Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«НУ ЧЁ, КАК ВЫ ПОПЛАВАЛИ?» [7] ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ: «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Будни любого студента сопряжены с высокой учебной нагрузкой, сопровождающейся повышенной концентрацией внимания, и, как правило, приводящей в ряде случаев к переутомлению и нервному перенапряжению. Работоспособность студента снижается не только к концу учебного дня, но и в течение всего учебного года. В совокупности с воздействием самого мощного стрессового элемента – сессии все вышеперечисленное может привести к серьезным нарушениям не только психоэмоционального состояния студента, но и его здоровья в целом [3].

Как никогда актуальным вышенаписанное является и для студента направления:

«Специальное   (дефектологическое)    образование»,    поскольку   специфика   изучаемых предметов несет в себе поток информации, содержащей в себе множество сложно воспринимаемых и труднопроизносимых специальных терминов, включающих порой, к тому же, тяжёлую смысловую нагрузку. Информация о различных заболеваниях, недугах, отклонениях, о больных детях зачастую вызывает глубокие чувства переживания у студентов, вплоть до эмоционального блока. При просмотре тематических фильмов некоторые студенты не могут сдерживать слёзы, а другие могут отказываться участвовать в обсуждении просмотренного фильма [9].

Для снятия психоэмоционального напряжения у студентов – дефектологов целесообразно и даже полезно использовать во время занятий юмор. Но как найти ту тонкую грань допустимых пределов юмора в таком серьезном разделе, как дефектология? Этот момент мы и рассмотрим далее.

Множество слов и выражений, являющихся частью дефектологической терминологии, употребляются в повседневности у людей, никак не связанных с наукой, без понимания значения данных слов - чаще всего в нарицательном или оскорбительном контексте. Непосвященный человек не задумываясь использует слова «даун», «дебил», «имбецил», «идиот» и другие подобные слова. В народе из уст в уста передаются анекдоты, сатирические рассказы, касаемые различных отклонений и недугов, несущие в себе негативный оттенок, а главное унижающие и оскорбляющие категорию граждан с теми или иными проблемами развития и здоровья. Использование подобных шуток в работе со студентами ни в коем случае не допустимо! Это нарушение не только профессиональной этики, но и ставит под сомнение квалификацию преподавателя. Наоборот, столкнувшись с подобным проявлением чувства юмора у студентов, а такое случается вне аудиторных занятий, например, в перерывах между парами, стоит разобрать конкретный случай с анализом неправильно применяемых терминов и объяснением неэтичности и оскорбительности подобного юмора в принципе.

С целью более глубокого понимания специальной терминологии следует проводить на занятиях подробный анализ слов, используемых в речи специалиста – дефектолога. Студентам целесообразно завести специальный словарь, куда в течение учебного года будет вноситься профессиональная терминология. Возможен экскурс в историю происхождения конкретного слова, разбор его по частям. Также можно уделить внимание основам латинского и греческого языка в целом – для более глубокого понимания и ориентации в изучаемой терминологии.

В художественной литературе, где в сюжете присутствуют персонажи с особенностями в развитии, зачастую описываются забавные сцены, не несущие негативного оттенка, а вызывающие добрую улыбку и порою даже смех. Например, в повести  Екатерины     Мурашовой  «Класс  коррекции»  описывается  отрезок  жизни старшеклассников с различными проблемами здоровья: «…К концу первого дня стало ясно, что Пашке-дурачку Юрка — в полный кайф. Он с таким важным видом коляску катал, и спрашивал у Юры что-то, и головой кивал, и учителя к нему в кой-то веки без скрежета зубовного обращались: «Паша, Паша…». В общем, завел себе Юру и повысил свой статус…

… Пашке и другим пацанам Юра сказал, что вообще-то он на коляске почти не ездит, а ходит на таких специальных костылях, но сейчас для первого раза приехал на коляске, чтобы никого видом своей ходьбы не пугать. Правильно, я думаю, рассудил. Или подсказал кто. Пашка подумал и сказал: — А чего — коляска? Тоже транспорт….» [5]. Эпизод вызывает улыбку и втягивает читателя в бурлящую жизнь подростков из класса коррекции и между тем показывает, что это обычные мальчишки и девчонки, такие же, как все.

