Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

   В современных условиях обрушения цен на нефть и экономических санкций развитие экономики Росси обусловлено такими особенностями как замедление экономического роста, ухудшение инвестиционного климата, отсутствие четкой перспективы развития регионов на многие годы вперед, снижение качества и уровня жизни населения. Согласно экспертным оценкам, доходы государства в 2015 году будут на 2,5 трлн. рублей меньше, чем запланировано в бюджете. В этих условиях необходимо вновь обратить внимание на структурные изменения в экономике, в т. ч. и во внешнеторговой деятельности (ВТД), так как внешнеэкономические связи России к настоящему времени стали важнейшей составной частью национальной экономики.

    Известно, что закрытость экономики всегда сопровождается автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производится вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции можно дешевле купить за рубежом. Если предприятия не сталкиваются с конкуренцией зарубежных товаров, то они теряют стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Так, во времена СССР, искусственная изоляция нашего хозяйства от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания отечественной промышленности по технологическому уровню, т. е. закрытость экономики ведет к упадку промышленности и экономической отсталости, к ухудшению жизненного уровня в стране. Современная экономическая теория и практика указывают на то, что самый высокий уровень осуществления структурных преобразований в экономике – это институциональный уровень. Институциональный подход отличается тем, что в его рамках объединяются теория, исследования и анализ ситуации на конкретных объектах. Применительно к внешнеторговой деятельности эффективное государственное управление и высокий институциональный уровень в России должны обеспечивать транспарентность и равные  условия для всех участников рынка - отечественных и иностранных. Одним из критериев такого государственного управления является способность наладить реально работающую и доступную с точки зрения информационного обеспечения, не забюрократизированную инфраструктуру отечественной экономики в условиях нахождения России, с 22 августа 2012 года, во Всемирной торговой организации (ВТО)[1,2,3].

    В связи с тем, что внешнеторговая деятельность стала одним из актуальных и важнейших направлений развития экономики нашей страны, необходимо использовать все возможности по производству конкурентной продукции и повышению уровня внутреннего валового продукта. Анализ показывает, что в России объем только экспорта ежегодно составляет не менее 220 млрд. дол. США, импорта – более 130 млрд. дол. США. Сальдо торгового баланса России всегда оставалось положительным за последние годы. Однако, объемы внешней торговли России в последние годы снижаются. Например, в 2014 году внешнеторговый оборот снизился до 792 млрд. долларов США, тогда как в 2013 году составлял 842 млрд. долларов США, т. е. почти на 6 %. О сокращении объемов ВТД говорится в докладе Федеральной таможенной службы России, размещенном на сайте ведомства. К настоящему времени сокращение произошло в области машиностроения - в 1,8 раза, продовольственных товаров – на 41,9%, текстильных изделий и обуви – на 39,2% и т.д. Только в январе 2015 года внешнеторговый оборот России упал на 33,9% по сравнению с январем 2014 года и составил 39,0 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса снизилось в январе 2015 года на 4,1 млрд. долларов США по сравнению с январем 2014 года и составило 16,3 млрд. долларов СШ. Экспорт России в январе 2015 года составил 27,6 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2014 года снизился на 30,3%, но объемы экспорта товаров топливно-энергетического комплекса возросли: электроэнергии на 51,6%, нефти сырой – на 9,6%, угля каменного - на 7,2%, нефтепродуктов – на 32,8%. Импорт России также резко снизился и в январе 2015 года импорт упал на 41,0% по сравнению с январем 2014 года и составил 11,4 млрд. долларов США. Данное снижение объемов внешнеторговой деятельности связано также и с объявленные странами ЕС, США, Канады, Японии санкциями против России и ответным эмбарго России, на ввоз продуктов питания, ведущие к падению инвестиционной активности и повышению цен на нашем внутреннем рынке. В этих условиях запуск новых инвестиционных проектов на основе внешнеэкономических связей и институциональные развитие в регионах страны может значительно пополнить бюджет государства. Известно, что еще существует недостаточный уровень структурированности таможенных и «околотаможенных» вспомогательных служб во внешнеторговой деятельности в регионах России. Значительные возможности в структурных изменениях появились с момента вступления России, в ВТО. Среди основных плюсов, которые получила Россия от нахождения в ВТО, стало снижение средневзвешенной ставки пошлин на импорт различных товаров  ввозимых для населения нашей страны. Так, динамика импортной пошлины на ввозимые товары имеет тенденцию к постепенному почти двукратному снижению. По данным ФТС России в 2011 году средне-взвешенный импортный тариф составлял в России - 9,6%, в 2013 г.-7,4%, то в 2015 году он составит-5,9%, а в 2017 г.- около 5%[4,5,6,7,8].

