05 февраля 2016г.
Из всего многообразия средств силовой подготовки специалистов в большей степени интересуют те средства, которые наиболее широко применяются в современных силовых видах спорта. Условно их можно разделить на три группы: упражнения с гантелями, упражнения со штангой и упражнения на тренажѐрах.
Именно эти средства силовой подготовки предлагаются подавляющим числом специалистов [1, 2, 9, 11, 12, 13, 15] для тренировки различных мышечных групп и решения самых разнообразных задач.
При этом очевидно, что средства, входящие в рассматриваемые группы, могут обладать как преимуществами так и недостатками применительно к проблеме решения различных задач силовой подготовки. Применительно к рассматриваемому вопросу можно выделить две наиболее важные задачи, решение которых должно обуславливать выбор тех или иных средств силовой тренировки [5, 7, 8]:
1. Объѐмно-силовая тренировка, предусматривающая решение, в качестве основной, задачи наращивания мышечной массы тренируемых мышц, а в качестве вспомогательных задач могут рассматриваться: применительно к тренировке начинающих спортсменов - постепенное развитие максимальной силы, а применительно к подготовке высококвалифицированных атлетов - развитие специальной силовой выносливости.
2. Силовая тренировка, предусматривающая раскрытие потенциала спортсмена в отдельных специально- подготовительных и соревновательных упражнениях.
Необходимо отметить, что в настоящее время в научно-методической литературе наблюдаются существенные пробелы в вопросах, связанных с определением средств, позволяющих решать задачи силовой и объѐмно-силовой тренировки.
В частности, подавляющее число методических рекомендаций [1, 2, 9-15] включают весь рассматриваемый спектр средств силовой тренировки без учѐта их специфических особенностей.
Специфические особенности применения тех или иных средств выражаются в эффективности решения конкретных задач силовой подготовки, воздействии на отдельные функциональные системы организма, обоснованности их применения с учѐтом возраста и квалификации занимающихся.
Системный анализ упражнений с отягощениями [3, 6, 8] позволяет сделать вывод, что каждая из рассматриваемых групп имеет определѐнные преимущества и недостатки, связанные с их специфическим воздействием на организм атлета, эффективностью решения задач, поставленных в процессе тренировки, и т.д. (Табл.1.).
В частности, анализ упражнений с гантелями позволяет выявить определѐнные преимущества, в сравнении с упражнениями со штангой и на тренажѐрах, основные из которых заключаются в следующем:
- позволяют добиваться заданной интенсивности тренировки мышц, применяя значительно меньший вес отягощений, чем в аналогичных упражнениях со штангой, а в некоторых случаях, и на тренажѐрах.
- амплитуда сокращения мышц гораздо больше, чем в аналогичных упражнениях со штангой.
- позволяют добиваться развития на высоком уровне межмышечной координации, что в дальнейшем облегчает переход к упражнениям со штангой.
Основные недостатки упражнений с гантелями сводятся, в основном, к высоким требованиям к развитию межмышечной координации у спортсменов, и связанными с ними трудностями, возникающими в процессе освоения и совершенствования техники выполнения упражнений с гантелями [3, 6].
Биомеханический анализ упражнений со штангой показывает, что основное преимущество упражнений данной группы, в сравнении с упражнениями на тренажѐрах и гантелями, заключается в возможности развития силовых возможностей атлетов. Данное преимущество заключается в том, что штанга позволяет создать в процессе выполнения упражнения замкнутую цепь. Это, в свою очередь, позволяет при слаженной, синхронной работе мышц, участвующих в упражнении, создать единое плечо силы, что и позволяет, кроме прочего, спортсменам выполнять упражнения со штангой с гораздо большим весом, чем на тренажѐрах и с гантелями. В качестве примера можно сравнить два упражнения: лѐжа на горизонтальной скамье, жим штанги и лѐжа на горизонтальной скамье, жим гантелей. У квалифицированных атлетов максимальные результаты в упражнении со штангой будут на 30-40% и более превышать аналогичный показатель в упражнении с гантелями. Кроме этого, необходимо отметить, что техника упражнений со штангой осваивается спортсменами гораздо быстрее, чем в случае с упражнениями с гантелями [6, 8].