Хороши эпизоды, погружающие читателя в мироощущение героя с каким-либо недостатком или передающие его самоиронию: «… На поддразнивания Юра реагировал удивительно: он смеялся. Да еще и передразнивал дразнильщиков. Вот как это происходило. Идет, предположим, Юра на костылях по коридору. Сзади тут же пристраивается хвост из двух-трех кретинов, которые идут так, чтобы Юра их не заметил, и копируют его ужасную походку, иногда опираясь при этом на швабру. Еще кретинов пятнадцать ржут. Юра потихоньку поглядывает назад, потом резко оборачивается. Все кретины, естественно, застывают на месте. Юра говорит, указывая пальцем: — Не выходит, не выходит, не выходит! И вовсе не похоже! Ты ногу не так волочешь, ты — вообще спотыкаешься, а я этого никогда не делаю. Вот у тебя немного лучше, чем у них, но все равно не так. Вставайте вот сюда, рядом. Смотрите на меня. Раз, два, три — пошли! Ногой, ногой больше загребай! Смотри, как я делаю! Сами понимаете, в другой раз эти кретины Юру уже не передразнивали. Всем же хочется умными казаться…» [5]. Повествование здесь, как и во всем ранее упомянутом произведении Екатерины Мурашовой, идет от лица ученика класса коррекции и поэтому в его речи изобилуют как раз такие бездумно употребляемые выражения, о которых мы упоминали в нашей статье выше.

«… У третьих родители как увидят наших одноклассничков, так сразу двери на все запоры запирают, побрякушки и деньги прячут, а разговаривать велят на лестнице, и чтобы быстро. В общем, о таком, чтобы пригласить на вечеринку весь класс, мы и слыхом не слыхали и даже не думали. А Юрке хоть бы что!…» [5]. Наболевшую тему общественного неприятия людей с отклонениями вполне можно разбавить данным фрагментом. Лаконично и наглядно.

«Лорд отдернул занавеску и стек с подоконника. С большим шумом, чем обычно, но я, глядя на него, и так чуть не заплакал от зависти.

— Не таращься зря, — посоветовал мне Табаки. — Все равно у тебя так не получится.

— Знаю. Мне просто интересно.

Шакал закашлялся и посмотрел на меня со значением. Как будто о чем-то предупреждая.

— Пусть тебе лучше не будет интересно.

Я не успел спросить почему, а Лорд уже влез на общую кровать. Я залюбовался его отточенными движениями. Табаки ползал, Лорд швырял себя вперед. Сначала забрасывал ноги, потом прыгал за ними на руках. На самом деле не очень приятное зрелище, а если замедлить, так и вовсе жутковатое. Но не для колясника. Кроме того, Лорд делал все так быстро, что и отследить не всегда удавалось. Я восхищался и смертельно завидовал, понимая, что мне такое не светит. Я не был акробатом. Табаки передвигался так же стремительно, но он был в два раза легче и ноги его слушались, так что от вида ползавшего Табаки я не впадал в депрессию…» [6]. Очень интересный и по своему забавный эпизод из романа «Дом в котором» Мариам Петросян, представляющего собой яркое и своеобразное описание замкнутого социума, его характерных особенностей на примере интерната для детей-инвалидов.

«…Мадам Даре я ненавидел. Ненавидел ее голос, ее кривлянья, то, что она вечно обзаводилась любимчиками. Но я все-таки научился читать, потому что очень хотел сделать бегемота из коробки от яиц со страницы 124.

В моей педагогической характеристике Мари написала: «У этого мальчика голова как решето, золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк». В первый и последний раз за всю мою жизнь работник народного образования сказал обо мне доброе слово… [4].

«… Ну вот, представьте себе меня в форме XXL и кроссовках сорок пятого размера. Надо ли говорить, что успех я имел… — Это что такое? Что за вид? — рявкнула Берлюронша. Я прикинулся дурачком, это я умею, и сказал: — Э-э, сам не понимаю, мадам, на прошлой неделе все было впору… Не понимаю… Она вроде начала злиться: — А ну-ка, двойной кувырок вперед, ноги вместе. Я кувыркнулся один раз через пень-колоду и потерял кроссовку. Услышал, как все ржут, и решил: что мне стоит, развеселю их еще сильнее. Кувыркнулся снова и исхитрился запустить вторую в потолок.

Когда я поднялся, у меня были видны трусы, потому что треники сползли. Мадам Берлюрон была красная, как свекла, а ребята от хохота держались за животики. И у меня от этого их смеха что-то отпустило внутри, потому что смеялись-то не зло, классно смеялись, как в цирке, и после этого урока я решил, что так всегда и буду на физре клоуном…» [4]. «35 кило надежды» — поэтичная притча о главном: о выборе жизненного пути. О том, что мечты могут и должны сбываться. Надо только очень сильно захотеть. И очень сильно постараться. А еще эта притча о том, как повесив однажды ярлык на ребенка можно сильно подпортить ему жизнь.

