16 октября 2017г.
В современные экономических условиях особую актуальность приобретает новая концепция управления – контроллинг. В основе этой новой концепции системного управления предприятием (это может быть банк, торговая фирма и пр.) лежит необходимость успешного функционирования организационной системы в перспективе. И достигается это следующим:
– умением эффективно адаптировать стратегические цели предприятия к изменяющимся условиям внешней среды;
– умением согласовывать оперативные планы со стратегическим планом развития организационной системы;
– умением координировать и интегрировать оперативные планы по разным бизнес-проектам;
– умением создать систему обеспечения руководителей (менеджеров) информацией для управления предприятием в определённые промежутки времени [5].
Также к функциям контроллинга относится и разработка методик для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
Иногда «контроллинг» связывают со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие.
Контроль направлен в прошлое, на выяснение причин ошибок и просчетов, а контроллинг – это такое управление, которое обеспечивает длительное функционирование предприятия и его структурных единиц.
Контроллинг – это современная, комплексная система управления организацией, направленная на координацию и взаимодействие системы управления предприятием [3].
Главным в концепции контроллинга является:
1. Ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе, которая включает:
- ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;
- необходимость контролировать издержки и проводить мероприятия по их снижению;
- умение сочетание ориентацию на клиентов и на доход;
- организация системы стимулирования работников в связи с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия и личностных целей;
- рост суммы активов предприятия;
- отслеживание клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.
2. Формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
3. Определение циклов задач контроллинга, что обеспечивает этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.
Необходимо уяснить, что этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка планов, координация и детализация планов). Затем идёт встречный поток «снизу вверх», так как одной из задач контроллинга является корректировки планов, их координация и сведение их в единый план по предприятию. В данном случае анализируются фактические данные по контролируемым вопросам и вырабатываются мероприятия по устранению отклонений. То есть можно сказать, что в системе контролинга происходит взаимосвязи между органами и объектами управления [6].
Основным звеном процесса контроллинга является наличие определенной цели, то есть желаемого состояния объекта управления.
Главной же целью самого контроллинга является ориентация управления на развитие и сохранение бизнеса.
Конкретные схема организации процесса контроллинга на предприятии зависят от ряда обстоятельства, к которым относятся: масштабы самого предприятия, его отраслевая принадлежность, сложившаяся система планирования, организационная структура и т.д.
Также процесс построения эффективной схемы контроллинга на предприятии является достаточно длительным мероприятием, например, в западных компаниях на этот процесс уходит 2-3 года [3]. Создание системы контроллинга должно быть определено объективными причинами развития предприятия. В результате создания системы контроллинга предприятие получает в сове распоряжение современный механизм управления, который способен: сократить время принятия управленческих решений, повысить прибыльность и рентабельность предприятия, эффективно управлять активами.
Необходимость контроллинга на предприятии обуславливается рядом причин, таких как увеличение нестабильной внешней среды; ускорение реакции на изменение внешней среды, повышение гибкости предприятия, снижение вероятности банкротства; необходимость в постоянном отслеживании изменений во внутренней и внешней среде и так далее [4, с. 181].
Для обеспечения эффективного функционирования системы контроллинга на предприятии важно решить проблему выбора оптимального метода учета затрат [6].
Для того чтобы выбрать оптимальный метод учета затрат, необходимо оценить каждый из существующих методов с точки зрения решения задач контроллинга, к которым, в частности, относятся: составление оперативного плана по предприятию в целом, краткосрочное планирование производства, планирование единовременных и неповторяющихся работ, планирование сбыта, краткосрочное планирование затрат и т.д. [6]. Используя данные управленческого учета, можно сделать более узкую оценку финансовых результатов и дать более точные и конкретные рекомендации для повышения эффективности деятельности фирмы [1].
В настоящее время выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Функции оперативного контроллинга закрепляются за подразделениями, выполняющими функции контроля, анализа, учета и планирования, а функции стратегического контроллинга выполняет высшее руководство предприятия.
Главная задача оперативного управления – это построение такой системы управления в организации, которая бы способствовала достижению текущих целей, которые могут быть выражены в получении прибыли либо достижении конкретного уровня рентабельности или ликвидности. Данный вид контроллинга ориентирован на достижение краткосрочных целей развития предприятия [2].
Стратегического контроллинг направлен на прогнозирование негативных для организации ситуаций и выполнение мероприятий, направленных на их предотвращение. Его целью является построение такой системы управления в организации, которая способствовала бы ее устойчивому положению и формированию конкурентных преимуществ на продолжительный период времени.
В реальных же условиях функционирования предприятия стратегический и оперативный контроллинг тесно взаимосвязаны между собой в процессе реализации функций управления. Контроллинг является так называемым связующим звеном между системной управления предприятия и ее организационным и информационным обеспечением.
Таким образом, можно сказать о том, что применение на практике механизмов контроллинга способствует совершенствованию системы управления организацией и добиться высоких результатов в таких областях как, финансовая устойчивость, прогнозирование, планирование и инвестиционная привлекательность.
Список литературы
1. Арутюнян Ю. И., Мелкумова Э. Э., Самохвалова Е. К. Управление затратами: сущность, этапы и методы [Текст] / Ю. И. Арутюнян, Э. Э. Мелкумова, Е. К. Самохвалова // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы X международной научно- практической конференции: в 2-х томах. Научно-издательский центр «Академический». - 2016, С.152-156.
2. Арутюнян Ю. И., Шибанихин Е. А. Управление затратами: учебное пособие / Ю. И. Арутюнян, Е. А. Шибанихин. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 84 с.
3. Волкова М.В. Контроллинг в системе эффективного управления предприятием // Теория и практика общественного развития – 2014 – № 21 – С. 89-91
4. Кириллова Е. Ю., Арутюнян Ю. И. Контроллинг в системе управления затратами // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства»: в 4-х томах. - пос. Персиановский: Изд-во Донского ГАУ, 2015.- С. 180-184.
5. Контроллинг : учебное пособие / Т. Ю. Теплякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 143 с.
6. Нечеухина Н.С. Контроллинг как инструмент управления предприятием // Известия Уральского государственного экономического университета – 2009 – № 4 – С. 103-108