Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОРАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ – ДИЗАЙНЕРОВ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

В современном мире информации, стремительно развивающихся технологий происходят изменения и обществе, возрастает роль личностной организации специалиста, активности, умения самостоятельно добывать информацию, синтезировать и анализировать ее, творчески мыслить, проявлять индивидуальность и профессионально решать поставленные задачи.

На сегодняшний день деятельность профессионального дизайнера не может ограничиваться только разработкой графической  составляющей  проекта.  Дизайнер  должен  быть  разносторонне  развитым,   универсальным специалистом. Он обязан владеть целым комплексом знаний, умений и навыков, включающим знания организационно-технического характера; специальные инженерно-технические и технологические знания. Задачи, возникающие перед дизайнером, приобретают  устойчивую тенденцию к постоянному изменению  и усложнению. Это требует развития у него таких личностных качеств как: постоянное самосовершенствование, самообразование, целеустремленность, амбициозность, креативность, способность к обучению, творческое мышление, ответственность. Эти качества позволят ему быть востребованным и успешным специалистом. Педагогу, в процессе формировании готовности студентов к профессиональной деятельности следует, развивать в будущих дизайнерах, помимо навыков самостоятельного решения профессиональных задач, потребность в постоянном саморазвитии.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев одними их первых в отечественной психологии дали определение саморазвития и охарактеризовали его отличительные признаки. Понятие «саморазвитие» — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [6, с. 159].

В трудах Л.И. Анцыферовой саморазвитие рассматривается как свойство высшего уровня развития личности, когда человек становится субъектом жизненного пути, что определяется степенью индивидуальности и личностной свободой – свободой выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия, изменяя уровень организации личности как системы, менять режим ее функционирования. [1 с. 29–30].

Достаточно полно в своей совокупности саморазвитие описывают три его формы: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. Самоутверждение позволяет в полной мере заявить о себе как о личности. Самосовершенствование  проявляет стремление  приблизиться к некому идеалу. Самоактуализация выражается в способности рассмотреть в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Эти три формы описывают процесс саморазвития в целом, где важным моментом изменения является самопостроение личности.

Однако следует сказать, что существует несколько групп барьеров, препятствующих саморазвитию личности. Далеко не всегда человек становится субъектом своего развития, за него эту функцию выполняют другие люди. Вследствие этого он утрачивает адекватную мотивацию и цель саморазвития. Следующая группа связана с отсутствием развитых способностей к самопознанию. То есть человек ставит неверные цели саморазвития: неадекватные либо нереальные. Еще одна группа – это система сложившихся установок и стереотипов. И наконец, отсутствие навыков самовоспитания, неумение реализовать себя в полной мере. Это может сопровождается отсутствием волевых импульсов.

Юность это важнейший этап в формировании мировоззрения человека и его личностных качеств. Основной является учебная деятельность, мотивацией для которой становится стремление приобрести определенную профессию. Человеку в этом возрасте характерны рефлексия и самоанализ. Важной задачей педагогов на этом этапе, является – активная стимуляция студентов к саморазвитию, а именно выявление мотивации к данному процессу. Несмотря на то, что личность может полноценно саморазвиваться, лишь тогда, когда она сама стремится к этому, необходимо и создание в ВУЗе определенных условий, способствующих непрерывному стремлению студентов к реализации потенциала и самосовершенствованию.

Процесс саморазвития личности студента должен начинается с изучения самого себя, в которое входят следующие этапы: самонаблюдение, сравнение себя с другими людьми, самоанализ, самооценка личности и достижений, стремление к эталонам. При этом студент должен активно взаимодействовать с окружающими по средствам разнообразной деятельности, в том числе и учебной.

Проектную деятельность можно использовать как одно из действенных средств, для стимуляции студентов -     дизайнеров к саморазвитию. Ее необходимо строить на основе адаптивной системы обучения, которая заключается в: активной самостоятельной работе студента, где педагог не диктует действия, а корректирует и направляет; постепенно нарастающем уровне сложности учебных задач; проблемном обучении; организации диалога между студентом, однокурсниками и преподавателем; создании ситуации свободного выбора.

При организации познавательной деятельности в процессе обучения может использоваться работа в небольших группах. В ходе такой работы студенты с более высоким уровнем знаний, умений и навыков мотивируются за счет признания другими людьми, как значимой них для личности, другие же – за счет достижения успехов через самореализацию. Также положительные результаты для процесса саморазвития личности студента может дать интеграция образования и производства в форме производственной практики, что объединило бы в основном теоретическое обучение студентов и формирование у них практических навыков, а так же указало бы на конкретные проблемы, требующие самостоятельного изучения.

Учебная проектная деятельность должна быть направлена, в первую очередь, на формирование у студентов умений и навыков, необходимых для самостоятельного достижения поставленных задач, формирование и удовлетворение потребностей в знаниях, познание собственных потенциальных возможностей, развитие положительных личностных качеств и самореализацию в будущей профессиональной деятельности.

Необходимо сказать, что российская система профессионального образования в настоящее время переживает основательные структурные и содержательные изменения. Эти изменения касаются всех направлений подготовки студентов ВУЗов, в том числе и направления подготовки «Дизайн». Министерство образования и науки Российской Федерации обращает внимание на необходимость формирования у студентов потребности в саморазвитии. Одним из требований образовательных стандартов третьего поколения к результатам освоения программ вузовской подготовки стало формирование стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства у студентов. Сформированная компетенция будет незаменима в последующей творческой деятельности выпускников.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: саморазвитие – это очень сложный и многоуровневый процесс, процесс познания собственных потенциальных возможностей, развитие их и реализация в будущей профессиональной деятельности, зависящий как от самой личности студента, так и от условий в которых она развивается. Это управляемый процесс осознанного самоизменения. Саморазвитие в профессиональном смысле возможно лишь в результате единства развития мастерства и личностного развития. А это значит, что одной из важнейших целей современного преподавания становится организация благоприятных условий и правильной мотивации для саморазвития студента.

 

Список литературы

1.      Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М., 2000

2.      Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. — 752 с.

3.      Кришталь, Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров / Н.М. Кришталь // Компетентность. – 2010. – N 7. – С. 4-10.

4.      Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособ. Для студ. ср. пед. уч. заведений. – 2- е изд., [Текст]. – М.: Академия, 2004г.

5.      О  требованиях  к  результатам  освоения  основных  образовательных  программ  магистратуры  по направлению подготовки «Дизайн»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13  января  2010  г.  N  15  //  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн.

6.      Слабодчиков В. И., Исаев Е. И. психология развития человека. – М.: 2000г.

7.      Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995г.

8.      Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. – М., 1996г.