17 сентября 2019г.
Процесс цифровизации в настоящее время можно назвать важнейшим признаком социально- экономического развития современного общества. Наступившая на рубеже тысячелетия эпоха глобальных преобразований требует поиска новых принципов и способов управления экономико-технологическими и политико-правовыми отношениями субъектов хозяйствования, что предопределяет кардинальные изменения в области технологии и энергетики, которые оказывают влияние на трансформацию парадигмы экономики и управления транспортными процессами.
Образ мира ближайшего будущего и его принципиальные черты тесно переплетены с проникновением цифровых технологий в научную и образовательную сферы, что продиктовано перманентным прогрессом в области информационных технологий и микроэлектроники [1].
Огромные скорости перемен, происходящие в глобализированной экономике, являются предпосылкой для формирования значительного спроса на кадры с высоким уровнем квалификации уже в ближайшей перспективе. Именно эти кадры будут следить за функционированием роботов и поддержанием их жизнеспособности.
За рубежом становится все более популярным использование роботов при организации и управлении потоковыми процессами на складах. Уже сегодня роботы способны самостоятельно перемещаться по складу к указанному в программе месту хранения. Созданы роботы, полностью обеспечивающие потоковый процесс. Они способны и дотянуться до полки, достать необходимый товар, положить в корзину, отвезти на пункт готовую укомплектованную грузовую единицу.
Инфраструктура транспорта, благодаря технологическим достижениям и инновациям, ежегодно подвергается значительной модернизации. Совершенствуются способы и схемы транспортировки, существенно упрощается конфигурация цепей поставок и их структура. Это накладывает существенный отпечаток на возможности решения глобальных территориальных и отраслевых противоречий в области производства и распределения [2].
Транспорт, являясь одной из важнейших отраслей промышленности в глобализированном экономическом пространстве, составляет базис мирового производства, торговли и распределения. Именно транспорт призван способствовать внедрению широкого спектра дополнительных инфраструктурных видов деятельности, прежде всего, в области перевозок, складирования и упаковки продукции.
Россия до сих пор относится к числу тех стран, где абсолютный показатель и относительный уровень транспортных затрат значителен, что объективно приводит к снижению эффективности производственной, и распределительной деятельности. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на уровне конкурентоспособности, как отдельных производственных и торговых компаний, так и государства в целом. Доля транспортных затрат в ВВП Российской Федерации сегодня оценивается на уровне 19%. Для сравнения, в Китае она составляет 18%, в Индии – 13%, в Бразилии – 11%, в Италии и Германии – 9%, в США и Японии – 8%. По оценкам Armstrong & Associates Inc, среднемировое значение показателя транспортных затрат в 2017 году составило 11,7% [3].
Можно выделить следующие причины высокого уровня транспортных издержек в нашей стране. Во-первых, недостаточная эффективность организации и управления внутренними логистическими процессами компаний и транспортно-логистическим комплексом страны в целом. Серьезный отпечаток на этот процесс оказывают огромные расстояния перевозок и низкое качество автомобильных дорог в РФ [4].
Во-вторых, усугубляющаяся сырьевая направленность в экономике, нерациональная система размещения производительных сил, значительная удаленность от портовой инфраструктуры многих производств, ориентированных на экспорт, и «допотопные» технологии доставки продукции в каналах распределения.
Распространение цифровых технологий способно стимулировать транспортные компании значительно активизировать свой рыночный потенциал, проводить постоянный мониторинг конкурентного окружения с целью нахождения потенциальных «точек роста». Следует отметить, что широкое внедрение экосистемы Интернета вещей (IoT) в транспортной отрасли, характерное для стран с развитой транспортной инфраструктурой, в значительной степени меняет параметры перемещения грузо- и пассажиропотоков [5].
Последние технологические и организационно-управленческие новации, связанные с цифровизацией, предопределяют трансформацию транспортной отрасли с точки зрения повышения ее эффективности и увеличения возможностей реализации инновационных технологий, формирующих состав и структуру транспортной отрасли будущего. К ним, прежде всего, можно отнести:
- реализацию трубопроводного способа транспортировки грузов и пассажиров на принципах «вакуумного поезда» и «гиперпетли», при которых осуществляется высокоскоростное перемещение за счет использования магнитной левитации и вакуума;
- развитие технологии беспилотного транспорта, что в ближайшем будущем неизбежно приведет к появлению автофлаеров, т.е. летательные транспортные средства будут парить над уровнем земли на заданной высоте;
- разработку и запуск в серийное производство, использование беспилотных грузовых контейнеров, которыми можно будет управлять с помощью персонального смартфона или мобильного устройства [6].
Итак, можно предположить, что транспорт уже недалекого будущего будет представлять некую глобальную интеллектуальную систему, ключевым ресурсом которой станет информация. Построена данная система будет на принципах нейронных сетей, транспортными процессами в которых будет управлять искусственный интеллект, а решения принимать машины на основе алгоритмов и программ, написанных ими же самими¸ т.е. это будут самопрограммируемые системы [7].
В процессе слияния виртуального и реального миров образуется гибридный вид, в котором будут доминировать Интернет вещи и дополненная реальность, произойдет тотальная цифровизация всех сфер деятельности, включая транспортную отрасль.
Список литературы
1 Архипов А.Е., Масленников С.Н., Севрюков И.Ю. Моделирование бизнес-процессов компании: подходы, принципы, влияние глобализации // Проблемы современной экономики. – 2019. - №1 (69). – С. 59 - 62.
2 Королева Е.А., Филатова Е.В. Транспортное пространство: сущность и структура // Транспортное дело России. – 2017. - №3. – С. 31 – 33.
3 Никифоров В.С., Масленников С.Н., Рогачевский А.М. Международные перевозки: Учебник –Новосибирск: СГУВТ, 2018. – 198 с.
4 Бодровцева Н.Ю., Пантина Т.А. Конкуренция между отдельными видами транспорта: экономические и правовые аспекты // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 85 – 90.
5 Архипов А.Е., Севрюков И.Ю., Буньков В.Г. Особенности формирования постиндустриального информационного общества России // Экономика: теория и практика. – 2017. - №2 (46). – С. 94-98.
6 Тишина К.В., Эглит Я.Я., Дмитриев А.А. Технология блокчейн в логистике // Сборник научных статей национальной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», 2018. – С. 207 – 211.
7 Масленников С.Н. Инфраструктура транспорта: логика и логистика // научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. -2015. - №1. – С. 3 – 6.