Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ ФОРМАМ ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Рейтинговая система оценивания уже проникла в систему высшего образования. Такие понятия, как кредитно-зачетная единица, баллы, рейтинг, технологическая карта, уже стали привычными для преподавателей высшей школы. Предложение адаптировать к школьной системе такой способ оценки, как балльно-рейтинговая система, позволит стимулировать активность учеников общеобразовательной средней школы к изучению предметов и поможет в воспитании такого немаловажного качества как мотивация.

Главная проблема существующей традиционной системы оценивания в современных школах в том, что она кардинально отличается от системы оценивания в высших учебных заведениях нашей страны, что является не совсем корректным, так как, поступая на первый курс университета, новоиспеченный студент, еще вчерашний школьник, приходит неподготовленным к новым условиям обучения, и зачастую, именно из-за этого, его дальнейшее обучение проходит неуспешно. В современных общеобразовательных школах учеников не учат такому качеству как самостоятельность. Ученик не имеет собственного права на выбор привычной и более удобной ему формы работы; стимул к выполнению домашних заданий достаточно низок, так как обуславливается не личной потребностью учеников, а необходимостью, прежде всего, просто их присутствия на уроках. В школах больше внимания уделяется контролю присутствия самого ученика на уроке, непосредственно, в самом учебном учреждении. Но присутствие ребенка на занятии не является гарантией того, что он хоть что-то «вынесет» или запомнит после обязательного, а вернее сказать принудительного, посещения. Отсутствие интереса к предмету, однотипные формы работы не мотивируют ребенка, не воспитывают у него тягу к знаниям и, что немаловажно, к самостоятельным поискам и исследованиям. Введение рейтинговой системы поможет ликвидировать этот недостаток.

Среди всех, существующих на сегодняшний день систем контроля, именно рейтинговая система направлена на то, чтобы максимально объективно оценить знания учащихся. Рейтинговая система вносит элемент соревнования в обучении, стимулируя учащихся набирать всѐ больше и больше баллов за выполненную работу, чтобы поднять свой рейтинг в классе.

С рейтинговой системой учебная деятельность превращается из необходимости в личную потребность ребенка. Ученик сам может выбирать более приятный и интересный метод работы и способ овладения той или иной дисциплиной. Это является и дополнительным плюсом для преподавателя, который теперь может узнать много нового о круге интересов своих учеников и, в соответствии с этим, направить их мотивацию в правильное русло.

Балльно-рейтинговая система меняет представление детей об унификации учеников перед формами проверки их знаний: они перестают бояться итоговых работ, так как в их сознании формируется понимание того, что их оценка по предмету зависит от их собственных умственных способностей и трудолюбия.

Балльно-рейтинговая система стимулирует учеников к деятельности не только в рамках школы, но и за еѐ пределами. К примеру, за участие, а тем более, за победу в олимпиаде, учащиеся могут получить дополнительные баллы. Так же, за дополнительные баллы учащимся может быть предложено провести свои собственные исследования или придумать свой вариант формы работы в рамках изучаемой темы.

Обучение в школе не должно сводиться к тому, чтобы ученик был озабочен тем, как хорошо написать итоговый диктант или списать у соседа контрольную работу. Обучение должно представлять собой перманентный и мотивированный процесс. Результаты обучения – это не результаты одной работы. Это должны быть результаты работы за весь триместр или год. К тому же, широко известен тот факт, что именно приобретенные самостоятельно знания лучше всего укладываются в голове, а не знания результата зубрежки. В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются.

Преподаватель высшей школы ориентирует студента на познавательную деятельность, предоставляя ему дополнительные материалы, содействуя личностным качествам студента, пробуждая в нем живой интерес и мотивацию [3, с.6]. Для адаптации учеников к самостоятельным видам работы и к дальнейшему обучению, рейтинговую систему по своему принципу нужно максимально приблизить к той, что уже существует и активно применяется в высших учебных заведениях нашей страны.

В традиционной принятой у нас пятибалльной шкале ученик получает оценки в течние всей четверти, но зачастую, полученная им оценка за итоговый экзамен может значительно повлиять на так называемую оценку за четверть. Всем знакомы случаи, когда при выставлении отметки учитель руководствуется личным отношением к ученику. Балльно-рейтинговая система это исключает. Ученик получает баллы по факту, «здесь и сейчас» и четко за то, что он сделал.

