Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОХРАНЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

Настоящая работа посвящена выявлению современных и перспективных направлений в сфере модернизации и сохранения исторических центров городов средствами дизайна, на основании исследований теоретиков архитектуры и дизайна.

На сегодняшний день теоретиками архитектуры и дизайна четко определено следующее положение: для эффективного сохранения исторических центров городов, необходимо предпринимать меры по перенесению основной функционально-семантической нагрузки с каркасного слоя города, с его планировочной структуры и архитектуры на поверхностный слой восприятия городской среды, формируемый, в основном, элементами благоустройства, городского и графического дизайна. Сохранить, с позиций преемственности, и приспособить для настоящего дня центральные исторически сложившиеся пространства городов (разрешая противоречие между сложившимися формами средовой действительности и желаемыми параметрами ее функционирования) возможно, опираясь на концепцию максимального использования активности дизайнерского слоя городской среды, принимая во внимание основные тенденции развития элементов городского дизайна.

Вопросами модернизации и поддержания исторической среды города средствами дизайна занималось многие теоретики дизайна и архитектуры. Различным направлениям и аспектам этой проблемы посвящены труды таких отечественных и зарубежных теоретиков, как: Глазычев В.Л., Михайлов С.М., Сазиков А.В., Розенсон И.А., Калинина Н.С., Скопинцев А. В., Плешакова Е.В., Курата С.П., Белов М.И., Аллан Джейкобс (Allan Jacobs), Пол Голдбергер (Paul Goldberger), Ян Гейл (Jan Gehl), Джон Лонг (Jon Lang), Мэттью Кармона (Matthew Carmona), Чан Парк (Park C.I.), Дэвид Шейн (David Graham Shane) и др.

При рассмотрении проблемы внедрения объектов дизайна в исторически сложившуюся среду и актуальности ее решения исследователи останавливаются на различных ее аспектах.

А.В. Сазиков [13] отмечает, что существующие попытки создания и разработки методического аппарата, определяющего стратегию «вживания» продуктов дизайна в городскую среду вообще, и в историческую среду в частности, являются неполными с точки зрения использования концептуально-теоретического багажа и ощущения меры культурной ответственности за тот или иной конкретный фрагмент городской ткани.

Н.C. Калинина [4] подчеркивает актуальность вопросов преобразования и реконструкции среды исторического города с учетом новейших инженерных и социальных требований, необходимость решения вопросов сохранения исторических средовых ценностей и приобретения новых средовых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта.

М.И. Белов [2] подчеркивает необходимость специального научно обоснованного проектного инструментария, способного осуществить комплексное преобразование предметно-пространственной среды улиц исторических центров, который может быть создан только на основе глубокого анализа и обобщения исторического опыта в области организации комфортной предметно-пространственной среды города.

Пол Голдбергер [19], отмечает тот факт, что исторические городские улицы теряют чувство места, черты своей истории в угоду коммерческим интересам, и подчеркивает необходимость единой стратегии градостроительных и архитектурно-дизайнерских мер на этих территориях, нацеленной на сохранение колоссального значения исторических центров городов в американской культуре.

Аллан Джейкобс [18] в своих исследованиях центральных американских и европейских улиц подчеркивает, что единая стратегия должна быть направлена на сохранение не только объектов культурного наследия, но и элементов их взаимосвязей, определяющих уникальность среды, на основе привлечения всех компонентов ресурсного обеспечения.

Американский культуролог В. Папанек [9] в своих работах проанализировал не только теоретические концепции городского дизайна , но и практику их реализации, и подчеркивал необходимость понять и выявить основные приоритеты аксиологического подхода в средовом дизайне через духовную осмысленность и ценностную значимость создаваемого городского пространства.

Как видно, исследования этих ученных нацелены на поиск алгоритма действия при решении проблемы разрушения исторических пластов городского ландшафта за счет нахождения инструментария бесконфликтного проникновения в естественный исторически сформировавшийся контекст.

Анализ работ, указанных выше авторов показал, что на данный момент времени обобщен отечественный и зарубежный опыт по дизайнерскому освоению исторического пространства, выявлены факторы, влияющие на формирование художественно-дизайнерских качеств исторической  среды современного города, описаны функции дизайна в этой среде и, что немаловажно, сформулирован спектр задач модернизации и поддержания исторической среды города средствами дизайна (что продемонстрировано на Рисунке 1).




