Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
17 сентября 2019г.

В современных экономических условиях возникает необходимость поддержания представителей малого и среднего предпринимательства, так как этот сектор играет важнейшую роль в экономиках всех стран, он привносит огромный вклад в организацию рабочих мест, экономического производства и технологических инноваций. Устойчивое развитие малого и среднего бизнеса свидетельствует о стабильности состояния всей экономики. Актуальность данного вопроса подтверждается создавшейся экономической ситуацией, когда каждое государство отстаивает свое место в мире, а существенным фактором экономического роста является малое и среднее предпринимательство.

Однако, в настоящее время малый и средний бизнес сталкивается с рядом проблем, требующих решения на государственном уровне: различные административные барьеры, недостатки системы финансирования, присутствие коррупционной составляющей, нет специального комплекта документов, регламентирующих деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности, другие. Необходимо также решать вопросы финансовой поддержки, борьбы с незаконным предпринимательством и взаимодействия с властями.

Представители бизнеса выделяют административные барьеры как главную проблему малого и среднего бизнеса. Практика показывает, что более 6,5 тысяч предпринимателей были внесены Федеральной антимонопольной службой в реестр недобросовестных поставщиков. Анализ законодательных актов позволяет сделать вывод, что в них, при наличии понятия «недобросовестный поставщик», отсутствуют четкое определение недобросовестности, перечень критериев внесения в реестр. Следует отметить, что многие компании получают 100 % заказов через государственные закупки. Естественно, такое положение дел отпугивает коммерсантов. На сегодняшний день, вывод предпринимателей из «черного списка» осуществляется только через суд. Это затягивает сроки, приводит к срывам контрактов, подрыву репутации конкретных представителей бизнеса. Кроме того, можно выделить и другие моменты, где имеются административные препоны: государственная регистрация субъектов малого предпринимательства; лицензирование отдельных видов деятельности; сертификация и стандартизация продукции, работ и услуг; контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью; товарооборот между регионами; любые формы согласования соответствующих вопросов и документов.

Для решения данной проблемы необходимо региональным и местным властям ставить на контроль взаимодействие предпринимателей, представителей власти, административных ресурсов и правоохранительных структур.

Злободневным вопросом является защита прав легального бизнеса, который в настоящее время нередко сталкивается с незаконными проверками и огромными штрафами. По нашему мнению, следует ужесточить наказания в части необоснованных визитов контролирующих органов.

Соглашаясь с мнением предпринимателей, считаем, что одной из самых острых проблем является повышение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, введение налога на добавленную стоимость для организаций, работающих с вторичным сырьем. Следует установить оптимально выгодный коэффициент К2, который сможет снизить нагрузку при расчете единого налога.

Осуществление любой предпринимательской деятельности требует вовлечения внеоборотных и оборотных активов. Приобретение внеоборотных активов требует достаточного количества финансовых ресурсов. Для организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей проблема привлечения инвестиций является основной, при этом главными финансовыми источниками являются собственные средства предпринимателей, заимствованные у друзей и знакомых средства, кредиты банков. Часто из-за недостатка средств для единовременной покупки дорогостоящих основных средств субъекты малого бизнеса вынуждены прибегать к заимствованию средств в банках.

Относительно банковских кредитов следует заметить, что сумма задолженности МСБ наконец-то с 2014-го сформировалась с небольшим «плюсом», продемонстрировав за прошедший год прирост (+1,1 %). По результатам 2018 года объем кредитов МСБ составил 4,2 трлн рублей. Одновременно наблюдается увеличение динамики выдаваемых кредитов, объем которых за прошедший год стал наибольшим с 2015-го – 6,8 трлн рублей. Содействие рынку оказало значительное снижение ставок по в 2018-м: средневзвешенные ставки по кредитам до года и долгосрочным уменьшились за 2018 год на 1,9 и 1,8 п. п. соответственно и на 01.01.2019 составили 11,04 и 10,23 %.

