Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 сентября 2019г.

В статье рассматривается регламент проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость (НДС), возможное ее сокращение с помощью автоматизированной информационной системы (АИС).

Ключевые слова: камеральная налоговая проверка, налог на добавленную стоимость, налоговые риски, налоговая декларация, автоматизированная информационная система, налоговое администрирование

В последние годы идет активная модернизация налоговой системы, включая вопросы налогового

администрирования. Одной из первоочередных мер, по мнению экспертного сообщества, для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период является пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля.

Действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время в экономической жизни страны, организационной контрольной работе налоговых органов произошли существенные изменения: появились новые инструменты и формы контроля.

Согласно общему правилу, срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации составляет три месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ), однако камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п.4.6   ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС российскими организациями.

При поступлении в инспекцию налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков системой управления рисками «АСК НДС» присваивается определенное значение уровня налогового риска:

-   высокий уровень налогового риска;

-   средний уровень налогового риска;

-   низкий уровень налогового риска;

-   неопределенный уровень налогового риска.

Налоговая инспекция обеспечивает проведение оценки налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по НДС, в соответствии с присвоенным налоговым риском.

Не позднее 30 календарных дней, следующих за днем представления налоговых деклараций по НДС, необходимо обеспечить оценку представленных деклараций на наличие имеющихся признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

На основании сведений из книг покупок, продаж и журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, отраженных в налоговой декларации по НДС, в ПК «АСК НДС – 2» производится сопоставление операций в автоматизированном режиме в целях выявления противоречий и несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган контрагентом налогоплательщика.

Если в рамках камеральной налоговой проверки расхождения в прикладной подсистеме «Контроль НДС» не сформированы, но с помощью аналитических возможностей в ПК СЭОД установлены риски, в части занижения налоговой базы по НДС, инспекции необходимо самостоятельно определить необходимый и достаточный перечень мероприятий налогового контроля в зависимости от установленного нарушения.

Не позднее 45 календарных дней, следующих за днем представления налоговых деклараций по НДС, инспекцией по результатам проведенных мероприятий налогового контроля должна быть собрана максимальная полная доказательная база, свидетельствующая о наличии (отсутствии):

-   фактов злоупотребления налогоплательщиком правом применения налогового вычета по НДС;

-   обстоятельств получения необоснованного возмещения, в том числе путем имитации хозяйственных операций, создания фиктивного документооборота, при отсутствии реального движения товара (выполнения работ, оказания услуг), использование организаций по цепочке, не исполняющих налоговые обязательства, свидетельствующих о согласованности действий участников сделки, подконтрольности проверяемому налогоплательщику;

-   признаков налоговых правонарушений и доказательств их совершения для последующего формирования безусловных и объективных выводов по результатам камеральной налоговой проверки.

Оценка полученных в ходе проведения мероприятий налогового контроля документов (информации) проводится в совокупности и взаимосвязи.

Сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные из бюджета денежные средства в своем бизнесе, что положительно скажется на развитии отдельных компаний и экономики страны, в целом. Можно предположить, что следующим шагом в этом направлении будет сокращение до двух месяцев сроков камеральной проверки и остальных налоговых деклараций.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговыми органами признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. Речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о признаках, указывающих на возможные нарушения. В Налоговом Кодексе РФ не определены данные признаки, соответственно, налогоплательщики опасаются, что сроки камеральной налоговой проверки будут продлятся, в случае малейшего признака нарушений.

Вместе с тем, сокращение сроков камеральной налоговой проверки приводит к потере качества проводимых мероприятий налогового контроля. Любая поданная декларация юридического лица попадает в единую базу данных налогоплательщиков, хранящаяся в ЦОД, который позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму. Однако, в действительности процесс обработки всех полученных деклараций может длиться от двух недель до одного месяца. Это связанно с тем, что массив информации, поступивший в налоговый орган, огромен. В некоторых инспекциях число организаций, подающих декларацию по НДС, может превышать 10 000. Помимо обработки самой декларации программным комплексом «АИС Налог-3» должны быть произведены сопоставления записей, отраженных в сведениях из книги покупок, продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов- фактур.

 При проведении камеральной налоговой проверки налоговая инспекция, даже с учетом электронного документооборота с налогоплательщиком, может не успеть получить необходимые документы от контрагента, по которому образовался «налоговый разрыв» для продления инициированной налоговой проверки.

Улучшению процесса обработки поручений об истребовании документов способствует автоматизация процесса приема поручения, составление требования и направление его в адрес налогоплательщика. Данные мероприятия должны составляться автоматически, без участия налогового инспектора в данном процессе.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1

2.   Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики / Гончаренко Л.И., Малковаю Ю.В., Адвокатова А.С. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва), 2018г.

3.    Тимошенко В.А. Совершенствование контроля за исчислением и уплатой НДС на базе "АСК НДС-2"// Право и экономика. 2017. № 11 (357). С. 61-65.