14 февраля 2016г.
Современное реформирование системы образования в России привело к применению качественно новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для совместной реализации в образовательном процессе. В этом контексте интенсивно развивается электронное обучение, под которым понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса [1].
Вопросам внедрения и развития электронного обучения в Мининском университете уделяется пристальное внимание. Сегодня электронное обучение в университете осуществляется с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, включая телекоммуникационные, дистанционные и интернет- технологии, с использованием различных электронных информационных и образовательных ресурсов через локальные сервисы и сетевые информационные системы, органично включенные в общую структуру динамично развивающейся электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза [6, 8]. Вебсайт ЭИОС содержит открытую (свободную) и закрытую (персонализированную) информацию, постоянно обновляемую и поддерживаемую функциональным подразделением вуза – отделом развития электронного обучения. Доступ к свободному информационному контенту ЭИОС возможен с главной страницы официального сайта вуза или по ссылке http://ya.mininuniver.ru/ и открыт для просмотра всем пользователям сети интернет. Доступ к персонализированной части ЭИОС университета предоставляется через личный кабинет сотрудникам и студентам вуза, прошедшим регистрацию в системе и включенным в базу данных пользователей. Личный кабинет представляет собой место сбора информации на других ресурсах и сервисах ЭИОС вуза согласно статусу и полномочиям пользователя. Так, в личном кабинете после авторизации студенту предоставляется возможность:
· управлять своей учетной записью и личной информацией;
· доступа к электронным образовательным ресурсам, включая электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам образовательной программы, на которые он подписан в LMS Moodle;
· доступа к электронному расписанию учебных занятий своей группы;
· получить доступ к приложениям и ресурсам сервисов ЭИОС, необходимым в учебной, научной и профессиональной деятельности (например, электронная зачетная книжка, электронное портфолио студента, дневник по рефлексии и другие);
· задавать вопрос или отправлять предложения администрации портала.
В Мининском университете активно используется электронное обучение на всех уровнях подготовки, при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования: очном, очно- заочном и заочном обучении [2]. Так в вузе формируется технология смешанного обучения подготовки выпускников. Электронное обучение применяется и в условиях сетевого взаимодействия. Учебно-методическая и организационно-техническая поддержка обучающихся при реализации основной профессиональной образовательной программы в условиях смешанного обучения происходит через образовательный портал сервиса ЭИОС «Электронное обучение» (режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/sdo). Одним из основных ресурсов портала является система управления обучением (LMS) «Moodle», построенная на основе дистанционных технологий, функционирующая в вузе с 2012 года (режим доступа: http://moodle.mininuniver.ru/). Интегрированная среда Moodle, обеспечивающая доступ обучающимся и сотрудникам к базе электронных учебно-методических комплексов и к другим видам электронных образовательных ресурсов, активно использовалась в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году, о чем свидетельствуют данные, представленные на Рисунке 1
Анализ публикаций показывает, что электронное обучение и дистанционные технологии широко применяются преподавателями вуза при проведении различных видов учебной деятельности, лабораторных и практических занятий, практик и контроля [3, 4, 5]. Балльно-рейтинговая система, в которой реализована 100- балльная шкала, действующая в вузе, органично вошла в структуру содержания курсов в Moodle [3]. На сегодняшний день создано множество курсов (более 1800), позволяющих студентам успешно осваивать дисциплины по различным направлениям подготовки [7].
В заключении отметим, что уже имеющийся накопленный опыт и сформированные в нашем распоряжении ресурсы и система электронного обучения позволяют существенно оптимизировать процесс обучения в вузе, повышая качество подготовки обучающихся, и обеспечивать сетевое и коммуникационное сотрудничество.
Список литературы
1. Об образовании в
Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон от
29
декабря 2012 г. №273- ФЗ (с изм.) // Гарант: справ. правовая система - URL: http://base.garant.ru/70291362/2/#block_200 (дата обращения 15.08.2015г.)
2. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 - URL: http://xn--273--84d1f.xn-p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-09012014-no-2 (дата обращения 15.08.2015г.)
3. Бахтиярова Л.Н.,
Погудалова Ю.В. Траектория изучения дисциплины ИСиТ в виртуальной образовательной среде Moodle // Открытая Всероссийская научно-практическая конференция, ―Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике‖ Н.Новгород, 23 апреля 2015 г. – С. 132-136.
4. Беляева Т.К., Кривдина И. Ю. Реализация компетентностного подхода к организации педагогической практики по географии в Мининском университете // Вестник Мининского
университета, 2014, №6 - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/ scien-tific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 26.08.2014)
5. Благодинова В.В. Организация самостоятельной работы студентов по физике на
базе
модульной объектно- ориентированной динамической учебной среды (Moodle) // Вестник Мининского университета, 2013, №1 - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scienti fic_activities/vestnik/archive/no1 (дата обращения: 06.04.2013)
6.
Гущин А.В., Прохорова О.Н. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE: Электронное обучение
и электронная образовательная среда» // Вестник Мининского университета. 2015. №
3. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate/ (дата обращения 25.08.2015г.)
7.
Камерилова, Г.С., Демидова
Н.Н.,
Варламов
А.С.
Электронный учебный методический комплекс дисциплины экологической направленности в информационной образовательной среде вуза (на примере Мининского университета)// Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике: сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции, г. Нижний Новгород, 23 апреля 2015 г. – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2015. – С.147-151.
8.
Прохорова О.Н., Варламов А.С., Штырлин Д.А., Васильев Д.И., Плеханов С.П. Внедрение электронного обучения в образовательный процесс вуза // Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике: сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции, г.Нижний Новгород, 23 апреля 2015 г. – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2015. – С.165-171.