Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРХИТЕКТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА: ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.

Архитектурно – мемориальный комплекс является составляющей частью любого города и более того, входит в состав его достопримечательностей. Подобная архитектура содержит основную концепцию уже в самом названии так как определяющим в нем является латинский термин memorialis – памятный. Фактически это архитектура, связанная с определенными памятными событиями и людьми, в том числе и на уровне совокупности сооружений культово-религиозного характера, которые также могут являться мемориалами, посвященными жившими некогда в городе личности и умершей в нем.

Основополагающими причинами создания архитектурно-мемориальных комплексов определяется необходимость сохранения памяти о событиях и выражения почтении тем, кому комплексы посвящаются.

Фактической же причиной распространения подобного типа сооружений в структуре городской среды помимо необходимости обустройства и благоустройства также определяется и смысловая позиция, которая заставляет посетителей комплекса задуматься о жизненных аспектах и изменениях.

Смысложизненные ориентиры являются важной составляющей для любой социокультурной среды, а процесс глобализации определяет их важность для всего мирового сообщества в целом. В связи с этим причины создания архитектурно-мемориальных комплексов во многом кроются в периоде начала их возникновения – включения сообщества в мировые войны и оценку последствий, которые они принесли, оценка последствий отсутствия согласованности действий мирового сообщества, человеческой жестокости и распространения пороков. В результате комплексы несут в себе составляющую определения позиция смысла жизни, как одного из важных составляющих духовного, а также определение смерти, как завершения земного пути и роли восприятия смерти для потомков.

Проблемы смысложизненных ориентаций и определение роли восприятия смерти и поиска бессмертия во многом указывают на причину возведения монументов, которые являются не просто данью памяти, они являются, своего рода, демонстрацией человеческого бессмертия. Человек смертен физически, однако в памяти своих потомков он будет жить вечно благодаря своим поступкам и свершениям. А потому, так как человеческая память несовершенна в принципе, увековечить ее становится главной задачей для человечества. Архитектурно- мемориальные комплексы являются прекрасной возможностью и способом выполнения данной задачи и при этом удачно вписываются в городскую среду, в том числе и в ориентированности на приоритеты системы ценностей горожан.

Социокультурные особенности облика архитектурно-мемориальных комплексов во многом определяются приоритетами его репрезентации, как культурного объекта, что становится приоритетным и в реализации ими функции исторической памяти.

Важной составляющей архитектурно-мемориальных комплексов является его ориентированность на социум, как прямого потребителя представляемых им ценностей. При этом, архитектурно-мемориальные комплексы также являются  и важной составляющей городской инфраструктуры, которая  обеспечивает культурный досуг, включается в систему образования, является достопримечательностью города, способствующей развития туристического бизнеса и в целом делающей город уникальным. В связи с этим одной из важных причин создания данных комплексов является стремление горожан к более разнообразной социально- значимой культурной инфраструктуре.

Город и архитектурно-мемориальный комплекс образуют связку культурных феноменов, объединенных отношениями подобия. Сравнивая эти феномены, можно предположить, что их роднит:

-   стабильность планировки, расположения мест обитания и захоронения;

-   индивидуализированность домов и мемориальных комплексов;

-иерархичность, которая предполагает наличие центра и периферии (топологическое разделение на центр и периферию имеет еще и ценностную нагрузку);

-   упорядоченность, регулярность.

Архитектурно-мемориальный комплекс, являясь частью городской инфраструктуры, одновременно выполняет не только роль сохранения памяти, но и создания композиции городской среды, в том числе и вписываясь в экологическую городскую среду за счет присутствующих в нем зеленых насаждений.

Сама структура архитектурно-мемориального комплекса демонстрирует, как правило, наличие центра и периферии. Даже небольшие и малодифференцированные комплексы обладают четко выраженным ядром, под которым подразумевается непосредственно сам мемориал. Часто центр создается или дополняется необходимыми сопутствующими элементами специально (храм, «почетные аллеи»). Это позволяет сделать комплекс более привлекательным для посетителей, в том числе и туристов.