Первый блок задач направлен на формирование и сохранение ценностно-смысловой культурной базы и регуляцию социокультурного поведения людей [16,11,3].

Второй блок задач связан с анализом и контролем качества среды, обеспечивающим нормативное осуществление программ по возрождению, сохранению и развитию исторических фрагментов городских пространств [20,17,1,10].

Третий блок задач ориентирован на обеспечение способами и методами использования исторической территории для современного функционала с учетом ее модернизационных контекстов, связанных с охраной и функциональным использованием символических продуктов прошлых эпох, сохраняющих свою идеологическую значимость и большую культурную ценность [7,8,13,14,12,4,15,10,5,2,18,19,17,21].

Так, в диссертационном исследовании М.И. Белова представлены принципы  организации предметно- пространственной среды пешеходной улицы, сформулированные на основе глубокого анализа и обобщения исторического опыта реконструкции центров западноевропейских городов (принцип «визуализации» функциональной и композиционной структуры, «интерьерности», «безбарьерности» пространства пешеходной улицы, «мобильности и периодической обновляемости» ее предметного наполнения, принцип «фирменного стиля», «дихотомического облика», «мизансцен» в пространственной композиции пешеходной улицы) [2].

Чрезвычайно важной для процесса сохранения исторически ценной среды города является попытка разработки методики анализа внедрения объектов городского дизайна в историческую среду, на основе систематизации и описания отдельных фактов и сложившихся приѐмов внедрения объектов дизайна, деструктивных по своей форме и содержанию [4,10]. Эта методика анализа напрямую подводит к нахождению значимых связей и характеристик исторической среды городской ткани и вновь формируемого городского контекста.

На сегодняшний день можно назвать в качестве эффективного решения вышеозначенной проблемы те методы и принципы бесконфликтного проникновения в историческую среду, которые исследователи считают укоренившимися: принцип регенерации; метод аналогий или принцип цитатности; метод фирменного стиля; метод «локальных архитектурно-художественных стилей»; принцип «неполной формы»; метод стилизации; принципы сценарного моделирования; метод формирования сценарного поведения.

А.В. Сазиков [13] назвал следующие актуальные подходы к решению задачи бесконфликтного внедрению объектов дизайна в исторически сложившееся пространство города:

1.    Принцип цитатности – буквальное цитирование из прошлого, перетаскивание средового объекта из одной эпохи в другую.

2.     Принцип моделирования средового поведения – имитация средового поведения, соответствующего историческому окружению, по законам сценарного моделирования, представляющая собой цепочку конкретных событий, действий, моделирующих какие-то социально-культурные процессы.

3.    Принцип неполной формы – это тактика проектирования размещения элементов дизайна (особенно актуально для исторически ценной городской среды), основанная на подчинении сложившимся пространственно- историческим структурам, на незаметном вписывании в городской пейзаж, на слияние с архитектурой.

4.     Принцип фирменного стиля – его суть сводится к выявлению (на основе архивного анализа и натуральных исследований) существующих законов места [14], а выявив, следовать им в архитектурно- художественном оформлении (включая формообразование элементов уличной мебели), формируя фирменный стиль исторически ценных пространств города.

И.А. Розенсон [12], в рамках концепции деления исторического пространства на несколько укрупненных предметных групп, присваивает каждой группе свои актуальные методы внедрения объектов дизайна в историческую среду. Тем самым продолжает выше начатый перечень эффективных методов бесконфликтного внедрения объектов дизайна в историческую среду:

1. Воссоздание (или регенерация) – где дизайну отводится минимальная роль, на уровне знания документов истории и архивных материалов.

2.    Парафраз (в некоторых случаях даже пародия) – используется для внедрения элементов среды, в природе которых зрелищность и нестабильность: праздничное оформление города, витрины, реклама, временное ярмарочное или сезонное торговое оборудование и т. п.

3.    Растворение (или диссипация) – эффективно в процессе внедрения элементов «слуг», стационарно включенных в средовое поведение (зачастую «невидимки»): таксофон, узел вызова такси, приспособления для инвалидов, всевозможные держатели и прочие конструкции, не имеющие самостоятельного значения.

