по предприятию. В данном случае анализируются фактические данные по контролируемым вопросам и вырабатываются мероприятия по устранению отклонений. То есть можно сказать, что в системе контролинга происходит взаимосвязи между органами и объектами управления [6].

Основным звеном процесса контроллинга является наличие определенной цели, то есть желаемого состояния объекта управления.

Главной же целью самого контроллинга является ориентация управления на развитие и сохранение бизнеса.

Конкретные  схема  организации  процесса  контроллинга  на  предприятии  зависят  от  ряда обстоятельства, к которым относятся: масштабы самого предприятия, его отраслевая принадлежность, сложившаяся система планирования, организационная структура и т.д.

Также процесс построения эффективной схемы контроллинга на предприятии является достаточно длительным мероприятием, например, в западных компаниях на этот процесс уходит 2-3 года [3]. Создание системы контроллинга должно быть определено объективными причинами развития предприятия. В результате создания системы контроллинга предприятие получает в сове распоряжение современный механизм управления, который способен: сократить время принятия управленческих решений, повысить прибыльность и рентабельность предприятия, эффективно управлять активами.

Необходимость контроллинга на предприятии обуславливается рядом причин, таких как увеличение нестабильной внешней среды; ускорение реакции на изменение внешней среды, повышение гибкости предприятия, снижение вероятности банкротства; необходимость в постоянном отслеживании изменений во внутренней и внешней среде и так далее [4, с. 181].

Для обеспечения эффективного функционирования системы контроллинга на предприятии важно решить проблему выбора оптимального метода учета затрат [6].

Для того чтобы выбрать оптимальный метод учета затрат, необходимо оценить каждый из существующих методов с точки зрения решения задач контроллинга, к которым, в частности, относятся: составление оперативного плана по предприятию в целом, краткосрочное планирование производства, планирование единовременных и неповторяющихся работ, планирование сбыта, краткосрочное планирование затрат и т.д. [6]. Используя данные управленческого учета, можно сделать более узкую оценку финансовых результатов и дать более точные и конкретные рекомендации для повышения эффективности деятельности фирмы [1].

В настоящее время выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Функции оперативного контроллинга закрепляются за подразделениями, выполняющими функции контроля, анализа, учета и планирования, а функции стратегического контроллинга выполняет высшее руководство предприятия.

Главная  задача  оперативного  управления  –  это  построение  такой  системы  управления  в организации, которая бы способствовала достижению текущих целей, которые могут быть выражены в получении прибыли либо достижении конкретного уровня рентабельности или ликвидности. Данный вид контроллинга ориентирован на достижение краткосрочных целей развития предприятия [2].

Стратегического контроллинг направлен на прогнозирование негативных для организации ситуаций и выполнение мероприятий, направленных на их предотвращение. Его целью является построение такой системы управления в организации, которая способствовала бы ее устойчивому положению и формированию конкурентных преимуществ на продолжительный период времени.

В реальных же условиях функционирования предприятия стратегический и оперативный контроллинг тесно взаимосвязаны между собой в процессе реализации функций управления. Контроллинг является так называемым связующим звеном между системной управления предприятия и ее организационным и информационным обеспечением.

Таким образом, можно сказать о том, что применение на практике механизмов контроллинга способствует совершенствованию системы управления организацией и добиться высоких результатов в таких областях как, финансовая устойчивость, прогнозирование, планирование и инвестиционная привлекательность.

 

Список литературы

 

1.                   Арутюнян Ю. И., Мелкумова Э. Э., Самохвалова Е. К. Управление затратами: сущность, этапы и методы [Текст] / Ю. И. Арутюнян, Э. Э. Мелкумова, Е. К. Самохвалова // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы X международной научно- практической конференции: в 2-х  томах. Научно-издательский центр «Академический». - 2016, С.152-156.

2.                   Арутюнян Ю. И., Шибанихин Е. А. Управление затратами: учебное пособие / Ю. И. Арутюнян, Е. А. Шибанихин. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 84 с.

3.                   Волкова М.В. Контроллинг в системе эффективного управления предприятием // Теория и практика общественного развития – 2014 – № 21 – С. 89-91

4.                   Кириллова Е. Ю., Арутюнян Ю. И. Контроллинг в системе управления затратами // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства»: в 4-х томах. - пос. Персиановский: Изд-во Донского ГАУ, 2015.- С. 180-184.

5.                   Контроллинг : учебное пособие / Т. Ю. Теплякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 143 с.

6.                   Нечеухина Н.С. Контроллинг как инструмент управления предприятием // Известия Уральского государственного экономического университета – 2009 – № 4 – С. 103-108