Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Теория «изъянов рынка» предполагает создание некоммерческих организаций потому что рынок не может реализовать имеющийся спрос на товары и  услуги из-за отсутствия информации о качественных и количественных характеристиках и не всегда может распределить финансовую нагрузку среди пользователей [6]. Описывая изъяны рынка, экономисты приводят в пример свет маяка, и как определить на сколько он полезен не морякам, а водителям и пешеходам, которые не платят портовую пошлину. Американский экономист Бертон Вейсброд выдвигая теорию «общественных благ» предположил, что некоммерческие организации эффективней государства и бизнеса отстаивают состояние чистого воздуха, услуг образования, здравоохранения и культуры, национальной обороны, общественной безопасности [2]. Интересен пример необходимости создания казачьих некоммерческих организаций.

Казачьи организации начинают создаваться на закате существования Советского союза конца 80-х начала 90-х годов. Эти процессы проходят повсеместно, сначала на юге страны, а за тем охватывают все территории компактного проживания казаков. Постепенно проходит начало возрождения всех 11 казачьих войск до революционной России Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Астраханское, Симереченское, Амурское и Уральское заменяются на Волжское, Енисейское, Иркутское и Центральное. Государство определяет казакам форму объединения именно некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), хотя в последствии и выделяет отдельный статус, казачье общество (статья 6.2. Казачьи общества введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 107-ФЗ) [7]. Литература, описывающая события тех лет не отражает экономических мотивов в действиях казаков при учреждении юридических лиц. Но, как и во всем мире «третий сектор» подчиняется своим законам и существуют экономические аспекты возникновения некоммерческих организаций. Наиболее изученными из них являются: теория «общественного блага», теория «изъянов рынка», теория «субсидий», теория «потребительского контроля» и теория «социального происхождения» [6].

Казачьи организации довольно активно занимаются контролем качества и созданием общественных благ. По данным Комитета по делам национальностей и казачества Ставропольского края, Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества курирует работу 212 казачьих классов, выходит с законодательными инициативами и уделяет качеству образования огромное внимание. Казаками организовывается систематическая кружковая волонтерская работа со школьниками и детьми, посещающими детские сады.

Такая же ситуация с национальной обороной и общественной безопасностью. В силу исторической привычки казаки проходят воинскую службу в казачьих соединениях в Ставропольском крае это 247 Казачий кавказский Десантно-штурмовой полк и 205 Казачья отдельная мотострелковая бригада и охраняют свои населенные пункты в составе добровольных народных дружин. В случае с охраной правопорядка казачьи общества участвуют в создании общественного блага, к тому же это снижает издержки государства [5].

Обращая внимание на проблемы не редко возникает вопрос как эффективно регулировать отношения в сфере землепользования. Противоречивые мнения использования земли часто возникают, особенно на востоке Ставропольского края. Что будет полезней для населения, что принесет больший социальный эффект иногда вызывает споры. Казачьи организации выступают в этом вопросе и как субъект правоотношений (фермерское хозяйство) и как посредник между властью, бизнесом и населением. Субсидии выступают одним из мотивов существования казачьих обществ. Во многих регионах приняты целевые программы по развитию казачества. Так Государственная программа Краснодарского края «Казачество Кубани» предполагает выделение 3111018,1 тыс. руб., в рамках Ставропольской краевой целевой программы «Государственная поддержка казачьих обществ в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы» реализовано за четыре года 63800 тыс. руб. и некоторые муниципалитеты субсидируют расходы казачьих обществ, направленные на принесение социальной пользы [5]. Город Ставрополь финансирует казаков целевой программой «Развитие казачества в городе Ставрополе на 2014 - 2018 годы» принятой постановлением администрации г. Ставрополя от 31.10.2013 N 3829 [4].Стратегия развития казачества до 2020 года нацеливает казачьи организации на вступление в государственный реестр, а субсидии используются как инструмент мотивации и упорядочивания этого процесса. Нельзя сказать, что субсидии служат причиной учреждения казачьей организации, хотя в некоторых ситуациях этот нюанс может быть основным при принятии решения.

Теория «потребительского контроля» автора А. Бен-Нера предполагает создание таких организаций как ТСЖ (товарищество собственников жилья), ТОС (территориальное общественное самоуправление) и другие [3].Казачьи общества часто выступают инициаторами решения проблем ремонта дорожного полотна, водоснабжения, свала и вывоза мусора, электрификации и многого другого. Например, жители поселка Кугуты Петровского района Ставропольского края не однократно обращаются в казачье общество с просьбой решить проблему водоснабжения. Даже рассматривают вопрос создания казачьего общества, не смотря на небольшое количество проживающих казаков, для решения этой проблемы.

Теория «социального происхождения» разрабатывалась Д. Эсприн-Андерсен и Д. Мур [1]. Они считают, что создание некоммерческих организаций определяется прежде всего сложившимися в обществе традициями и стереотипами в отношении создателей общественных благ. В казачьей культуре создателем общественных благ всегда выступала община или союз общин (войско), если вопрос касался крупных военных компаний. Это и строительство мостов, образовательных учреждений и охрана правопорядка, и продовольственная безопасность на неурожайный год и многое другое. Этот мотив выступает причиной создания казачьего общества так как соборность является одной из казачьих традиций.

Таким образом, в казачьем обществе наблюдаются все элементы экономических аспектов возникновения некоммерческих организаций. Разносторонний характер деятельности казаков говорит о том, что экономические мотивы всегда присутствуют при учреждении казачьего общества, что добавляет активности ее членам и приносит пользу обществу.

Список литературы:

 

1.                  Бунеева Р.И. Теоретические аспекты развития некоммерческих организаций – монография.: Москва: ЭФ МГУ, 2010. – 103 с.

 2.                  Вейсброд Б. Некоммерческая экономика - Кембридж.: Гарвардский Унив. Пресс, 1994. 75 с.

3.                  Крутиков В.К., Якунина М.В., Дорожкина Т.В. Некоммерческий сектор экономики и инновационное развитие региона – монография.: Калуга: ООО«Полиграф-Информ», 2013. — 236 с.

 4.                  Официальный сайт Администрации города Ставрополя // [Электронный ресурс] //            Режим                        доступа: http://Ставрополь.рф/regulatory/zakonodatelnaja_karta/48847/

5.                  Официальный сайт Комитета Ставропольского края по делам национальностей  и            казачества         //                    [Электронный  ресурс]         //    Режим   доступа: http://stavcomnat.it-sphere.su/2010-06-17-18-31-32/160--l-2009-2011-r

6.                  Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора - учебник.: Москва: ИНФРА-М, 2009. – 77 с.

7.                  Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».