Немаловажную роль архитектурно-мемориальные комплексы также играют в качестве знаковой составляющей, определяющей приоритеты районов города и тем самым отражая периодичность застройки, разграничивая историко-культурные и экономические центры.

Одним из механизмов влияния города на семиотику архитектурно-мемориальных комплексов является действие экономических факторов. Семиотическая, стилевая дифференциация комплексов в пределах одного пространства составляет одну из основных закономерностей развития любого типа архитектурно-мемориального комплекса. Согласно мнению Л.П. Пискуновой это вызвано следующими факторами [1]:

1.    Эстетический, обуславливающий выбор тех или иных дизайнерских принципов в зависимости от представлений о красоте и уместности касательно каждого из комплексов. К примеру, роскошь черного и белого мрамора и в целом природных камней придает «монументальность» и значимость мемориальным сооружениям. Именно  в  силу  действия  этого  фактора  многие  надгробия  мемориальные  скульптурные  композиции,

«бросающиеся в глаза», поражающие своим монументализмом.

2.   Мировоззренческий – наиболее ярко проявляется в диктате религиозных убеждений (использование или отказ от крестов, иных религиозных символов, пятиконечных звезд, серпа и молота, выбор эпитафий, наконец, создание казуистической символики с косвенным указанием на конфессиональную принадлежность – вроде надгробия в виде стилизованного вытянутого в длину церковного купола - луковицы).

3.   Мода и устойчивые представления о должном и недостойном оформлении мемориала (исходя из таких оценочных параметров, как «должно», «модно», «престижно», «пристойно» и т. д.). Эти представления укрепляются централизованным изготовлением мемориальных сооружений, обеспечивающих определенную схожесть монументов в итоге. К примеру, особенно явно подобный фактор прослеживается в мемориалах, посвященных памяти воинов. Не только в России, но даже и во многих странах Европы возможно увидеть горящий возле монумента огонь, изображение некого неизвестного солдата кочует в качестве основной композиции, изображение страдающей женщины (или женщин) тоже далеко не редкость.

4.    Стратегия «демонстративного потребления», реализуется в выборе необычного дизайна, разнообразия стилей. Стратегия ориентируется на создание именно индивидуально-неповторимого архитектурно- мемориального комплекса, выделение его среди идентичных и схожих по значимости.

5.    Общество потребления и мемориалы. Хорошо известная особенность мортальной культуры состоит в том, что на место захоронения (или мест их символизирующих) нередко «изливаются» те чувства, которые питают по отношению к усопшему; надгробие становится муляжом, симулятором усопшего в рамках социального акта, его семиотическим замещением [2].

Причинами создания архитектурно-мемориальных комплексов также могут стать и специфические факторы, которые не связаны с общей системой ценностных ориентиров и в результате в определенной мере выбиваются из нее.

Однако в большинстве своем создание высокохудожественного мемориала, неповторимого по силе выразительности, возможно только в том случае:

-   если все компоненты будут взаимоувязаны;

-   если все и каждый при этом будет четко выполнять свою роль;

-если архитектурно-планировочное решение будет сочетаться с правильным подбором ассортимента деревьев, кустарников, цветов, их композиционное решение будет учитывать объемы сооружений, водных поверхностей, всего ландшафта местности, современных инженерных объектов.

При выполнении данных условий комплекс наиболее успешно впишется в среду и станет ее частью.

Примеры архитектурно-мемориальных комплексов, которые стали частью городской среды и успешно в нее вписались, целая масса и они довольно разнообразны. Большинство их расположены в крупных городах, которые являются историко-культурными центрами и сосредотачивают в себя высокоразвитую инфраструктуру. На протяжении своего существования комплексы модернизировались и совершенствовались, на современном этапе превратившись в основополагающие достопримечательности крупных городов.

В частности, 7 ноября 1918 г. в Ленинграде в годовщину Великой Октябрьской революции был открыт один из впечатляющих монументов - Памятник жертвам революции (Рисунок 1). Марсово поле - небольшая озелененная территория, окруженная городской застройкой, но многие, кто приезжал в город, непременно приходили к монументу, чтобы отдать дань уважения погибшим революционерам. По своему воздействию, лаконизму данный мемориальный комплекс считался одним из лучших произведений советской эпохи.