На основании анализа приведенных работ, можно сделать вывод, что исследователями предлагался целый ряд методик, решающих различные аспекты модернизации и поддержания исторической среды средствами дизайна. К методологическому инструментарию выдвинутому на сегодняшний день в сфере сохранения и модернизации исторически ценной среды средствами дизайна можно отнести:

- методику структурирования предметно-пространственной среды города по предметным группам [12].

-   методику анализа пространства исторических городов и их предметного наполнения с учетом социально- культурных, технико-экономических и композиционно-пространственных закономерностей средоформирования [4].

-   отдельные методы внедрения объектов дизайна в историческую среду, доказавшие свою эффективность на практике [13,2].

Однако, несмотря на обширный опыт исследований в области модернизации и поддержания исторической среды города средствами дизайна, а также на наличие всевозможных попыток создания и разработки методического аппарата для осуществления этих процессов, необходимо констатировать, что на сегодняшний день средства дизайна используются незначительно, только на уровне отдельных объектов, тем самым решаются исключительно локальные задачи, что не меняет ситуацию в корне, и не решает проблемы устранения негативных последствия экстенсивной урбанизации исторического ядра города с помощью средств дизайна.

Выходом из создавшегося положения может  служить изменение масштаба, расширение той области, которую могут охватить средства дизайна. Основная идея заключается в том, что необходимо переходить от охраны либо модернизации отдельных фрагментов исторической среды к сохранению и развитию целостной исторически ценной среды городов, в нашем случае с помощью средств дизайна, которые, как показал проведенный выше анализ, являются наиболее лояльными и смягчающими всевозможные конфликты в этой сложной среде.

Очевидно, что историческая среда – очень сложный организм, представляющий собой систему, имеющую непростое устройство и сложные внутрисистемные связи. И необходимо учитывать, что те методы и принципы сохранения и модернизации дизайнерского слоя, которые на сегодняшний день считаются теоретиками эффективными, на самом деле, могут быть применены только в нужном месте, в конкретное время, и только, если применяются в системе. То есть для каждого из территориально-планировочных уровней (исторический фрагмент, исторический квартал, исторический город) должны быть выделены и системно применены свои собственные дизайнерские методы преобразования среды стратегического либо оперативного характера.

Декомпозиция исторической среды, дает нам возможность наиболее пристального рассмотрения возможностей дизайнерских средств на отдельных уровнях исторической среды. Такой подход напрямую подводит к рассмотрению дизайнерского слоя как системы и позволяет учесть то множество факторов, которые оказывают влияние на формирование городской исторической среды: специфику городских функций и новых технологических процессов в «старых» зданиях; пространственную структуру элементов городского контекста – «архетипы» среды пешеходного яруса; деятельность человека: обычаи и традиции горожан, их поведенческие стереотипы, модели восприятия и т.д.; концептуальное предпочтение авторов проектов и заказчиков в процессе регенерации исторической среды.

Таким образом, назрела потребность в выдвижении единой концепции, которая, оставив в прошлом стандартные представления об архитектурно-художественном оформлении среды, позволит увидеть дизайнерской слой исторической среды как подсистему внутри сложного организма исторической среды города.

Этим требованиям мог бы удовлетворить сценарий глобальных преобразований на уровне дизайнерского слоя в исторической среде, который необходимо рассматривать как целостную инфраструктуру элементов и звеньев исторически ценного городского интерьера, интегрированную в планировочный каркас города, архитектурно- пространственную организацию городских территорий – от целых районов, магистралей, до отдельных кварталов, комплексов, локальных средовых объектов.

 

Список литературы

1.     Асс, Е.В. Дизайн в контексте городской среды. Некоторые теоретические и творческие проблемы [Текст] / В.Е. Асс // Проблемы дизайна городской среды / М. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. – 1981. - № 29. – 32 с.

2.     Белов, М.И.  Дизайн пешеходной  улицы (Принципы организации  предметно-пространственной среды) [Текст]: автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.06 : опубликован 19.03.2012 / Белов Максим Игоревич. – М., 2012. – 29 с. - Библиогр.: с. 202 - 213.

