Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2017г.

В узком плане импортозамещение означает изъятие существующего внутреннего рынка у иностранного производителя путем установления запрета на импорт тем или иным способом. Это определение отражает протекционистскую природу политики импортозамещения, направленного на блокировку экспорта сырья, развитие переработки имеющихся в стране сырьевых ресурсов и диверсификацию национальной экономики. По виду товаров выделяют импортозамещение конечной продукции и производственное импортозамещение. В первом случае вводятся ограничения на поставку исключительно конечных товаров. При производственном импортозамещении снижается импорт товаров промежуточного спроса – комплектующих, материалов, сырья, для уменьшения импортозависимости в производственной цепочке. Стратегическое импортозамещение — это процесс последовательного вытеснения импортных сырья, материалов, покупных изделий на более низкие производственные уровни.

В последние годы зависимость от импорта в АПК заметно «спустилась» с уровня готовой конечной продукции на уровень импорта сырья, материалов, покупных изделий. Однако остается существенным скрытый импорт [1]. Поэтому актуализируется стратегическое импортозамещение, которое:

— сопровождается модернизацией производства;

— увеличивает добавленную стоимость, создаваемую в России;

—   смягчает воздействие колебаний валютного курса на производственно-финансовые показатели агропредприятий;

—       сокращает технологический разрыв между предприятиями пищевой промышленности, находящимися на достаточно высоком технологическом уровне, и сельскохозяйственными производителями, в большинстве своем не обладающими современными технологиями;

— создает основу роста российского несырьевого экспорта;

—      в большей степени вовлекает российские сырьевые производства во внутрироссийские производственные цепочки.

Активизация политики импортозамещения в сельском хозяйстве и промышленности произошла в 2014 году на фоне усложнения политического и, как следствие, экономического контекста. В растениеводстве зависимость от иностранных машин и оборудования находится в границах от 19% (зерноуборочные комбайны) до 65% (трактора). В животноводстве импортозависимость от машин и оборудования достигает 90% в связи с его высокой технологичностью и степенью автоматизации [2].

Ситуация в АПК в данный момент выглядит как перемещение импортозависимости вниз по производственной цепочке. Даже при достижении импортозамещения в производственном процессе, зависимость от иностранных машин и оборудования высока. Само сельскохозяйственное машиностроение также характеризуется технологической импортозависимостью (таблица 1).

Таблица 1 - Производственная зависимость от импорта в сельскохозяйственном машиностроении [3]

 

 

Виды компонентов и операций

Фактическая доля

импорта, %

Автоматизированные трансмиссии

100

Крупногабаритные шариковые подшипники

100

Механическая обработка корпусов под подшипники

100

Механическая обработка поковок из легитированных сталей

100

Обработка ступиц и дисков на токарном оборудовании

100

Рихтовка и механическая обработка длинномерных валов

100

Роликовые ступичные подшипники

100

Трубы для сельскохозяйственной техники

100

Подшипники высоконагруженных узлов

93

Отливки для сельскохозяйственной техники

90

 

Задача импортозамещения в производстве сельскохозяйственной техники – одна из самых сложных, поскольку отрасль аккумулирует продукцию разных промышленных производств. Локализация выпуска техники (при сохранении их потребительских качеств) возможна только при модернизации смежных производств — металлургии и металлообработки, производства резиновых и пластмассовых изделий, транспортного машиностроения и т.д., то есть системной активизации инвестиционного процесса в экономике России. В среднесрочной перспективе ослабление национальной валюты ускоряет процессы импортозамещения, однако полностью решить эту задачу можно только в более отдаленном периоде.