Одним из удачных примеров архитектурно-мемориального комплекса-усадьбы, вписавшегося в городскую среду, является усадьба великого русского композитора П.И. Чайковского, которая расположилась в г.Воткинске (Рисунок 2)




Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского» - это уникальный памятник истории и культуры мирового значения. Со всего земного шара сюда приезжают почитатели Чайковского, чтобы окунуться в атмосферу детства русского гения, услышать звучание его ученического рояля «Wirth» и старинной оркестрионы, увидеть реликвии - подлинные вещи семьи Чайковских [3].

Комплекс был основан в 1940 году в канун 100 лет со дня рождения композитора. В ходе реставрации дому Чайковского был возвращен вид 30-40-х годов XIX века, воссоздан интерьер квартиры горного начальника. К 150-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского был полностью восстановлен облик самобытной «казенной усадьбы при заводе». На сохранившихся старинных фундаментах возведены хозяйственные постройки: навес для экипажей, конюшни, стайки, завозни, ледник, теплица, окруженная фруктовым садом, беседки (16 экспозиционных объектов на территории более 2 гектаров). Также в 1990 году напротив музея был установлен памятник П.И. Чайковскому, ставший одной из достопримечательностей Воткинска [3].



Особенностью данного комплекса является то, что с самого начала музей имел гораздо большее значение, чем исторический памятник. С одной стороны, он стал мемориальным комплексом - хранилищем бесценных экспонатов и коллекций. С другой стороны комплекс также выполняет функцию представления разнообразных выставок, уникальных театрализованных экскурсий, концертов.

Отличительной особенностью архитектурно – мемориального комплекса также является то, что он сочетает в себе здания, выполненные в разных архитектурных стилях, среди которых превалирует классицизм.

На территории Европы присутствует значительное количество архитектурно-мемориальных комплексов, которые не только определяют городскую среду в местах их расположения, но также и являются уникальными по своему исполнению.

В частности, Вимийский мемориал, коммуна Живанши-ан-Гоэль во Франции уникален тем, что это единственный мемориал на территории Европы, посвященный памяти солдат из Канады, воевавших во Франции в Первую мировую войну. Канадским солдатам в 1917 году удалось одержать важную победу в битве за возвышенность Вими. Впоследствии памятник, возведенный на этой возвышенности, и земля, его окружающая, были переданы Канаде как знак почтения и признательности за эту победу. Имена более чем одиннадцати тысяч канадских солдат высечены здесь в камне. Мемориал представляет собой два возвышающихся на сорок метров пилона, символизирующие Канаду и Францию – две страны-союзницы. А мемориальный парк возле памятника до сих пор хранит траншеи и туннели, оставшиеся со времѐн битв той войны [4].

В целом, как возможно отметить, причинами создания архитектурно-мемориальных комплексов является не только стремление почитать память павших в сражениях или во время геноцидов и политических репрессий, а также почивших знаменитостей. Причинами также определяется и стремление сохранить элементы уходящей или уже ушедшей культуры и образа жизни для потомков, воссоздать на ограниченных пространствах ушедшую эпоху. Подобное стремление связано не только с социокультурной, но также и коммерческой составляющей так как подобные комплексы привлекают в крупные и даже мелкие города туристов, посетителей, становятся культурными и культурными и экономическими центрами.

 

Список литературы

1.     Городские кладбища в динамике социальных репрезентаций. Пискунова Л.П. [электронный ресурс]- режим доступа: http://nebokakcofe.ru/wp-content/uploads/2014/06/74819/ - статья в интернете;

2.     Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2006. - 389 с.

3.     Официальный сайт государственного мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П.И. Чайковского» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.pi-tchaikovsky.ru/ - статья в интернете;

4.     Сайт Французских достопримечательностей [электронный ресурс] – режим доступа - http://ru.esosedi.org/FR/O/1000160441/vimiyskiy_memorial/#lat=50379545&lng=2773780&z=16&mt=1&v=0 - статья в интернете.