Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

   Инженерная, транспортная, природоохранная и рыночные отрасли сельской инфраструктуры представляют собой сферу экономики, обеспечивающую за счет своих услуг (энергоснабжение, транспортные коммуникации, проведение  трансакций, охрана окружающей среды и т.п.) устойчивое функционирование отраслей материального производства и социальной сферы сельских поселений и межселенных территорий.

   В современных условиях хозяйствования и функционирования сельской производственно-хозяйственной, социально-экономической, инженерно-технической, транспортно-логистической инфраструктуры происходит через инструменты софинансирования за счет бюджетов Российской Федерации и территорий РФ. Например, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2018 года», предполагает за счет совместных источников финансирования инвестировать в развитие сельской инфраструктуры целевых бюджетных ассигнований в пределах 215,1 млрд. руб. Это обеспечит приведение в необходимый, качественный статус нормативно- техническое состояние более  51,2 тыс.  км  сельских  автомобильных дорог,  проложить 132,8 тыс.  км водопроводов, существенно расширить емкость современной оптоволокновой связи на 1,9 млн. номеров и т.д.

   Данная программа развития макрорегиона Юга России была дополнена внутри региональными программами. Основная цель ФЦП «Юг России (2008-2018 годы)», является снятие инфраструктурных ограничений в развитии экономики Северо-Кавказского макрорегиона России. На эти цели планируется направить более 62,4 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 7,3 млрд. руб., средств бюджетов территорий, входящих в состав Северо-Кавказского макрорегиона России -2,1 млрд. руб., внебюджетных источников - 36,4 млрд. руб.

   Принятые в отношении России ограничительные санкции в купе с воздействием на социально- экономическую систему мирового финансово-экономического кризиса способствовало выработке целого комплекса антикризисных мер реагирования. Так, ввиду дефицитности местных бюджетов Правительством России уже снижена доля минимального участия  бюджетов субъектов Российской Федерации структуры с 20% до 5% годового размера финансирования инфраструктурных проектов. При оптимизации расходов федерального бюджета финансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2018 года» снижено на 10 млрд. руб.

   Поэтому необходимо новая организация внебюджетного финансирования как по его источникам (введение платы для иногородних потребителей, выпуск инфраструктурных облигаций и т.п.), так и по диверсификации объектов вложения средств на основе новых энергосберегающих,  не капиталоемких технологий, наносящих минимальный ущерб окружающей среде посредством привлечения к решению этой проблеме научно- исследовательских институтов механизации и электрификации РАСХН и Министерства сельского хозяйства России.

    Исходя из вышесказанного, следует вести разработку антикризисных программ устойчивого развития инфраструктуры. Разработка программ перехода к устойчивому развитию сельских территорий представляет собой последовательность мер, включающих:

-      выбор стратегического направления развития инфраструктуры сельской территории на основе комплексного инвестиционного Gap –анализа и выявления «критических точек» в уровне обеспеченности территории ее услугами, преодоление которых создает условия для резкого роста степени использования инвестиционного потенциала посредством привлечения стратегических инвестиций;

-         разработку организационно-экономического механизма развития территории, включающего установления источников и объемов финансирования инфраструктуры, формирование системы частно- государственно-муниципального   партнерства;

-       прогнозные расчеты объемов привлечения инвестиций, развития производства и социальной инфраструктуры, размеров создания новых рабочих мест; роста уровня жизни сельского населения, определение коммерческой и бюджетной эффективности мероприятий.

   Начальным этапом выбора стратегии развития территории является установление количественных параметров инвестиционного потенциала, определяемого размером дифференцированной земельной ренты. Ее высокий уровень определяется: наличием уникальных природных благ, естественным плодородием сельскохозяйственных угодий, рекреационным потенциалом (особый климат, благоприятный для здоровья; источники минеральных вод и лечебных грязей и т.п.), а также относительной экономией транспортных издержек, вследствие его благоприятной транспортной доступности и развитого инженерного обустройства территории.