Вместе с тем, в 2015 году произошли позитивные изменения в динамике производства большинства видов техники. Так, навесной и прицепной техники было произведено на 19% больше, отечественных моделей сельскохозяйственных тракторов – на 26%, комбайнов зерноуборочных – на 3% и кормоуборочных – на 29%. Успехи сельскохозяйственного машиностроения еще больше закрепились в текущем 2016 году. За полгода отечественное производство сельхозтехники выросло на 58%. Если в 2008 году на российское производство приходилось всего 36%, в 2012 году – 25%, то в 2015 году – более 50%. Доля новых сельскохозяйственных тракторов, выпускаемой по полному циклу, выросла на 47,6%; комбайнов – 16%. Если в 2012-2013 годах импорт сельхозмашин выступал драйвером роста рынка, то теперь ситуация стала противоположной: импорт падает на фоне роста производства. В условиях кризиса рынок постепенно переходит на модель самообеспечения.

Позитивную динамику во многом определило усиление государственной поддержки спроса и предложения на рынке. Во-первых, мощный стимул оказало введение субсидий на покупку отечественной техники [4]. Данная федеральная программа поддержки спроса дала прекрасные результаты и критически повлияла на продажи сельхозтехники. Если в 2014 году на субсидии было направлен 1,6 млрд руб., в 2015 году — 5,2 млрд руб., то в 2017 году на программу № 1432 государство намерено направить 13,7 млрд. рублей. Вместе с тем, ставка субсидирования покупок техники нестабильна и имеет тенденцию к снижению (в 2013 году – 15%, с 2015 года – 25-30% в зависимости от региона, в 2017 году – 15 – 25%), а размер выделяемых лимитов существенно ниже предъявляемого спроса.

Реализация политики импортозамещения в краткосрочном периоде всегда сопряжена с определенными сложностями. Первая из них – ухудшение качества и ассортимента производимой сельскохозяйственной техники. Локализация производственный цепочек требует временных затрат; в ходе этого процесса может быть установлено, что местные аналоги производственных товаров существенно уступают доступному раннее импорту. До тех пор, пока через рыночный механизм не будут сформированы устойчивые производственные цепочки, вполне возможна потеря качества продукции, сокращение ее ассортимента и даже дефицит.

В сложившихся условиях важнейшей задачей становится, во-первых, обеспечение стабильности субсидирования спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на технику, по крайней мере, на ближайшие 3 года. Во-вторых, необходимо дальнейшее расширение инструментов регулирования, включая программу утилизации, межгосударственное связанное кредитование приобретения продукции российского сельхозмашиностроения, развитие сети представительств в странах-импортерах, формирование централизованной  базы  данных  о  состоянии  российского  парка  сельскохозяйственной  техники, принудительное стимулирование обновления машинно-тракторного парка, расширение программ лизинга сельскохозяйственной техники и пр. Только единая, унифицированная система мер государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и предприятий машиностроения позволит создать необходимую питательную среду модернизации аграрной сферы.

Для осуществления замещения иностранной сельскохозяйственной техники техникой российского производства на внутреннем рынке и развития производства необходимо:

- увеличить финансирование производителей в 2017 – 2020 годах до 10 млрд. руб. ежегодно;

-      ввести механизмы поддержки продвижения российской сельскохозяйственной техники на экспортных рынках с объемом финансирования в размере 1,5 млрд. руб. ежегодно;

-      предоставить из федерального бюджета российским предприятиям сельскохозяйственного машиностроения субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР в размере 1 млрд. руб. ежегодно;

- продлить действие квоты на зерноуборочные комбайны в государствах – членах ЕАЭС на 3 года.

 

Список литературы

 

1.     Александрова Л.А. Дорожная карта импортозамещения: итоги и новые решения //Сб. тр. Конференции «Направления импортозамещения на продовольственном рынке». – Саратов: ООО «Амирит». – 2016. С. 3-5.

2.       Выступление Министра сельского хозяйства Н.В. Федорова [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минсельхоза. – 2015. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/34491.355.htm

3.       Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отраслях сельскохозяйственного и лесного машиностроения Российской Федерации. Приказ Минпромторга № 659 от 31.03.2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/docs/orders/

4. Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники (с изменениями и дополнениями) / Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1432 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/70291682/#ixzz4rD2LddoM