08 января 2016г.
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений тесно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. Для предприятий АПК при разработке стратегии развития, позволяющей оптимально совмещать производственные возможности и конъюнктурные условия рынка, важнейшей задачей является формирование плана.
Таким образом, вопрос о совершенствовании планирования объемов сельскохозяйственного производства в современных условиях приобретает актуальное значение.
В экономической теории можно найти множество определений понятия «планирование». В данной работе примем за основу следующее определение. Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития [1].
Известно, что сельскохозяйственные предприятия формируют производственный план на период, равный календарному году, с учетом уровня имеющихся ресурсов (трудовых, материальных и финансовых). Также, в условиях рыночной экономики, при планировании, непременно нужно учитывать спрос на рынке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, необходимо делать поправку на природно-климатические условия. Следовательно, перед руководителем сельскохозяйственного предприятия стоит сложная задача определения объемов производимой продукции, с целью получения оптимальной прибыли при фиксированных ресурсах предприятия и с учетом взаимоотношений производителя и покупателя.
В работах [2] и [3] методика, о которой ниже пойдет речь, описана подробно. Остановимся на ключевых моментах предлагаемой методики на примере производства и продажи пшеницы предприятием СПК «Зауральский», Курганская область. Методика состоит из 4 блоков:
Первый блок – это экономический мониторинг внешней и внутренней среды предприятия, накопление информации, которая впоследствии будет использована как исходная выборка данных для модели спроса и предложения.
Второй блок – формирование входных данных модели.
Третий блок – формирование выходных данных модели.
Четвертый блок – анализ выходных данных (массива результатов сценариев), по итогам которого составляется план, т.е. в методике используются элементы сценарного подхода.
О предприятии можно сказать следующее. В хозяйстве довольно широкая номенклатура производства. Удельный вес товарной продукции, за исследуемый период 2001 – 2010 г.г. (Табл.1) меняется: до 2008 г. наблюдается снижение темпов развития животноводства и увеличение темпов развития растениеводства на 30 %. С 2009 г. направление деятельности СПК "Зауральский" за изучаемый период меняется, т.е. хозяйство постепенно принимает растениеводческое направление с развитием животноводства. Рентабельность предприятия в целом отрицательная, рентабельность производства пшеницы крайне нестабильная.
Данные, собранные из финансовых документов, бухгалтерских отчетов по всей линейке произведенной продукции, сведены в Табл.1. Эти данные составляют базу входных показателей для модели спроса n и предложения z, которая лежит в основе расчетов по предлагаемой методике.
Таблица 1 Производство и продажа пшеницы
Продукция
|
Годы
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Произведено
|
количество, ц
|
39035
|
40450
|
24407
|
13759
|
16140
|
17852
|
23147
|
18404
|
15685
|
11502
|
себестои- мость
за ед., руб.коп.
|
98,00
|
63,46
|
95,71
|
229,23
|
259,66
|
283,11
|
232,6
|
365,46
|
425,44
|
547,21
|
Объем зерна на хозяйственные нужды
|
количество, ц
|
7327
|
9397
|
13400
|
9059
|
7277
|
5400
|
7224
|
7022
|
6874
|
6485
|
Реализовано
|
количество, ц
|
13411
|
18904
|
12788
|
2417
|
9241
|
3338
|
12779
|
14877
|
5082
|
5284
|
себестои- мость, тыс.руб.
|
1294
|
1522
|
840
|
580
|
2534
|
928
|
2990
|
3212
|
1490
|
1239
|
выручка от пр., тыс.руб.
|
1925
|
1311
|
1846
|
807
|
1798
|
1047
|
3741
|
5443
|
2128
|
1984
|
Согласно данным (Табл.1) предложение – это случайная целочисленная величина. Спрос фактически также является случайной величиной, однако получить по нему данные сложно. Тем не менее, известны уровни спроса,которые дают оценку его минимальному (n
*min ) и максимальному (n
*max ) значениям. т.е. на практике случайность заменяется рядом дискретных значений от n
*min до
n
*max , для которых реализуется модель. По результатам расчетов формируются выходные показатели модели [3]. Вещественные показатели –обеспечиваемый спрос n
+ ; необеспечиваемый – n
- ; используемое предложение z
+, ( z
+ = n
+ ); неиспользуемое z
- . Стоимостные – стоимость предложения
; купли-продажи
; необеспечиваемого спроса
; неиспользуемого предложения
-; итоговая стоимостная характеристика модели модели s = s
nz- s
n - s
z
Проанализируем стоимостную характеристику модели, полученную по результатам расчетов на графике для 2010 г. (Рисунок 1).