    Для удаленных сельских территорий, не имеющих рекреационного потенциала, промышленных лесонасаждений, месторождений полезных ископаемых, но с благоприятными почвенно-климатическими условиями главная стратегия - интенсивное развитие объектов АПК («агропромышленный» кластер).

   Однако при этом надо учитывать, что, например, при развитии сельского туризма совокупный рекреационный продукт (посещение и потребление продукции объектов сельского хозяйства, охотничьих и рыболовных баз) должен быть эксклюзивным по качеству и цене, а также иметь позитивное воздействие для здоровья (предлагаемая продукция общественного питания и сельского хозяйства должна быть экологически чистой и обладать лечебными свойствами).

    Полное вовлечение в инвестиционный процесс ресурсов территории возможно только при устойчивом развитии сельской  инфраструктуры.  Однако   высокая степень износа инфраструктурных объектов  является «критической точкой» в развитии большинства сельских территорий. Ее преодоление осуществляется посредством инвестиций в развитие инфраструктуры до уровня, при котором обеспечивается нормальное функционирование как объектов туристического бизнеса, так и устойчивое развитие всего сельского поселения.

   Ввиду мирового финансово-экономического кризиса вероятность поступления бюджетных средств на развитие инфраструктуры резко понижается. Поэтому необходимые объемы финансирования могут быть получены только за счет развития частно-государственно-муниципального партнерства. Его организационно- экономический механизм можно построить в рамках реализации пилотного проекта «Развитие сельского туризма в сельском поселении», предусматривающего необходимое развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

    Методика и программное средство построены на основе финансовой балансовой рекурсивной имитационной модели, использующей в качестве исходной информации показатели исходного состояния сельской территории, прогноз численности населения сельской территории, удельные инвестиции в основной капитал, нормы формирования доходных и расходных статей местных бюджетов,  а также параметрами активной инвестиционной политики, обеспечивающей приток дополнительных инвестиций. Они позволяют исследовать возможности сбалансированного развития сельских территорий, уровень обеспечения планируемых изменений социально-экономических показателей финансовыми ресурсами, определить интегральный индекс устойчивого развития и обеспечить рациональное использование средств, направляемых на сельское развитие.

 

Список литературы

1.     Дикинов А.Х., Хончукаева Л.В. Проблемы развития логистического аутсорсинга в Российской Федерации// Вестник Мордовского университета. 2014. Т. 24. № 4. С. 94-102.

2.     Дикинов А.Х., Деркач Е.Г. Многоуровневый механизм определения интегральных показателей развития видов сельскохозяйственной деятельности в регионах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 3 (59). С. 108-113.

3.     Дикинов А.Х., Гайрабеков И.Г., Эльгукаева Л.А. Формирование и реализация конкурентных преимуществ региональной экономики.// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 2 (58). С. 53- 58.

4.     Дикинов А.Х., Дикинова А.А. Современные приоритеты развития агроэкономики // Известия Кабардино- Балкарского научного центра РАН. 2014. № 1. С. 79-84.

5.     Дикинов А.Х., Хасиева Т.А. Проблемы социо-эколого-экономической асимметрии уровня развития регионов под влиянием макроэкономических тенденций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 85.

6.     Дикинов А.Х., Каплина А.В., Хуранова З.Б. Направления государственной поддержки процесса региональной кластеризации на отсталых территориях // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11- 4 (52-4). С. 448-450.

7.     Дикинов А.Х., Сахтуева М.В., Загазежева О.З., Дикинова А.А., Хасиева Т.А. Структурные и динамические трансформации регионального экономического пространства  // Монография. ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2013.

8.     Мисаков В.С., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Дикинов А.Х., Кильчукова А.Л., и др. Прогнозирование и оценка возможностей устойчивого развития проблемных регионов / Под научной редакцией В.С. Мисакова. ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2015.