Еще одно не маловажное условие реализации балльно-рейтинговой системы в школах – это своевременное выполнение работ. Ученикам в школе, как правило, делают поблажки, разрешая, например, показать не сделанное домашнее задание на следующий день. Это не совсем правильно с точки зрения воспитания. Ребенок с ранних лет приучается к тому, что может тянуть с работой до последнего, надеясь на хорошее к нему отношение учителя.

Но не нужно путать несвоевременную сдачу с пересдачей. Если ученик набрал низкий балл по какой-либо форме контроля, ему представляется шанс на пересдачу. Опять же, упор делается на формирование мотивации у ребенка: ученик сам хочет поднять свой балл, и сам прилагает к этому все возможные усилия.

В оригинале в структуре балльно-рейтинговой системы существует несколько видов рейтинга, таких как нормативный, фактический, проходной, пороговый, накопленный, средний, относительный.

При адаптации к реалиям среднего образования достаточно оставить три вида рейтингов, упростив и видоизменив их.

В первую очередь, следует оставить нормативный рейтинг. В идеале, это рейтинг, зависящий от длительности освоения дисциплины, её общий суммарный рейтинг за весь период изучения. В школьной же практике это будет максимально возможный рейтинг размером в 100 баллов за каждый семестр обучения. Данная «разбалловка» является самой оптимальной, так как в школе круг предметов достаточно четкий и менее многообразный.

Фактический рейтинг – это сумма баллов, которую учащийся набирает по результатам текущего, рубежного и итогового контроля. В среднем образовании фактический рейтинг нужно оставить для поддержания мотивации учащихся, внося в обучение атмосферу соревнования. Самое оптимальное обновление фактического рейтинга – две недели. То есть, каждые две недели ученик видит своѐ положение в классе по предмету и сравнивает свои успехи с успехами остальных учащихся.

Затем, проходной рейтинг – количество баллов, необходимое для аттестации по дисциплине, которое составляет минимум 50% от нормативного рейтинга. Пороговый рейтинг позволяет учащемуся быть допущенным до итоговой формы контроля. При адаптации к школьным реалиям, пороговый рейтинг следует поднять минимум до 55%. Дело в том, что психологически, учащийся всегда будет знать, что сможет гарантированно получить аттестацию по дисциплине, если выполнит условия данного вида рейтинга. Следовательно, порог нужно поднять, создав иллюзию получения «необходимого минимума», в то время как этот самый минимум в действительности является достаточным для довольно подробного и глубокого изучения дисциплины.

Итак, обозначим основные этапы введения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

1.   Составление шкалы оценок за четверть или триместр, направленных на всестороннее развитие учащихся в соответствии с материалами программы и учебника.

2.   Ознакомление учеников и их родителей с данной оценочной шкалой.

3.    Ведение рейтингового журнала с учетом заработанных каждым учеником баллов и систематическая публикация текущего рейтинга в классе.

4.   Перевод суммы баллов в традиционную оценку в журнале и выставление в дневники.

К тому же, принцип рейтинговой системы позволяет одновременно и гармонично осуществлять подготовку к ЕГЭ, засчитывая ее результаты в виде набранных баллов, и традиционные виды работ, такие как проекты, самостоятельные мини исследования, доклады, сообщения, оценка которых осуществляется так же в баллах, согласно правилам рейтинговой системы.

 

Список литературы

1.      Вахитов, Р. В. О балльно-рейтинговой системе. Размышления преподавателя / Р. В. Вахитов//  Кафедра Газета Башкирского государственного университета - № 6-7 (990-991) март 2013 г.

2.      Левченко Т.А. Проблемы и перспективы использования балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов высших учебных заведений / Т. А. Левченко // Педагогические науки – вып. 9 – 2008

3.      Мартыненко Л.Г. Кредит - системы оценивания в российских и зарубежных вузах. Материалы международной конференции «Вопросы филологии в контексте взаимодействия языков и культур» ОГПУ 2013.