Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

   Сельскохозяйственное страхование в Российской Федерации практикуется с 1921 г. и до 1968 г. осуществлялось в обязательной и добровольной форме, с 1968 по 1990 гг. урожай сельскохозяйственных культур страховался в обязательном порядке.

   В октябре 1921 г. СНК РСФСР принял декрет «О государственном имущественном страховании», который фактически положил начало государственному страхованию в России. В 1940 г. в СССР был принят Закон «Об обязательном окладном страховании», которым предусматривалось повышение обеспечения по страхованию колхозных посевов сельскохозяйственных культур и животных, а также животных в хозяйствах граждан, расширялась ответственность по всем видам страхования имущества, оговаривалось страхование строений граждан в полной стоимости по страховой оценке.

   Страховое возмещение выплачивалось за погибшие посевы, величина которого была очень низкой и составляла 40% от реального ущерба, кроме того, страхование осуществлялось не от всех неблагоприятных погодных условий. Так засуха была исключена из перечня неблагоприятных событий и принималась во внимание лишь при страховании отдельных культур, например, конопли.

   С 1967 года Закон «Об обязательном окладном страховании» был отменѐн. На смену ему пришло обязательное государственное страхование имущества колхозов, а с 1979 году в эту систему были включены также и совхозы. Страхование стало осуществляться только в обязательной форме. Это отвечало требованиям хозрасчета и планового ведения хозяйства. В число рисков была включена и засуха. Самым существенным элементом страхования стала урожайность.

   Началом преобразований в сельскохозяйственном страховании послужило принятие Закона СССР «О кооперации в СССР» № 8998-XI от 26.05.1988 г., в соответствии с которым начали создаваться первые негосударственные страховые организации. В 1992 г. Закон РФ «О страховании» упразднил государственную монополию на страхование [1].

   В 1993 г. Правительством РФ были разработаны «Условия добровольного страхования сельхозкультур с участием господдержки», где для сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур, была установлена компенсация из средств федерального бюджета в размере 50% страховых платежей. Но обещанная норма компенсации не поступила.

    Толчком к развитию страховой защиты сельхозтоваропроизводителей, должно было послужить принятие Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100–ФЗ, который утратил сою силу в 2005 г[2]. Согласно статье 16 «Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства» указанного закона, при страховании урожая сельскохозяйственных культур производители сельхоз продукции за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов, остальные 50% страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.

    В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, который формируется за счет отчислений в размере 5% от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.

   Основная проблема, сдерживающая развитие страхования урожая сельскохозяйственных культур, высокие размеры страховых тарифов, которые закреплены нормативно-правовыми документами.

    С декабря 2006 г. государственная поддержка агрострахования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» [3] и «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы»[4]. Согласно указанным документам средства федерального бюджета предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям (юридическим лицам) независимо от организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам для возмещения 40% затрат на уплату страховых  взносов по  договору страхования, заключенному ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение страхования урожая сельскохозяйственных культур. Финансирование из федерального бюджета предполагается осуществлять при условии, если из регионального бюджета будут выделены средства на софинансирование  данных расходов, которые должны составлять не менее 10% затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования.

   Таким образом, для развития сельскохозяйственного страхования, нужно в субъектах Российской Федерации принимать законодательные, организационные и финансовые основы, выражающиеся наличием:

–      утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающей государственную поддержку сельскохозяйственного страхования;

–     в законе субъекта Российской Федерации о его бюджете и иных нормативных правовых актах муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, связанных с государственной поддержкой сельскохозяйственного страхования.

   В соответствии с Федеральным законом № 264-ФЗ ФГУ «ФАГПССАП» разработало «Концепцию совершенствования сельскохозяйственного страхования на период до 2020 года». В рамках этого документа было предложено три вида страховых программ. Впервые в практике страхования с государственной поддержкой сельхозтоваропроизводителям предложено право выбора страховой программы из линейки предлагаемых, отличающихся перечнем покрываемых страховых рисков и ценой.

   Программа страхования «Красный полис» направлена на защиту имущественных интересов сельхозтоваропроизводителя в случаях полной утраты (гибели) сельскохозяйственных культур в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и предусматривает уровень страховой защиты в размере 100%, 80%, 60% и 40% от понесенного ущерба. Как заявляют авторы данной программы ценовая доступность должна сделать ее массовой и привлекательной по соотношению цена – качество.

   Страховая программа «Зеленый полис-ГН», предусматривает страхование имущественных интересов сельхозтоваропроизводителей в случае утраты (гибели) и частичной утраты (недобора) урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений.

      Программа «Зеленый полис-Н», предусматривает страхование имущественных интересов сельхозтоваропроизводителей в случае частичной утраты (недобора) урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

   Данными программами страхования предусматриваются уровни страховой защиты в размере 100%, 80%, 70%, 60% от понесенного ущерба и размер участия страхователя в риске (безусловная франшиза) в размере 0%, 5%, 15%, 25% от страховой суммы.

    Страховые тарифы позволяют устанавливать различный уровень ответственности страховщика и степень участия в ущербе (франшиза) самого сельхозтоваропроизводителя.

     Страхование сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой представляет собой систему организационных и экономических мероприятий, направленных на защиту имущественных интересов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в результате утраты (гибели) производимой ими сельскохозяйственной продукции.

   Роль страхования, в агропродовольственной политике государства, должна возрасти связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В соответствие с соглашением ВТО по сельскому хозяйству Россия должна принять обязательства по установлению фиксированного уровня поддержки отрасли и ее поэтапному сокращению, так называемые меры «желтой корзины». Другая группа мер относится к «зеленой корзине» и  не связывается обязательствами  по сокращению, поскольку они непосредственно  не влияют на рыночные процессы и на условия конкуренции. Одной из таких мер является государственная поддержка страхования сельскохозяйственных рисков.

 

Список литературы

1.    Российская Федерация. Законы. О страховании [Постановление ВС РФ от 27 ноября 1992 г. №4016-1] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., №2, ст. 57.

2.    Российская Федерация. Законы. О государственном регулировании агропромышленного производства: [федер. Закон № 100–ФЗ: принят Гос. Думой 14 июля 1997 года] // Российская газета. – 1997. №143. С. 4–5.

3.    Российская Федерация. Законы. О развитие сельского хозяйства: [федер. Закон № 264-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 2006 г.]. // Собрание законодательства РФ, 2007. № 1. Ст. 27. 419 с., 2008, № 24, ст. 2796

4.    Российская Федерация. Программы. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы // Собрание законодательства РФ, 2007. № 31. Ст. 4080. 8800 с.

5.    Носов, В.В., Котар, О.К. Выбор программы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой [Текст] / В.В. Носов, О. К. Котар // Научное обозрение. 2013. № 4. С. 265–273.

6.    Носов, В.В., Котар, О.К. К вопросу о дифференциации бюджетной поддержки сельскохозяйственного страхования в субъекте Российской Федерации [Текст] / В.В. Носов, О.К. Котар // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 4. С. 132–149.