Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СРЕДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Гражданское общество с его принципами свободы и открытости актуализирует способность человека самостоятельно осуществлять выбор в политической, экономической, профессиональной, бытовой и др.

ситуациях. Воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой, т.е. самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию и т.п.

Социальная успешность определяется готовностью школьника осуществлять социальную практику, которая способствует приобретению опыта позитивной деятельности у школьников, развивает у них умение моделировать социально ценные стратегии своей жизнедеятельности.

«Социальная практика» достаточно новое понятие в педагогической науке. Исследователи по-разному понимают это понятие. Так, например, Азаркина С.М., Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. определяют социальную практику как процесс освоения, отработки социальных навыков, а также познание не внешней, внутренней, скрытой сущности социальной действительности [3]. Логинова Н.Ф. и Самсонова С.Х. понимают под социальной практикой вид деятельности старшеклассника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе [1]. С точки зрения М.П. Гурьяновой социальная практика это общественно полезная деятельность, направленная на решение какой-либо социальной проблемы [2]. Из представленных определений видно, что социальная практика носит социально-преобразующий характер и направлена на позитивное социальное взаимодействие ее участников. Таким образом, социальную практику можно определить как социально значимую деятельность школьников, направленную на приобретение позитивного опыта социального взаимодействия в процессе решения социальной проблемы.

В ходе исследования, проведенного в Адмиралтейском районе г.Санкт-Петербурга1, был определен рад условий, необходимых для обеспечения продуктивной организации социальной практики школьников:

– наличие общих целевых ориентиров деятельности;

– эмоциональная окрашенность совместной жизнедеятельности детей и взрослых;

– добровольность участия (свободный «вход» и «выход»);

– открытость и равенство участников взаимодействия;

– наличие индивидуальной и групповой рефлексии.

Исходя из указанных условий, основным образовательным институтом, обеспечивающим продуктивную организацию социальной практики, на сегодняшний день, выступают учреждения дополнительного образования детей. Докажем это утверждение.

На сегодняшний  день система дополнительного образования  уже достаточно широко изучена в педагогической науке. С точки зрения психологии осмыслены ценности дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, В.И. Панов). Изучены проблемы дополнительного образования в общеобразовательной школе и в учреждениях профессионального образования (Е.Б. Евладова, Э.Г. Костяшкин). Изучены проблемы управления дополнительным образованием (Л.Г. Логинова, М.О. Чеков, А.Б. Фомина). Выполнен ряд работ, посвященных подростку в дополнительном образовании: его личностному самоопределению, интеллектуальному развитию, приобщению его к различным видам творчества, социализации, творческого  развития  (А.Я. Журкина,  В.А. Карнаухов,  А.Д. Биткеев,  И.А. Фархшатова,  А.В. Золотарева, Т.И. Левкина, В.И. Лешер). Также изучены аспекты социализации школьников в системе дополнительного образования (А.В. Золотарева, А.В. Николаев), социально-досуговой деятельности (М.И. Болотова, Б.А. Титов), особенности работы педагога дополнительного образования детей (Т.Н. Гущина).

 

1 Исследование проводилось на базе ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга на тему «Педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений по включению школьников в социальную практику» с 2010 по 2013 годы.


   Дополнительное образование нельзя рассматривать как «довесок» к базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности. И потому система дополнительного образования детей с ее разнообразием образовательной среды является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.

Анализ теории и практики дополнительного образования детей позволяет выделить ряд особенностей, присущих этой системе на современном этапе развития.

Открытость образования, которая характеризуется способностью учитывать изменения внешней среды в целях собственного развития. Открытость системы дополнительного образования детей позволяет быстро и своевременного реагировать на изменения социального заказа общества на образование, расширяя содержательные виды деятельности, открывая новые объединения, студии и т.д. Открытость дополнительного образования детей также проявляется, как на уровне доступности его всем желающим получить образование, независимо от их возраста, физического состояния, места проживания, гражданства и т.п., так и на уровне выбора любой формы обучения, наиболее удобной и приемлемой для учащегося в данный момент.

Мобильность образования – характеризуется отсутствием стандартов в системе дополнительного образования детей. Отсутствие стандартов обеспечивает педагогам и воспитанникам возможность совместного проектирования образовательных программ, выстраивание совместной деятельности на основе взаимных интересов и потребностей.

Личностная ориентация образования направлена на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка, его отношения к миру, людям, самому себе, природе. При этом характер образования носит практикоориентированный характер, что находит отражение в решении практических задач, где время их решения неограниченно и зависит от самого воспитанника.

Нелинейность образования характеризуется большей свободой выбора воспитанниками образовательной области, личным участием каждого воспитанника в проектировании собственных образовательных траекторий, позволяющих ему самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

В целом, занятия в системе дополнительного образования детей способствуют:

–      развитию у детей взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия через общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим интересным делом;

–      развитию индивидуальной свободы личности, так как в основе дополнительного образования лежит принцип личной мотивированности («я хочу», «мне интересно», «мне надо»);

–      формированию готовности и привычки к творческой деятельности;

–      формированию практических навыков здорового образа жизни, так как значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников;

–      формированию навыков содержательного проведения собственного досуга, что позволяет уберечь ребенка от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени.

Таким образом, система дополнительного образования детей сегодня является наиболее уникальной средой, обеспечивающей продуктивную организацию социальной практики школьников, которая способствует приобретению у них опыта позитивной деятельности и развивает умение моделировать социально ценные стратегии своей жизнедеятельности так необходимые современному подрастающему поколению.

 

Список литературы

1.      Логинова Н.Ф., Самсонова С.Х. Педагогическое сопровождение социальной практики. Пособие для классного советника и руководителя проекта. Режим доступа: http://oash.info/library/view/208. Дата обращения: 02.08.2014.

2.      Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников  образования Курганской области. – Курган, 2009.

3.      Школа взросления. – Библиотека культурно-образовательных инициатив. – М.: Эврика, 2004.