Рис.1. График стоимостной характеристики модели
Стоимостная характеристика модели S * максимальна, когда значение
спроса на пшеницу составляет 13500 ц, но рекомендовать конкретную
величину в сельском
производстве достаточно сложно.
Поэтому по графику определяется область рационального объема производства продукции.
Для этого на графике просчитывается область
пологого поведения кривой вблизи максимума. Согласно расчетам, при производстве пшеницы объемом
от 12000 ц до 16000
ц отличие стоимостной характеристики ( S * ) от максимума ( S * max ) составляет 10%. Также можно провести
дополнительные несложные расчеты.
Так, например, если партию на продажу снизить до 13000
ц,
то отклонение стоимостной характеристики модели ( S * ) от максимума ( S * ) составит только 3% (≈60 тыс.руб.), а совокупные потери уменьшаться до минимума (на 9% или ≈95 тыс.руб.), т.е. если на рынок выставлять
партию в 13000 ц – прямые
убытки и упущенная
прибыль будут минимальными.
В Табл.2 и Табл.3 представлены основные показатели, характеризующие производство и продажу пшеницы по годам, в которые проводились исследования. Анализируя эти данные, можно
сделать следующие выводы. Рекомендуемые показатели
производства и продажи могли бы предприятию обеспечить в 2010 г. прибыль в 2,4 раза больше, рентабельность могла бы быть выше на 13%.
Таблица 2 Основные показатели, характеризующие производство пшеницы
Таблица 3 Рентабельность
производства и продажи
пшеницы
Годы
|
Рентабельность продаж, %
|
Рентабельность продукции, %
|
рекомендации
|
план
|
факт
|
2009
|
30,95
|
32,71
|
30,82
|
16,14
|
2010
|
39,47
|
47,10
|
41,06
|
33,68
|
2011
|
-1,27
|
-0,79
|
-0,86
|
-0,92
|
С помощью расчетов
по рекомендуемой методике можно
определить политику продаж.
Так, например, дальнейшие расчеты на 2011 г.
показывают, что объемы
продаж нужно ещѐ уменьшить. Согласно
расчетам, ситуации
на рынке зерна неблагоприятная. Нужно отметить, что рекомендации, составленные по методике, соответствуют политике развития предприятия, которое
меняет свой профиль
на животноводческий, предполагая снижать объемы
производства пшеницы в 2011 г.
Практика показала, что, применяя в планово-аналитической работе предлагаемую методику, предприятие могло бы избежать больших
убытков в 2011 г. В этом году предприятие собрало урожай больше планируемого. Но ситуация на рынке зерна
сложилась неблагоприятная для продажи, рынок зерна был переполнен, цены снизились, и в результате
предприятие в целом претерпело огромные убытки,
которых частично
можно было бы избежать, снизив партию
зерна на продажу.
По итогам работы можно сделать следующие выводы: использование методики в планово-аналитической работе предприятия направлено на улучшение
финансово-экономических показателей деятельности предприятия. Так, например, использование рекомендаций в 2010 позволило
бы повысить рентабельность по пшенице до
33%, и как следствие
повысить рентабельность предприятия в целом на 9%. В 2011 г. это позволило бы вдвое снизить убытки по производству и продаже пшеницы,
что также можно расценивать как положительный результат.
Список литературы
1. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование [Текс]: учебник / М.И. Бухалков. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 392с.
2.
Королькова, Л.И. Расчет показателей системы со случайными
целочисленными спросом и предложением [Текст] / И.В. Корольков, Л.И. Королькова // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей / Тр. VIII Междун. науч.-практич. конф. - СПб: Нестор, 2003. С. 338-341.
3.
Переверзев, П.П. Применение стохастической модели спроса и предложения для организации планово- прогнозных работ на предприятии АПК [Текст]
/ П.П. Переверзев, Л.И. Королькова, Н.Ю. Литвинова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – Москва: Аналитика Родис, 2011. №2 С. 105-117