Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Авторы:
Город:
Шуя
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В философском плане категория «условие» является одной из ведущих наряду с таким как личность, деятельность, материя и т.д. «Условие» рассматривается как категория, выражающая отношение предмета к окру- жающим его явлениям, без которых этот предмет существовать, развиваться не может [10].

Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо "заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования" [4].

Педагогические условия – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [7].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат "целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей" [1].

Таким образом, определение понятия педагогические условия можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.

Процесс выявления комплекса условий в обобщенном виде заключается в выполнении следующей последовательности действий:

а) выявление основных компонентов, причастных к достижению цели, их анализ и определение степени причастности;

б) выбор мероприятий, усиливающих эффективность каждого компонента;

в) упорядочение полученных условий (исключение лишних, объединение нескольких в одно и т.д.); г) проверка каждого условия и всего комплекса.

В.И.  Смирнов  предлагает  разделить  все  многообразие  условий  эффективности  педагогической деятельности на объективные и субъективные [9].

С учетом приведенных выше факторов нами выделяется и реализуется в образовательной практике следующий комплекс организационно-педагогических условий:

– обучение направлено на осознание перспективы будущей профессиональной деятельности;

– профессиональное образование основывается на активном развитии личности студента в учебном процессе;

– обучение носит междисциплинарный характер и базируется на решении профессионально ориентирован- ных задач;

– совершенствование организации учебного процесса основа формирования основных элементов профессиональной компетентности будущего специалиста экономического профиля.

Первое условие - обучение направлено на осознание перспективы будущей профессиональной деятельности – предполагает, что подготовка будущего специалиста во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях.

Необходим иной подход к обучению, разработке и внедрению новых педагогических технологий, в которых одним из самых существенных элементов будет выявление целей и мотивов выбора профессии или ее изменения.

"В таких образовательных процессах, - пишет Н.Б. Крылова, - акцент делается не на объяснение ученикам "знания", а на развитие их интересов и на этой базе на расширение индивидуально значимого знания" [5].

Учение приобретает личностную значимость для каждого учащегося в силу того, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов. Заслуживает внимания точка зрения А.К. Марковой, которая утверждает, что смысл учения - это сложное личностное образование, и он связан с уровнем сформированности учебной деятельности обучающихся, что предполагает осознание объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье; понимание субъективной значимости учения для себя [6].

Второе условие - профессиональное образование основывается на активном развитии личности студента в учебном процессе - предполагает подчинение всего процесса обучения требованиям и закономерностям развития личности студента, реализация данного условия предопределила разработку методики и технологий профес- сионального образования, жестко подчиненных модели выпускника.

Процесс обучения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности обучающихся с учетом их личностных особенностей. Целью реализации названного условия является формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения этой цели требуется отказ от такой организации обучения, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний (присвоение и потребление знаний), а не к его производству.

Обучение должно представлять собой такую деятельность, в ходе которой ученик не только осваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания, где во главу угла ставится личность, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого. По сути дела речь идет о выработке субъектного опыта деятельности.

Третье условие - обучение носит междисциплинарный характер и базируется на решении профессионально ориентированных задач - предполагает реализацию важнейшей тенденции развития профессионального образования, связанную с интеграционными процессами, реализация данного условия необходима в силу того, что нами формируется разносторонне развитая личность.

Четвертое условие - совершенствование организации учебного процесса основа на формирования основ- ных элементов профессиональной компетентности будущего специалиста экономического профиля.. Отношение к будущей специальности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как полагают многие исследователи, должна определенным образом моделироваться будущая профессиональная деятельность.

Следует согласиться с мнением А.А. Вербицкого и Н.А. Бакшаевой о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход обучающегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем "трансформацию учебной деятельности в профессиональную … предполагает и смену предметов деятельности" [3].

 

Список литературы

1.      Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124

2.      Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.

3.      Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, - М., 2000. С.79

4.      Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.55.

5.      Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. С.22.

6.      Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. С.11

7.      Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] : дис. … д-ра.пед.наук /Е.Ю. Никитина.- Челябинск, 2001. – 427с.

8.      Романова, К.Е. Условия формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей / К.Е. Романова, А.С. Кашицын // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2013. - №3(79). – С. 136-142.

9.      Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 416 с.].

10.   Философский энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1989.-815 с., с. 497.