05 февраля 2016г.
Тульский Государственный университет в течение последних пяти лет ведет практико-ориентированное исследование по разработке и одновременной реализации дистанционных образовательных технологий, использующих возможности сети Интернет. Базой для данных исследований является специально-созданное структурное подразделение – Интернет-институт, обучение в котором осуществляется с помощью технологий и ресурсов глобальной сети.
Обучение производится по постоянно расширяющемуся списку юридических, гуманитарных, экономических и технических специальностей и направлений посредством системы дистанционного образования MOODLE, предоставляющей доступ к образовательному контенту для студента и позволяющей производить контроль за выполнением работ со стороны преподавателя-тьютора.
При реализации дистанционных образовательных технологий основной образовательной единицей является электронный учебно-методический ресурс, выполненный по разработанной в Интернет-институте технологии.
Особую сложность в адаптации дисциплин для применения их в процессе дистанционного обучения представляют электронные учебно-методические ресурсы по техническим дисциплинам, таким как «Инженерная графика», «Сопротивление материалов», «Электротехника», «Детали машин», «Материаловедение», «Общая энергетика», «Вентиляция», «Кондиционирование воздуха» и др., поскольку они сложны в понимании для обучающегося и должны включать в себя не только лекционный материал, но и комплекс контрольных, курсовых, самостоятельных, а также виртуальных лабораторных работ, выполнение которых позволяет закрепить полученные теоретические знания[1].
Первое знакомство обучающегося с учебной дисциплиной осуществляется с помощью видео-презентации преподавателя-тьютора, представляющей содержание, а также поставленные цели и задачи.
Для лучшего восприятия теоретического материала ресурсы наполнены цветными графическими изображениями, способствующими возникновению интереса к изучаемой дисциплине.
Рис.1.
Ресурсы содержат большое количество теоретических сведений с возможностью перехода с помощью гипер-ссылок на сторонние сайты для более углубленного изучения интересующего материала.
Рис.2.
Для большей наглядности теоретический материал представлен в виде компактных интерактивных схем и таблиц с возможностью раскрытия их элементов для перехода на более подробное описание.
Рис.3.
В процессе создания электронного учебно-методического ресурса используются 3D-модели, анимация, Flash- и видео-ролики, предметно демонстрирующие работу некоторой сложной технической системы.
Рис.4.
Так, например, применение 3D-моделей и Flash-роликов в ресурсе «Инженерная графика» позволяет визуализировать в объеме последовательность построения проекции и использование методов при решении поставленных задач, что невозможно отобразить в печатных источниках. Это благоприятно влияет на правильность и быстроту выполнения необходимых графических работ.
Рис.5.
В ресурсах «Электротехника» и «Сопротивление материалов» для повышения качества выполнения виртуальных лабораторных работ методические указания наполнены озвученными видео- и Flash-роликами, поясняющими порядок подготовки к работе и ход ее выполнения, что позволяет отказаться от проведения реальных (иногда дорогосто ящих и опасных) лабораторных работ, но в то же время наглядно показывает те физические эффекты, которые проявляются в ходе проведения работы.Рис.6.
Помимо теоретического материала ресурсы содержат необходимые выдержки из нормативных документов (ГОСТов, СНиПов), а также справочные данные.
Разработанные электронные ресурсы созданы посредством языка HTML с использованием современных программных продуктов и отличаются простым, понятным и удобным в использовании интерфейсом, позволяющим быстро найти ответ на интересующий вопрос, поскольку весь теоретический материал разбит на отдельные тематические части. Также имеются функции поиска информации по ключевым словам и создания заметок при чтении. Список узкоспециализированных терминов с толкованием представлен в виде глоссария.
Для проверки знаний обучающегося в Интернет-институте
разработана программа, позволяющая дистанционно проверять правильность выполнения виртуальных лабораторных работ, а также провести итоговую аттестацию с помощью тестов. Использование электронных учебно-методических ресурсов в системе MOODLE позволяет обучающемуся самостоятельно выбрать стратегию выполнения работ. При этом база данных сохраняет все попытки ввода ответов (как правильных, так и неправильных), что дает преподавателю возможность дифференцировать оценку каждой работы в зависимости от количества попыток.
Таким образом, разработанные электронные учебно-методические ресурсы являются мультимедийными универсальными учебными пособиями, содержащими весь необходимый учебный материал. Использование данных универсальных пособий не требует дополнительных источников информаций для выполнения различного вида. Электронные учебно-методические ресурсы позволяют провести объективную оценку
знаний, полученных обучающимся, без общения с преподавателем. Мультимедийные электронные учебно-методические ресурсы отвечают
современным требованиям, предъявляемым к организации дистанционного обучения, открыты для постоянного наполнения и созданы в помощь изучающим технические дисциплины.
Список литературы
1. Корнаков Д.С., Курочкина Л.С., Сатаров А.В.Концептуальная модель контента для дисциплин инженерных специальностей /Сб. докладов российских участников II межд. конф. "Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании: новые образовательные программы, педагогика с использованием e-learning и повышение качества образования", 9-10 апреля 2014 г., Римский университет LaSapienza. - М.: ННОУ "МИПК", 2014 - 168 с., стр. 58-62.