Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУБЪЕКТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Елабуга
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    Исследования современной научной литературы и опыт самореализации выпускников российских вузов показывает,   что  не   всегда,  даже  у хорошо   подготовленного   специалиста,  как  у субъекта  учебной   и профессиональной деятельности, реализуется и развивается субъектная профессиональная идентичность. Естественно возникает вопрос, почему современные образовательные технологии, используемые в процессе обучения и воспитания, начиная со школьной скамьи и далее, в системе высшего профессионального образования, зачастую, не приводят к становлению такого специалиста, который способен эффективно осуществлять профессиональные функции и проявлять личностные качества, идентичные выбранной профессии. Можно предположить, что сегодня в системе высшего профессионального образования не в полной мере реализуется такая важная его составляющая, как формирование субъектной профессиональной идентичности. Это еще раз доказывает необходимость создания специальных психолого - педагогических условий для формирования, развития и самосовершенствования субъектной идентичности современного студента. Это очевидно, по утверждению В.В. Знакова, поскольку субъектная идентичность может выступать как самоощущение неповторимости и уникальности своего деятельностного потенциала, способа жизнедеятельности. К тому же, Н.В. Ковалева определяет это как сопоставление себя с самим собой, как с субъектом своей жизни и деятельности.  Эти свойства  субъектной идентичности помогают отождествлению личности с собственной активностью, рефлексии, а так же соотносят личность с целью, процессом деятельности и с соответствующей данной деятельности, мотивации.

    По сути, субъектная идентичность представляет собой некий сплав основных системообразующих психических характеристик личности. Этот сплав направлен на регулирование направленности и содержания субъектности. Она же, по утверждению С.К. Бондырева, Е.Н. Волкова, Ф.Г. Петровскогого, является ключевой характеристикой студента и проявляется в саморегуляции внутренней психической и внешней предметной деятельности личности. Важнейшим подтверждением психологической сущности субъектной идентичности является ее проявление в ее же содержании. Многие исследователи (Г.И. Аксенова, В.В. Знаков, В.Н. Карандашев и др.) выступали с утверждением о том, что содержание определяет развитие у студента качеств активного субъекта деятельности и развитие профессионально значимых личностных качеств (И.Г. Белякова, Ю.Н. Кулюткин, Д.Д. Невирко и др). Очевидно, что эти качества помогают студенту, как субъекту учебно- профессиональной деятельности, в решении проблемных ситуаций при профессиональном самоопределении, а так же в выборе формы активности, включающей в себя мыслительные, моторные и сенсорные действия. При этом не маловажны так же и мотивы выбора будущей профессиональной деятельности.

   Однако, подчеркивая важность развития у студента этих качеств, исследователи так же обращают внимание на то, что у современных студентов в процессе профессиональной подготовки формируются лишь основы тех или иных способностей, качеств, свойств личности. Как нам видится, это связано, с тем, что профессиональные способности больше проявляются и формируются в «живой» профессиональной деятельности.

    Система профессионального образования сегодня еще в недостаточной степени располагает научно- учебно-производственными комплексами для более глубокого включения студента в свою будущую профессиональную среду. При этом, сроки обучения в вузе так же недостаточны для окончательного сформированности профессиональных умений и навыков.

    Поэтому, на наш взгляд, возникает необходимость актуализации и совершенствования психолого - педагогических условий формирования основ профессиональной идентичности у студентов. Данная объективная потребность предполагает возможность углубления в современной высшей школе процесса создания условий, прежде всего, для проявления и развития субъектной идентичности как детерминанты определяющей становление в дальнейшем профессиональной идентичности.

    Одним из критериев формирования основ субъектной идентичности будущего профессионала является, на наш взгляд, проектирование студентом своей будущей профессиональной деятельности. Данный критерий открывает для студента – субъекта учебно-профессиональной деятельности – новые возможности и перспективы, к примеру: занятия научной деятельностью, карьерный рост, открытие своего дела и т.д.; творческий подход к будущей деятельности с решением нестандартных задач. Это очень важно для будущего профессионала, т.к. личность, постоянно находящаяся в состоянии творческого напряжения, использует свои внутренние возможности, отождествляет себя с ним и при этом, сама принимает решения о способе действий и выборе определенной формы активности. Это как раз свидетельствует о проявлении субъектной идентичности личности.

    Не менее значимыми критериями формирования основ субъектной идентичности студентов является их ориентация на формирование устойчивой направленности в освоении норм и ценностей будущей профессии. Основными показателями данного критерия могут служить, например, мотивы выбора профессии и мотивация достижения успеха.

    Нельзя не отметить такой немаловажный критерий, как осознание личностной значимости в освоении профессиональных качеств, необходимых в будущей профессии. Показателями данного критерия могут служить профессионально важные качества и профессионально значимые личностные качества.

    И, наконец, еще один критерий, указывающий на явление субъектной идентичности студента – его субъектная включенность в профессиональную подготовку, показателем которого может являться уровень проявления субъективного контроля, т.е. интернальность и экстернальность.

    Данные критерии и их показателя, на наш взгляд, предстают некоей интегративной способностью, обеспечивающей студенту, субъекту учебно-профессиональной деятельности, самоотождествление, сопричастность к профессиональной  деятельности и успешность  в овладении  основами профессиональной деятельности. Эти категории находятся в теснейшей связи друг с другом, являются устойчивым алгоритмом и выстраиваются в определенную структуру поведения личности. А это, в свою очередь, дает возможность осуществлению саморегуляции внутренней и внешней предметной деятельности.

    Выше мы уже писали о необходимости создания специальных психолого - педагогических условий, которые смогли бы помочь в формировании субъектной идентичности современного студента. Как нам видится, эффективность формирования зависит от реализации таких психолого - педагогических условий, которые будут ориентировать студента на формирование именно субъектной идентичности в процессе профессиональной подготовки. Этот процесс должен основываться на устойчивой субъектной направленности студента на освоение норм и ценностей будущей профессии. При этом он будет способствовать развитию личностной значимости для него профессионально значимых личностных качеств. И, конечно же, эти психолого-педагогические условия должны помочь адаптации субъектной включенности студента в процесс профессионального образования.

    Поскольку становление и развитие будущего профессионала происходит в своей основе, в «живой» профессиональной деятельности, то в процессе профессиональной подготовки студентов вуза происходит формирование лишь основ субъектной идентичности. Поэтому, на наш взгляд, можно предложить некую модель формирования основ субъектной идентичности современного студента. Данная модель представляет собой целостную систему, включающую совокупность критериев формирования субъектной идентичности и ее показателей: критерий проектирования будущей профессиональной деятельности с такими показателями, как состояние творческого напряжения, использование своих внутренних возможностей, принятие самостоятельных решений о способе действий и выборе определенной формы активности; критерий осознания личностной значимости в освоении профессиональных качеств, необходимых в будущей профессии с показателем проявления ПВК и ПЗЛК; критерий субъектной включенности в профессиональную подготовку с показателем уровня проявления субъективного контроля.

    Предложенная нами модель может служить совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов посредством использования потенциала их идентификации в формировании субъектной идентичности.

 

Список литературы

1.      Знаков В.В. Психология человеческого бытия и самопонимания субъекта// Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анамнеза: материалы III Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. З.И. Рябинской, В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005

2.      Сергиенко Е.А. Психология субъекта: проблемы и поиски// Личность и бытие: субъектный подход.

Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анамнеза: материалы III Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. З.И. Рябинской, В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005