3.     Быстрова, Т.Ю. Формирование имиджа города [Электронный ресурс]: курсовая работа / Т.Ю. Быстрова. Режим доступа: http://www.uran.ru/reports/usspe_c_2003/thesesofreports/t160a.htm (дата обращения: 20.07.2014).

4.     Калинина, Н.C. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города [Текст]: дис. … канд. архитектуры : 18.00.01 : защищена 17.02.2000 / Калинина Наталья Сергеевна. – М., 2000. – 177 с.

5.     Курата, С.П. Анализ сложившихся подходов к преобразованию исторического городского контекста [Текст] / С.П. Курата. Рост. гос. акад. архит. и иск-ва // Студенческое творчество в архитектурно- художественной культуре Юга России: XVIII -я научно-практическая конференция, Ростов-на-Дону, 2006 г.: матер. конф. — Ростов н/Д.: РГААИ, 2006. – 217 с.

6.     Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция) [Текст]: автореф. дис. д-ра искусствоведения : 17.00.06 : опубликован 21.03.2011 / Михайлов Сергей Михайлович. – М., 2011. – 26 с.

7.     Михайлов, С.М. Принципы организации предметно- пространственной среды пешеходных улиц (1960- 1980-е гг.) [Текст] / С.М. Михайлов, М.И. Белов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - №6. –– Библиогр.: 23-26 с.

8.     Михайлов, С.М. Дизайн города в историческом аспекте [Электронный ресурс] / С.М. Михайлов. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2011_9 (дата обращения: 12.06.2014).

9.     Папанек, В. Дизайн для реального мира [Текст] / В. Папанек. М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 c.

10. Плешакова, Е.В. Принципы архитектурно-дизайнерского формирования пешеходного яруса улиц исторического городского центра (на примере г.Ростова-на-Дону) [Текст]: дис. магистра / Е.В. Плешакова. Ростов н/Д.: РГААИ, 2004. - 86 с.

11. Путинцев, П.А. Имидж города и имидж -дизайн города [Электронный ресурс ] / П.А. Путинцев. Режим доступа: http://effcom.ru/archive/issue3/image/Image_goroda_image_dizayn_goroda (дата обращения: 01.03.2014).

12. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна [Текст] / И.А. Розенсон. СПб.: Питер, 2007. – 226 с. – Библиогр.: с. 74 – 78.

13. Сазиков, А. В. Проблемы дизайна исторически сложившейся городской среды [Текст]: дис. канд. искусствоведения : 17.00.06 : защищена 23.04.2000 / Сазиков Алексей Владимирович. – М., 2000. – 158 с.

14. Салмин, Л.Ю. Моделирование средовой ситуации и городской дизайн: автореф. дис. канд. искусствоведения [Текст]: 17.00.06 : опубликован 13.07.1988 / Салмин Леонид Юрьевич. – М., 1988. – 28 с.

15. Скопинцев, А. В. Анализ визуальных характеристик исторического контекста в учебном проектировании [Текст] / А.В. Скопинцев // Архитектура. Градостроительство. Дизайн. Ростов н/Д.: РГААИ, 2003. – Библиогр.: с. 11-15.

16. Степанова, С. А. Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска) [Текст]: автореф. дис. … канд. архитектуры : 18.00.01 опубликован 15.04.2006 / Степанова Светлана Анатольевна. – М., 2006. – 27 с. – Библиогр.: с. 13-19.

17. Gehl, J. Life Between Buildings: Using Public Space [Тext] / J. Gehl. Copenhagen: Arkitektens Forlag, 1996. p.27.

18. Jacobs, A. B. Towards an Urban Design Manifesto [Тext] / A. B. Jacobs, D. Appleyard // The Urban Design Reader (Larice). 1989. - р. 98-108.

19. Carmona, M. Urban Design Reader [Тext] / М. Carmona, S. Tiesdell. Architectural Press, 2007. - p.170.

20. Montgomery, J. Making a city: Urbanity, vitality and urban design [Тext] / J. Montgomery // Journal of Urban Design, 1998. - p.93-116.

21. Park, C.I. A design study of insa-dong, Seoul, Korea: urban redevelopment design based on a historic preservation view [Тext] / C.I. Park/ State University of New York College of Environmental Science and Forestry, 1993.