Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ НА ОСНОВЕ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПРОГНОЗА

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

     Общее образование в Республике Карелия имеет особые характеристики:

1.     В общеобразовательных организациях (далее –  ОО) постепенно увеличивается общее количество обучаемых. В 2014-15 уч. г. обучалось 65700 человек, в 2013-14 уч.г. - 65000 человек, в том числе в 2014-15 уч.г. 11800 детей обучалось в сельских школах (в 2013-14 уч. году -12 471 человек). Количество детей обучающихся в городских школах за этот же период выросло на 1000 человек, что во многом связано с внутренней миграцией населения из сельской местности в города.

2.     В регионе  остается острой потребность в проведении ремонтов ОО (капитальный ремонт более 80 зданий, 25 зданий находятся в ветхом состоянии, более 90 спортивных залов нуждаются в проведении капитальных ремонтов, необходимо обустроить 10 теплых туалетов).

3.     Осуществляется подвоз обучающихся к 106 муниципальным ОО, в том числе 86 ОО осуществляют подвоз собственным автотранспортом и 20 ОО по договорам с автотранспортными и промышленными предприятиями. Всего подвозится 3301 обучающийся, из них 2992 школьника транспортом, находящимся на балансе ОО. Парк школьных автобусов, стоящих на балансе муниципальных ОО, составляет 120 транспортных единиц различной модификации и вместимости (от 11 до 28 мест).

4.     Министерством Образования РК в октябре 2014 г. был издан приказ, в соответствии с которым предельная доля работников административно-управленческого, учебно-вспомогательного и иного (кроме педагогического) персонала в фонде оплаты труда организаций не должна превышать 40 %. Но во многих ОО региона этот показатель значительно превышен (в одном из районов Карелии доля административно- управленческого персонала составляет 59%, субвенция на общее образование расходуется на содержание работников столовых, главных бухгалтеров, водителей, механиков).

5.     Существует проблема наполняемости классов в сельских школах. Например, средняя наполняемость 10-11 классов в сельских школах Медвежьегорского района составляет 5 человек.

6.     Уровень средней заработной платы за январь – декабрь 2014 г. составил у педагогических работников ОО общего образования – 29 002,7 руб. или 99,2% от уровня средней заработной платы по Республике Карелия за январь-декабрь 2014 года, то есть плановый показатель 100% от уровня средней заработной платы не был достигнут [1].

    Принимая во внимание эти и ряд других параметров Министерство образования Республики Карелии рекомендовало районам оптимизировать учреждения образования, издав соответствующий Приказ [1], в соответствии с которым 91 ОО региона подлежит реорганизации или ликвидации. Из них 65 школ – сельские. Основной упор по оптимизации в подведомственных организациях будет делаться на сокращение численности прочего (за исключением педагогического) персонала, в нескольких случаях речь идет о закрытии школ. Сокращение управленческого персонала возможно, в том числе при изменении статуса школы и преобразования ее в филиал более крупной ОО. Несмотря на то, что данные решения обсуждались ранее и были включены в «дорожные карты» на уровне муниципальных районов, в регионе разразился скандал. Некоторые политики, руководители ОО, педагоги потребовали приостановить исполнение этого Приказа [2].

   Вот на таком тяжелом и напряженном фоне прогнозирование развития общего образования в регионе становится крайне важной  задачей1. Необходимо сделать прогноз развития общего образования на основе демографической ситуации и рассмотреть разные варианты развития ситуации.

   Анализ демографической ситуации в регионе для возрастной группы 7-17 лет показывает, что в прогнозируемом периоде 2014-2020 гг. ожидаемая численность населения в указанном возрасте будет устойчиво расти, что означает рост потенциального спроса на услуги общего образования. Общий прирост населения в указанной возрастной группе в прогнозируемом периоде составит 9174 человек или 13,5% к уровню 2014 г.

    Зададимся вопросом, означает ли прогнозируемый рост численности детей в возрасте 7-17 лет, что реорганизацию системы общего образования   производить  не надо?  По нашему мнению, не означает.

 

1 Прогноз был выполнен в рамках НИР «Проведение оценки состояния региональных систем образования и их сопоставление (на примере не менее 10 субъектов Российской Федерации)»


    Реорганизацию ОО региона проводить надо,  с учетом ранее перечисленных факторов и роста населения в возрасте 7-17 лет, но делать это вдумчиво.

1.      Прогноз был сделан в среднем по региону. Необходимо далее выполнить прогноз численности детей соответствующего возраста по районам Карелии и городским округам. Мы помним, что численность детей, обучающихся в городских школах растет, тогда как в сельских сокращается. Реорганизация системы не означает только сокращение количества. В некоторых районах Карелии наоборот необходимо закладывать «запас», пони- мая существующую тенденцию внутренней миграции.

2.   Следует соотнести полученные результаты с уровнем качества образования, которое может обеспечить ученику конкретная школа. Есть примеры в Карелии успешных сельских школ, где педагогический коллектив работает слаженно, современно и дает детям возможность получать образования высокго качества, а есть некоторые городские школы и школы в поселках городского типа, которые не стремятся к повышению качества своей работы. Поэтому максимально открытая экспертиза качества образования, в том числе с привлечением родителей и законных представителей детей, должно принимать решение о попадании той или иной школы в

«красную» зону, вне зависимости от того, в каком по статусу населенном пункте находится данная школа.

