Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Авторы:
Город:
Раменское
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2017г.

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса − развал системы государственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

В условиях рыночных отношений меняются взгляды на роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами.

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий [2].

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание) [2].

В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

В современных социально-экономических и культурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Рыночные отношения коренным образом изменили характер функционирования традиционной системы управления. Четко обозначился переход от вертикальной, авторитарно- бюрократический системы управления к корпоративному стилю, основанному на союзе профессионалов и обеспечивающему управление деятельностью любой структуры по горизонтали, учитывающее природосообразные качества каждого человека и личностно-ориентированный подход к его деятельности.

Мировой опыт и российские исследования проблемы управления учебным процессом на уровне вуза и образовательного учреждения показывают недееспособность старых управленческих структур. В то же время создаваемые новые управленческие организационные структуры (психодиагностические, информационные, образовательно-методические и другие центры) пока не оказывают должного влияния на систему подготовки руководителей и специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием, результативность учебно-воспитательного процесса.

Исследования показали наличие дефицита знаний не только по менеджменту, но и компетенции кадров на всех уровнях и во всех звеньях управления. Особенно обозначился дефицит культуры: мировоззренческой, политической, производственной, нравственной, правовой, экономической и управленческой. Эти же факторы сдерживают стабилизацию экономики и отражаются на всей системе образования Российской Федерации.

Руководитель образования − это человек, профессионально осуществляющий функции управления (информационно-аналитическую, 75 мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно- исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно- коррекционную).

Его профессионализм заключается в знании образовательного рынка, его законов и следующих умениях:

-   прогнозировать развитие образовательных организаций и создавать все необходимые условия для достижения целей, владеть искусством управления людьми и отношениями между ними;

-    сплачивать людей вокруг общей цели; - развивать в людях профессиональные потребности и создавать условия для их удовлетворения;

-      обеспечивать в конкретном образовательном учреждении, классном или общешкольном коллективах атмосферу уважения, доверия и успеха.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Взаимодействие  участников  целостного  педагогического  процесса  складывается  как  цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования, корректирования и рефлексии.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

- целенаправленное воздействие субъекта на объект управления;

-     влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;

- внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно- общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в 78 выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов, отношений. Государственный характер управления образованием проявляется также  в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально- региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и создание условий для самоопределения и самореализации личности.

Государственные органы управления − министерства образования, управления образованием в краях, областях автономных округах в границах своей компетентности решают такие вопросы, как:

· разработка и реализация целевых федеральных и международных программ;

·     разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

·   государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации;

· аттестация педагогических кадров;

·     формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;

· финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

·       разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности образовательного процесса;

·     прогнозирование сети образовательных учреждений. Контроль исполнения законодательства Российской Федерации бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

В условиях перераспределения управленческих функций у директора появляется возможность для разработки перспективных направлений развития  учреждения.   Директор координирует деятельность руководителей комплексов (своих заместителей) с целью достижения согласованности в их работе. Один из способов такой координации − разрабатываемый под руководством директора план работы учреждения. Контроль и анализ директором выполнения плана   работы становятся  систематическими и служат повышению эффективности функционирования всех элементов системы работы школы. Наконец, финансы (их планирование, поиск, распределение) − в настоящее время эта забота отнимает много сил и времени. Процесс социализации личности происходит в таких специальных социальных институтах как школа, профессиональные учебные заведения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Но именно в школе усваиваются не только знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за   счет того, что, с точки зрения  учителя или воспитателя,   может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытываемый или наблюдаемый опыт взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Оно может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания, так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям.

 

Список литературы

 

1. Управление образовательными системами: учеб. пособие. – изд. 2-е, испр. и доп. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. – Балашов: Изд- во «Николаев», 2005. – 60 с.

2.   Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. − Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. − 48 с.

3.   Орлов, А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А.А. Орлов. − М.: Прометей 1991. – 183 с.

4.   Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 222 с.