    Известно, что с учетом имеющегося уровня институционального развития страны и политики вхождения в ВТО Россия выбрала консервативную стратегию, т. е. стратегию минимальной либерализации. Это обусловлено тем, что существующие институционально-инфраструктурные дефициты в нашей стране могут оказать негативные экономические последствия. Подчеркнем, что обязательства, которые взяла на себя Россия в части соответствия правовой системе ВТО, влекут за собой проведение ряда внутренних законодательных и институциональных реформ, таких как допуск иностранных компаний к отечественным рынкам, снятие административных барьеров, сокращение экспортных пошлин, реформирование системы государственного управления и таможенного законодательства. По уровню развития институциональной среды наша страна все еще находится на низком уровне – на 128 месте. В развитии институциональной среды мы должны учитывать также территориальное расширение Европейского Союза (ЕС), достаточно высокие еще темпы роста экономики Китая, которые   нужно использовать для расширения экспорта российских товаров на эти рынки. Анализ показывает, что  главными препятствиями в привлечении иностранных инвестиций в Россию        по-прежнему остаются коррупция, бюрократия и негибкость налоговой политик.

     Управление институционализацией во внешнеторговой деятельности подразумевает обеспечение непрерывного развития таможенной службы как института, представляемого эволюционирующими концептуальными правовыми и организационными положениями и компонентами. Федеральная таможенная служба (ФТС) России, как субъект государственного управления осуществляет прямые и косвенные управленческие воздействия на институциональную структуру в рамках установленных полномочий во внешнеэкономической деятельности. Кроме институциональных функций ФТС России выполняет, например, регулятивные функции, направленные на поддержание системы норм, законов, правил поведения субъектов внешнеторговой деятельности. В соответствии с законодательством России в рамках ФТС России создано сеть территориальных управлений, включающая в себя целую систему центральных, региональных таможен, оперативных таможен. Так, в относительно недавно созданном, Северо-Кавказском таможенном управлении (СКТУ) входят 7 субъектов, функционируют три таможни, 18 таможенных постов, оперативная таможня. В зоне действия СКТУ главным субъектом внешнеэкономических связей является Ставропольский край, а общий объем товарооборота, в среднем последние три года, превышает 3 млрд. дол. США за год. Проблемы создания в регионе производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной, в т. ч. и на мировом уровне, продукции актуализируют необходимость совершенствования институциональных форм поддержки ВТД, прежде всего, на местном уровне. На Ставрополье можно выделить деятельность Торгово-промышленной палаты (ТПП) Ставропольского края, имеющую разветвленную структуру подразделений, участвующих в внешнеэкономических процессах и обеспечивающих подготовку, оформление документации, таможенное хранение и сопровождение товаров и т. д. ТПП Ставропольского края активно выполняет для участников ВТД и такие услуги как маркетинговые исследования, информационное сопровождение,  бизнес-мероприятия и т.д. Поиск деловых партнеров на территории края, страны и за рубежом осуществляет Европейский Информационный Корреспондентский Центр (ЕИКЦ), являющийся одним из самых эффективных инструментов поддержки и содействия малым и средним предприятиям региона. Вновь созданная в крае структура Фонд поддержки предпринимательства (ФПП) на Ставрополье реализует меры государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время, в целях развития экономики и внешнеторговой деятельности в крае образованы особые зоны опережающего развития – региональные индустриальные парки (РИП). На данный момент в Ставропольском крае созданы двенадцать РИП, в т. ч. один туристско-рекреационный. Здесь действует максимально благоприятный режим для осуществления бизнес-планов, созданы льготные условия пользования госимуществом, отсутствует плата за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, облегчено налоговое бремя, земельные участки выделяются без проведения торгов и, что немаловажно, отсутствуют административные барьеры. Такие региональные индустриальные парки создаются и действуют в Александровском, Труновском, Кочубеевском районах, в городах Невинномысске, Минеральные воды. Подчеркнем, что за последние пять лет объемы внешней торговли в Ставропольском крае выросли почти до двух млрд. дол. США в год, сальдо внешнеторгового баланса края в 2014 году сложилось положительное в сумме 282,86 млн. долл. США

   Таким образом, для успешного состязательного процесса необходимо озаботиться институциональным совершенствованием и созданием в регионах, структур способных эффективно отстаивать интересы отечественного бизнеса. С целью повышения эффективности региональной экономической составляющей нашей страны целесообразно активизировать реализацию различных государственных программ по институциональному развитию. Необходимо продолжить институциональные реформы по созданию в регионах консалтингово-юридических структур, в том числе финансируемых государством, по продвижению отечественной продовольственной продукции и услуг на зарубежные рынки с целью подъема национальной экономики.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003)

2.     Данилин А.В. Методологические аспекты внешней торговли. // Внешнеэкономический бюллетень. - 2010. -№7

3.     Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

4.     Цымбаленко        С.В.     Оценка       социально-экономического   положения регионов  России  в условиях глобализации внешнеторговой деятельности Цымбаленко С. В., Янукян А. П., Цымбаленко О. С.  //: «Экономика и предпринимательство» - международный журнал, №4 ч.1(45-1), 2014 г.

5.     Цымбаленко С.В., Цымбаленко О.С. Внешнеторговая деятельность и инвестиционные процессы на Ставрополье. В Сборнике научных статей, ч.2. Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД РФ. Ставрополь, 2013 г., с.179-184.

6.     Ярцун С.В. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. - М., Экономическая газета, № 12. – 2011

7.     Информационно-поисковая система «Экспортные возможности России»: [сайт]. URL: http://www.exportsupport.ru/

8.     Официальный сайт Федеральной таможенной службы России - www.customs.ru