Следует заметить, что на начало 2019-го года в сфере кредитования МСБ наблюдается рекордный уровень концентрации. За период 2016-2018 гг. доля тридцати крупнейших банков в общем объеме выданных кредитов МСБ возросла на 30 п. п., по итогам 2018 года составила 74 %. В 2018-м объем выданных кредитов МСБ крупными банками увеличился по сравнению с 2017-м на 25 % и составил 5 трлн рублей. Их объем на начало 2019 года составил 3 трлн рублей. Прочие банки выдали за 2018-й всего 1,8 трлн рублей. В то же время следует признать, что банки не очень охотно работают с этим сегментом рынка.

Также следует обратить внимание на кредитование малых фермерских хозяйств. Несмотря на запуск новой программы поддержки сельхозпроизводителей через микрофинансовые организации, предполагающей получение предпринимателями до 1 миллиарда рублей под 6,5% годовых, на практике очень многим фермерам отказывают в займах без объяснения причин. Кроме микрофинансовых организаций, необходимо привлекать коммерческие банки к льготному кредитованию фермеров.

Остается актуальной проблема государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в 2019 году Правительство продолжает помогать данной категории предпринимателей за счет различных программ. Основным законом, регулирующим вопрос получения поддержки юридическими и физическими лицами, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. Также финансовая поддержка регламентируется Постановлениями Правительства РФ и Минэкономразвития.

Виды предоставления помощи МСБ: финансовая; имущественная; информационная; консультационная; разработка и внедрение проектов, направленных на подготовку, переподготовку, повышение квалификации сотрудников.

Направления бизнеса, в которых можно рассчитывать на получение государственной помощи: ЖКХ; деятельность в сфере науки и техники; сфера торговли и сервиса; транспортная отрасль; переработка древесины; пищевая промышленность. Определены приоритетные категории граждан: инвалиды, многодетные семьи; молодые люди в возрасте до 32 лет; безработные.

Следует рассмотреть федеральные программы, направленные на оказание поддержки МСБ. Например, программа поддержки «Умник», направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет (до 500 000 рублей), здесь приоритет отдается инновационным технологиям. «Старт» – ориентирована на предпринимателей, занимающихся современными технологиями, первый этап финансирует государство (2,5 млн рублей). На втором этапе предприниматель должен найти инвестора (на сумму 2,5 млн рублей). Есть еще программа «Развитие», по ней можно получить на раскручивание своего малого или среднего бизнеса финансирование до 15 млн рублей. Однако, необходимо будет предоставить дополнительные    рабочие   места.   Реализуются    и   другие   программы   – федеральная   программа «Интернационализация», «Коммерциализация», «Кооперация», по которой можно получить до 20 млн рублей.

Кроме федеральных государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, есть и региональные, например, создание бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов и других. В каждом регионе они индивидуальны.

В заключение следует отметить, что не вызывает сомнения актуальность исследования направлений решения проблем малого и среднего бизнеса. При этом, в России предпринимаются довольно серьезные попытки оказывать помощь данному сектору, причем, начинает складываться положительная тенденция в рейтингах мировой конкурентоспособности, индекса инноваций, а также в рейтинге степени «легкости» ведения бизнеса.

 

Список литературы

 

1.        Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ : принят Гос. Думой 06 июля 2007 г. : по состоянию на 03 авг. 2018 г.

2.        Дудкина, С. В. Административные барьеры в сфере малого предпринимательства / С. В. Дудкина // Студенческий: электрон. научн. журн. – 2018. – № 8(28). URL: https://sibac.info/journal/student/28/104514 (дата обращения: 13.08.2019).

3.        Маслова, Т. С. Государственная помощь малому и среднему бизнесу в России и за рубежом как объект анализа / Т. С. Маслова, А. А. Лалаева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2018. – № 12. – С. 24-33.

4.        https://www.minfin.ru: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (по состоянию на 02.10.2018).

5.        https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2018: Рейтинговое агентство «Эксперт РА».