Тем не менее, следует указать и на некоторые серьезные недостатки, присущие упражнениям со штангой, которые необходимо учитывать в процессе планирования тренировочного процесса атлетов. В частности, упражнения со штангой не позволяют, в сравнении с упражнениями на тренажѐрах и гантелями, добиваться максимально возможной амплитуды сокращения тренируемых мышц. Еще более серьѐзный недостаток связан с тем, что в процессе выполнения упражнений со штангой большую нагрузку испытывают соединительно-тканные компоненты опорно-двигательного аппарата спортсмена, что, в свою очередь, чревато высокой вероятностью появления травм при длительном применении штанги в качестве средства силовой тренировки. Необходимо также учитывать, что упражнения со штангой предъявляют, в сравнении с упражнениями на тренажѐрах и гантелями, более высокие требования к опорно-двигательному аппарату, сердечно-сосудистой системе, высшей нервной деятельности, энергообеспечению мышечной деятельности [3, 6, 8].
Таблица 1
Сравнительный анализ упражнений с отягощениями
|
Упражнения
с гантелями
|
Упражнения
со штангой
|
Упражнения
на тренажерах
|
Развитие максимальной
силы
|
+
|
+++
|
++
|
Наращивание
мышечной массы
|
++
|
+
|
+++
|
Рельефная тренировка
мышц
|
++
|
+
|
+++
|
Развитие силовой
выносливости отдельных мышц
|
++
|
+
|
+++
|
Возможность
изолированной тренировки мышц
|
++
|
+
|
+++
|
Нагрузка на опорно-
двигательный аппарат
|
++
|
+++
|
+
|
Нагрузка на сердечно-
сосудистую систему
|
++
|
+++
|
+
|
Нагрузка на нервную
систему
|
++
|
+++
|
+
|
Затраты энергии при
выполнении работы равной интенсивности
|
++
|
+++
|
+
|
Необходимое время и
качество освоения техники упражнения
|
+++
|
++
|
+
|
Требования к
межмышечной координации
|
+++
|
++
|
+
|
Время восстановления
|
++
|
+++
|
+
|
после работы равного
объема и интенсивности
|
|
|
|
Анализ упражнений на тренажѐрах позволяет выявить их положительные и отрицательные стороны. В частности, освоение техники упражнений проходит в минимальное время, так как в большинстве случаев сам тренажѐр задаѐт биокинематические характеристики движения. Что ещѐ более важно, большинство тренажѐров позволяют добиться изолированной, локальной тренировки отдельных мышц или мышечных групп. Это в свою очередь, обуславливает, более низкие, в сравнении с упражнениями со штангой и гантелями, требования к функциональным системам организма спортсмена. К очевидным недостаткам тренажѐров можно отнести: при длительном использовании их в качестве средств силовой тренировки разрушается межмышечная координация, существенно меняется топография силы отдельных мышечных групп, что может негативно повлиять на переход к упражнениям с гантелями и штангой.
Проведѐнный анализ позволяет сделать определѐнные выводы на поставленные выше вопросы, в частности: в процессе объѐмно-силовой тренировки обосновано применение упражнений на тренажѐрах и с гантелями, в то время как упражнения со штангой необходимо применять преимущественно в период силовой тренировки.
