Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОСИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2017г.

Цифровая экономика сегодня формирует основные подходы к управлению финансовыми потоками и государственному регулированию экономической деятельности на основе информационных технологий. В Программе МинКомСвязи РФ «Цифровая экономика в РФ» [11] сфера государственных услуг и регулирования указана в качестве первостепенного сектора для внедрения цифровых технологий, с учетом требований к обеспечению информационной безопасности в рамках Доктрины информационной безопасности РФ [5]. В качестве первоочередной цели Программы указано «создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан» [11].

В 1990-е гг. в развитых странах получили распространение попытки переосмыслить взаимоотношения в обществе между государством, бизнесом и гражданами на основе  концепции построения экологичных отношений [2]. Гражданское общество и бизнес взаимодействовали на уровне предъявляемых обществом требований к бизнесу нести социальную ответственность, соблюдать экологические и социальные стандарты, проводить политику устойчивого развития и т.п. Государство для реализации своих задач требовало от граждан и частного бизнеса, прежде всего, добросовестной уплаты налогов. Развитие новых взаимоотношений к началу 3-го тысячелетия привело к новым взглядам на взаимные обязательства и роли: если эволюция создала человека способным к социальной самоорганизации, то развитие информационно-телекоммуникационных технологий позволило совершить скачок не только для централизованного управления, но и для развития саморегулирования [1]. Экосистемы формируют новый подход к развитию среды управления, как на уровне корпоративного менеджмента и рыночных стратегий, так и на уровне государственного регулирования социально-экономического поведения [10].

Для построения интегрированных систем существенное значение имеет концепция экосистем как целостных систем функционирования совокупности субъектов, жизнедеятельность которых локализована на определенной территории. Это понятие происходит от анализа локализации жизнедеятельности в рамках биоценоза, далее концепция была преобразована в собственно понятие экосистемы как организации живых организмов, находящихся в постоянной взаимосвязи в единой биологической системе. Затем пересечение наук привело к попыткам использовать парадигму естественного отбора и эволюции видов Ч.Дарвина для понимания рыночной экономики и развития бизнес-структур и общественных установлений, социальных норм и ценностных регуляторов [9]. Т. Веблен описывал социальные процессы с точки зрения отбора: «Жизнь человека в обществе, как и жизнь других существ, является борьбой за существование и, поэтому, представляет собой процесс селективной адаптации. Эволюция социальной структуры является процессом естественного отбора институтов» [3]. Переход от традиционного и индустриального общества к постсовременному обществу, основанному на знаниевом ресурсе, выражается, в частности, в трансформации трудового поведения в креативное и предпринимательское самоуправление [7], основанное на саморегулировании экономических агентов.

Если применить понятие экосистемы к развитию рыночной экономики, можно получить аналогичный мальтузианству вывод о потенциальном самоуничтожении рыночной экономики под воздействием неконтролируемой деятельности экономических агентов, прежде всего, частного бизнеса, что определяет необходимость государственного вмешательства   и постоянного совершенствования государственного регулирования как рациональной деятельности общественного института [8], в частности, на примере антимонопольного регулирования и функционирования разнообразных социально-экономических институтов (правосудия, денег, образования и т.п.).

Динамика инновационного роста привела к пониманию, что централизация управления, в том числе, на государственном уровне, существенно замедляет принятие решений и приводит к отставанию стран в условиях жесткой рыночной конкуренции. В связи с этим, развитые страны, особенно после биржевых и финансовых кризисов (2000-2001 и 2007-2009 гг.) начали активно изучать возможности построения экосистем как инструмента конкурентной борьбы, с учетом необходимости быстрой и гибкой адаптации на основе самоорганизации экономических агентов. Это привело к быстрому распространению понятий экосистемы бизнеса и инновационной экосистемы. Экосистема бизнеса может быть определена как устойчивая открытая система разнообразных по своей природе элементов среды, между которыми регулярно происходят постоянные процессы обмена ресурсов, что обеспечивает стабильность функционирования как на корпоративном, так и региональном, национальном и интеграционном уровнях.

В 2008 г. в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. была закреплена необходимость формирования экосистемы бизнеса как ключевого фактора построения эффективной экономики: «Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития» [6]. В Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. [12], на первом месте среди «основных принципов Стратегии» указано «обеспечение прав граждан на доступ к информации» (п. 3-а). В документе указано, что «Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами» [12].

Учитывая актуальность создания интегрированной системы управления поведением экономических агентов и совершенствования государственного регулирования рыночных взаимоотношений, цифровые технологии могут быть использованы как для передачи и хранения информации, так и для развития нормативных регуляторов [4], обеспечивающих исполнение контрактов на основе таких технологий, как blockchain, и в рамках построенной на алгоритмах цепочек данных децентрализованной контактной среде Etherium. Указанные цифровые технологии позволяют организовать не только эффективное функционирование криптовалют (в частности, идея крипторубля была озвучена на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 5-6 июня 2017 г.), но и развитие оказания государственных услуг, в частности, таких как регистрация прав собственности.

Можно сделать вывод о необходимости построения интегрированной информационной системы, обеспечивающей сбалансированное согласование интересов рыночных агентов и, в целом, социально- экономических субъектов в информационном обществе знаний и цифровой экономике.

 

Список литературы

 

1.       Foerster H. von. Understanding Understanding: Essays on Cybernetics and Cognition. – N-Y.: Springer, 2003.

2.       Pokrovskaia   N.N.   Global   and local   regulating  approach  for  sustainable development // International Journal of Sustainable Manufacturing. 2012. Т. 392.

3.       Veblen, T. Why is Economics Not an Evolutionary Science // The Quarterly Journal of Economics.Volume 12, 1898.

4.       Голохвастов Д.В., Покровская Н.Н., Смирнов П.Д. Системные нормативные регуляторы поведения рыночных агентов в условиях экономики знаний // Социология и Право. – 2014.– №4 (26). – С. 12-23.

5.       Доктрина информационной безопасности РФ, утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646.

6.       Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008.

7.       Покровская Н.Н. Ресурс времени в трудовых отношениях (график работы и нормативная культура работников) // Труд и социальные отношения. 2008. №1. С. 31-37.

8.       Покровская    Н.Н.    Рациональность    экономического     поведения  //     Известия     РГПУ:Общественные и гуманитарные науки. 2007. №12. – С.128-137.

9.       Покровская Н.Н. Социальные нормы как предмет социологического анализа: должное и действительное // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. X. № 1. С. 190- 198.

10.    Покровская Н.Н. Нормативная и ценностная регуляция экономического поведения российских работников // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 3. С. 100-110.

11.    Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-рм.

12.    Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203