3.    Особенно аккуратно надо подходить к реорганизации в тех случаях, когда школа может обеспечить детям особые условия обучения, или обучение «особым» детям. Заметим, что, школы, которые могут предложить, например, инклюзивное образование – это школы, в которых педагогический коллектив высоко профессионален и у ОО есть своя стратегия развития.

    Далее был сделан прогноз бюджетных расходов, который был рассчитан в двух вариантах. Первый вариант основан на допущении роста показателя удельных бюджетных расходов в прогнозируемом периоде в соответствии со сложившейся тенденцией. Второй вариант базируется на допущении, что удельные бюджетные расходы (своего рода норматив бюджетного финансирования общего образования) вследствие бюджетной ситуации будет стабилизирован на уровне 2013 г. и в прогнозируемом периоде расти не будет.

   Результаты прогнозирования бюджетных расходов показывают следующее:

-   в прогнозируемом периоде расходы должны расти, поскольку ожидается рост численности учащихся;

-     в зависимости от варианта развития – стабилизация удельных расходов или их увеличение, - потребуется различные объемы финансирования, например, в 2020 г. соответственно 6223,63 млн. руб. или 16895,8 млн. руб.

    Результаты прогнозирования бюджетных расходов (вне зависимости от варианта) важны для понимания необходимости роста бюджетных доходов региона, муниципалитетов. Крайняя дефицитность бюджетов не позволяет финансировать многие хорошие начинания, в том числе по сохранению малокоплектных школ в сельской местности. Например, в Республике Хакасия за счет средств регионального бюджета финансируется строительство в малочисленных (до 100 человек) населенных пунктах коренных жителей стандартного Учительского дома (половина здания – начальная школа, во второй  половине дома живет со своей семьей учитель). Таким образом решается задача обучения по месту проживания совсем маленьких школьников. А если в населенном пункте есть работа, молодежь не уезжает, рождается больше детей, со временем и до школы среднего звена можно дорасти. То есть не надо ставить телегу впереди лошади. Люди покидают свои населенные пункты (увозя своих детей) прежде всего потому, что нет экономического развития населенного пункта. Закрытие школы или ее преобразование является следствием упадка экономического развития. Следовательно, органы ис- полнительной власти должны в первую очередь решать вопросы экономического развития территории, создавая условия для развития деятельности на территории.

   Кроме того, рачительный хозяин всегда сумеет подсчитать, как ему сократить расходы, не связанные с образовательным процессом, где-то научились энергосберегать, поставили счетчики воды, поменяли систему отопления (да, вначале были сделаны инвестиции, но они потом окупаются), кто-то оценил, что аутсорсинг при оказании необразовательных услуг выгоднее, кто-то подсчитал, что приезд учителя к ученикам выгоднее, чем детей возить. Органы исполнительной власти на местах должны теснее взаимодействовать с ОО, но и директора школ должны уметь взаимодействовать с местной властью и иными бюджетными организациями на территории (организация сферы культуры, здравоохранения и др.)

   Далее был выполнен прогноз численности учителей в учреждениях, реализующих программы общего образования. Полученные результаты, как и для прогноза бюджетных расходов, определяют «коридор» потребности в учителях для обеспечения обучения прогнозируемой численности учащихся:

-    незначительный рост, практически стабилизация потребности в учительских кадрах при сохранении сложившейся тенденции к некоторому росту расчетного числа учащихся на 100 учителей; сокращение прогнозируемой численности учителей в 2020 г. по сравнению с 2014 г. может составить 154 человека или минус 3%;

-   устойчивый рост потребности в учительских кадрах при стабилизации расчетного числа учащихся на 100 учителей на уровне 2013 г.; прирост прогнозируемой численности учителей в 2020 г. по сравнению с 2014 г. может составить 797 человек или 14,3%.

   Эта информация важна в  первую очередь для организаций, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение  квалификации педагогических работников. Здесь  есть и деньги федерального бюджета, и региональные средства. В интересах организаций, осуществляющих подготовку педагогов, провести более глубокий анализ, чтобы понять каких педагогов и когда может потребоваться больше. Особенно это важно при планировании мест обучения студентов за счет средств бюджета Петрозаводского государственного университета и формировании государственного задания для Карельского института развития образования.

     В  целом можно сказать, что результаты прогнозирования уже сейчас придают дискуссии о перспективах развития общего образования в Карелии дополнительные акценты, необходимо продолжить работу, например, в разрезе муниципальных районов и городских округов и внести соответствующие коррективы в Государственную программу «Развитие образования в Республике Карелия».

 

Список литературы

1.     Официальный сайт Министерства образования Республики Карелия http://minedu.karelia.pro/

2.     Тароев   И.  Приказ           302,  или  Образовательная реорганизация по карельски http://www.stolica.onego.ru/articles/269442.html