Кроме того, если рассматривать упражнения с гантелями (и на тренажѐрах), необходимо выделить две очень большие группы упражнений, которые условно можно классифицировать как «жимы» и «разведения». С точки зрения биомеханики, очевидно, что при тренировке одних и тех же мышечных групп, применяя «жимовые упражнения» можно выполнить движение с гораздо большим весом, чем в случае с «разведением». Этот нюанс очень важен для решения всех трѐх поставленных вопросов (определение средств, техника упражнения, комбинирование упражнений в сетах). Применительно к определению средств силовой тренировки, необходимо отметить, что жимовые упражнения с гантелями (и на тренажѐрах) можно применять в период объѐмно-силовой тренировки как промежуточное звено при переходе к упражнениям со штангой. В этом случае обеспечивается высокоинтенсивная тренировка мышц с весом гораздо большим, чем при выполнении разведений, но меньшим, чем при выполнении упражнений со штангой. Например, при тренировке грудных мышц и подготовке к жиму лѐжа в период объѐмно-силовой тренировки сначала обосновано применение «разведений» под различными углами. В конце периода объѐмно-силовой и начале периода силовой тренировки необходимо переходить к жимовым упражнениям с гантелями, а далее, в процессе периода силовой тренировки – к упражнениям со штангой. Такой алгоритм, применительно к любой мышечной группе, позволяет выстроить наиболее оптимальную последовательность включения средств силовой подготовки в тренировочный процесс, обеспечивает рациональную адаптацию всех функциональных систем организма спортсмена к постоянно возрастающим нагрузкам, но, в тоже время, позволяет избежать перетренированности и перегрузки отдельных систем организма спортсмена.
Список литературы
1. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений / Г.П. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2009. – 328 с.
2. Дворкин Л.С. Атлетизм в системе физического воспитания и спорта (история, теория, методика и технология): монография / Л.С. Дворкин. - Краснодар: Неоглори, 2009. – 688 с.
3. Гузь С.М. Техника выполнения упражнений с отягощениями: монография / С.М. Гузь. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. – 348 с.
4. Гузь С.М. Средства и методы развития силы на этапе предварительной подготовки в силовом троеборье // Научно-теоретический журнал «Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта». – СПб., 2009. - №6.– С. 27-32.
5. Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье // Научно-теоретический журнал «Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта». CПб., 2009. - №12. - С. 40-46.
6. Гузь С.М. Упражнения с отягощениями: техника выполнения, типичные ошибки и их исправление, комбинирование упражнений в сетах: учебно-методическое пособие / С.М. Гузь, Ю.П. Шлыков. - Петрозаводск: изд-во КГПА, 2010. – 394 с.
7. Гузь С.М. Структура и содержание макроциклов на этапе углубленной тренировки в силовом троеборье // Научно-теоретический журнал «Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта». – 2011. - №8. – С. 61-66.
8. Гузь С.М. Силовое троеборье: теоретические и методические особенности планирования многолетней подготовки спортивного резерва: монография / М-во образ. и науки РФ, ФГБОУВПО «КГПА». - Петрозаводск: изд-во КГПА, 2012. – 268 с.
9. Новаковский С.В. Теория и методология базовой силовой подготовки детей и подростков: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / Новаковский Сергей Викторович. - Екатеринбург: УГТИ, 2003. – 407 с.
10. Осинцев С.А. Оптимизация тренировки на начальном этапе подготовки юных спортсменов в бодибилдинге: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Осинцев Станислав Анатольевич. – Челябинск: Челябинский гос. пед. ун-т, 2006. – 203 с.
11. Плехов В.Н. Возьми в спутники силу / В.Н. Плехов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 241 с.
12. Регулян В.Ф. Путь к силе, красоте и грации / В.Ф. Регулян. - Душанбе: Изд-во Ирфон, 1990. - 395 с.
13. Регулян В.Ф. Стать сильнее сильного / В.Ф. Регулян. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1993. - 607 с.
14. Хабаров А.А. Интенсивная и общая специальная (в изокинетическом режиме) силовая подготовка атлетов в 12-17 летнем возрасте: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Хабаров Александр Алексеевич. – Краснодар: Кубанская гос. акад. физ. культ., 1997. – 159 с.
15. Шапошников Ю.В. Хочу стать сильным: для старшего школьного возраста / Ю.В. Шапошников. - М.: Русская книга, 1992. - 240 с.