В авторских работах специалистов направления специального дефектологического образования также находится место для доброго юмора. Примечательны забавные случаи из практики: «… Поведение ребенка с синдромом Дауна очень часто хаотично, неорганизованно, это очень импульсивные дети. Конечно, встречаются и вполне покладистые,  послушные  малыши,  но  поговорим  сначала  не  о  «мямликах»,  а  о «шустриках». Итак, «шустрики». Очень беспокойный народ! Что-то просят, упрямо и настойчиво. Не успеешь дать - интерес уже потерян. Куда-то лезут, что попало хватают, хлопают дверцей шкафа, крутят и вертят все, что можно крутить и вертеть.

С непостижимой быстротой 6-летний Коля - Коля-ураган - успевал выдернуть шнур из розетки, наступить ногой на упавшие на пол часы, сбегать на кухню и сжечь на плите пластмассовый фонарик - копоть и дым взвились до потолка. Он уже в пальто и шапке, слава богу, на этот раз ничего не сломал. Нет, ворвался в комнату, хватает со стола очки. Тресь! Сломано. Успел-таки! Не расслабляйтесь. Натерпелась я от этого Коли! И тем не менее по прошествии некоторого времени Колю можно было почти безбоязненно оставить наедине с очками, часами, проигрывателем.» [1].

«Когда 7-летний Женя выходил из своего подъезда и, не глядя ни направо, ни налево, шел по двору, направляясь «посмотреть памятник Чайковскому» - худенький, темноглазый, - старушки с собачками, дети, строившие теремки, разбегались во все стороны...

…Женя въезжал на урок на сервировочном столике. Он лежал на нижнем подносе и греб руками. Либо влезал на шведскую стенку, хватался за канаты и кольца и, вися вниз головой, уверял, что заниматься можно и в таком положении. «У меня никогда не было такого ученика», - сказала я Жениной бабушке. «У вас? Ни у кого в мире не было такого ученика!»» [1].

Книги Августовой Ромены Теодоровны – просто кладезь практических иллюстраций к теоретическому материалу. «Ромена Августова – не просто педагог от бога, умеющий то, что не умеют другие. Она учитель родителей, учитель учителей – и, не побоюсь пафосности, именно учитель любви, настоящей любви к ребёнку – зрячей и трезвой, без иллюзий и сантиментов» - так пишет про автора Владимир Леви, доктор медицины и психологии, президент Фонда психологической помощи во вступлении к ее книге «Говори! Ты это можешь.» [1].

Используя юмор в преподнесении учебного материала необходимо помнить об его уместности. Конкретный пример должен плавно вытекать из общего информационного конгломерата и нести в себе смысловую нагрузку, наталкивать на размышления. При необходимости можно обсудить со студентами контекст применяемого юмористического примера или ситуации.

Итак, именно подобные вышеописанным примеры доброго, позитивного юмора не только возможно, но и желательно применять в работе со студентами – дефектологами. Юмор поможет разрядить обстановку во время подачи тяжело воспринимаемого материала, снять нервное напряжение, закрепить в памяти преподносимую на занятиях информацию, что будет являться своеобразной профилактикой стресса. А также он заложит семя любви к своей будущей профессии, научит относиться с позитивным настроем к острым углам в работе, воспитает чувство такта и закрепит зачатки профессиональной этики у студента.

«… Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!» [8].

 

 

Список литературы

 

 

1.                  Августова Р.Т. Говори! Ты это можешь: Книга для родителей. М.: «Олимп»: АСТ», 207 с, ил.

2.                  Августова Р.Т. В начале было слово: Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития. М.: Этерна, 2015, 384 с.

3.                  Взаимосвязь психоэмоционального состояния и уровня стрессоустойчивости студентов высшей школы /Питкевич М.Ю., Курясев И. А., Мир науки, культуры, образования / Выпуск № 6 (49) / 2014. С.249-252.

4.                  Гавальда А. 35 кило надежды. Изд.: Флюид / FreeFly, 2007, 120 с.

 5.                  Мурашова Е.В. Класс коррекции. Изд.: Самокат / Серия: Встречное движение, 2014, 192 с.

6.                  Петросян М. Дом в котором… Изд.: Гаятри, 2009, 960 с.

 7.                  Полит. Ру [Электрон. ресурс]: URL: http://polit.ru/article/2016/06/24/astahov/ (дата обращения: 18.08.2016г.).

8.                  Полит.          Ру                       [Электрон.                         ресурс]:                     URL:http://polit.ru/news/2016/05/24/medvedev_pension/ (дата обращения: 18.08.2016г.). 

9.                  Поникарова В.Н. Психолого-педагогические условия снижения эмоционального напряжения у студентов - будущих дефектологов Автореф. Дис. канд. психол. н. Череповец. 2005. 212 с.