25 июня 2017г.
В данной статье рассмотрена характеристика и вид фискальной политики Российской Федерации. Так же рассмотрено с помощью, каких инструментов проводится фискальная политика в Российской Федерации.
Фискальная политика государства – значимое течение его экономической политики, которое выполняет огромную роль в регулировке экономики с помощью налогов и политики прибыли и затрат.
Необходимо отметить, что любое государство всегда проводит ту или иную фискальную политику. Главная задача фискальной политики в том, что будет ли она приносить положительное влияние на экономику страны или будет бессознательной и нелогичной, что повлечет отрицательное влияние на экономику. Поэтому правительству следует двигаться в таком направлении, чтобы, убирая ненужные государственные затраты, уменьшить налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым образуя боле подходящие условия для формирования бизнеса, но в это же время не отнять трансфертных выплат у тех, кто в них на самом деле нуждается.
Среди множественных проблем фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, базовыми являются:
1. стабильный рост государственного дохода,
2. низкие темпы инфляции,
3. абсолютная занятость населения,
4. смягчение циклических колебаний экономики страны.
Инструменты фискальной политики содержит: манипуляцию разными типами налогов и налоговых ставок, а так же трансфертные платежи и другие типы государственных затрат. Главным комплексным прибором и признаком производительности фискальной политики служит государственный бюджет страны, включающий налоги и затраты в единый механизм.
Разнообразные инструменты, влияющие на экономику:
1. Госзакупки, формируют один из частей общих затрат государства, а, значит таким образом и спроса. Госзакупки повышают уровень общих затрат.
2. Трансфертные платежи, они не входят в валовый национальный продукт, но, они включаются и учитываются в собственном заработке и имеющимся доходе.
3. Всевозможные налоги обозначают снижение объемов располагаемого дохода. Снижение располагаемого дохода в свою очередь приводит к уменьшению не только потребительских затрат, но и сбережений.
Фискальная политика как метод финансового урегулирования экономики исполняется с поддержкой сильных рычагов – налогообложения и госрасходов. Взаимосвязи с этим проводятся два типа фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.
Проанализировав фискальную политику Российской Федерации за 2016 – 217 года и как правительство РФ использует выше перечисленные инструменты фискальной политики для улучшения эффективности экономики, рассмотрено ниже.
Начали с государственных закупок, для этого воспользовались официальным сайтом государственных закупок РФ.
В сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд общая сумма затрат за 2016 году достигла 6407475,2 млн. рублей на 2017 год затраты составляют лишь 2014528,2 млн. рублей, но к концу года они вырастут примерно в 2,2 раза [3].
В сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами затраты за 2016 год составили 25719865,4 млн. рублей. На 2017 год затраты на закупки составляют 6449455 млн. рублей к концу года, опираясь на предыдущие года, они вырастут примерно в 4 раза [3].
Госзакупки положительно валяют на развитие государства и на развитие бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар, работу или услугу на самых выгодных условиях, а исполнитель получает деньги.
Трансфертные платежи включают в себя: выплату пенсий, стипендий, пособий по безработице, пособий на детей и др.
Общий объем расходов ПФР в 2016 году составил 7703,9 млрд. рублей. Это составляет 9,8% ВВП Российской Федерации [4].
За 2016 год назначена 44771 пенсия, кроме того, установлено в беззаявительном порядке инвалидам по достижении пенсионного возраста 3 973 пенсии, из них страховых – 40195, государственных – 4576. Установлено 23775 компенсационных выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в размере 1200 рублей, 1263 ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы в размере 5500 рублей.
В 2017 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян вырастут на 327,3 млрд рублей и составят 6,9 трлн рублей. Расходы на социальные выплаты вырастут на 262,3 млрд рублей и составят 1,2 трлн рублей [4].
Минфин и Минэкономразвития прогнозировали уровень инфляции в 5,8%, в таком случае коэффициент индексации составил бы 1,058. Однако в опубликованных данных Федеральной службы государственной статистики указывается индекс потребительских цен за 2016 год в размере 5,4 процента. В связи с этим Максим Топилин, министр труда и соцзащиты заявил, что коэффициент индексации страховых пенсий и социальных выплат в феврале 2017 года составит 1,054 при этом СИПК
= 78,28 руб., ФВ = 4805,11 рублей. Однако в Федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда РФ отмечается, что на 1 апреля 2017 года стоимость пенсионного балла установится в размере 78 рублей 58 копеек, в связи с чем должна пройти вторая индексация страховых пенсий, что в общем итоге составит 5,8%, в результате чего с 1 апреля 2017 страховая пенсия дополнительно увеличена на 0,38% [4].
Так же, одним из наиболее важных инструментов фискальной политики будут являться налоги.
В России существуют следующие налоги: налог на доход с физических лиц, выплаты за имущество, земельный налог, транспортный, водный, государственную пошлину и акцизы, налог на добавочную стоимость, таможенные пошлины и др.
В 2016 году за счет налогов в бюджет России поступило 14,5 трлн. рублей. Из них 582 млрд. рублей – акциз, НДС – 4409 млрд. рублей, таможенные пошлины – 3010 млрд. рублей. Свыше 3 трлн. рублей составил налог на доходы с физических лиц [1].
В 2017 году в бюджет РФ за 1 квартал поступило 4,2 трлн. рублей, что на 30,8% больше, чем в 2016 году за 1 квартал. Об этом рассказал глава налоговой службы Михаил Мишустин [2].
Рост поступлений отмечен по налогу на прибыль и оставил – на 210 млрд. рублей, по НДС – на 123 млрд. рублей, по НДФЛ – на 42 млрд. рублей, по акцизам – на 103 млрд. рублей [2].
Из выше сказанного сделали следующие заключения, что правительство Российской Федерации:
1. Снижает государственные закупки;
2. Увеличивает трансфертные платежи;
3. Увеличение госбюджета за счет роста налогов.
Снижение госзакупок и увеличение налогов, говорит о том, что в Российской Федерации на 2016 год и по данный момент проводится сдерживающая фискальная политика, так как она подразумевает увеличение налогов и сокращение госзакупок. Увеличение трансфертных платежей относиться к стимулирующей фискальной политике и возможно правительство РФ в 2017 году перейдет от сдерживающей фискальной политики к стимулирующей.
Список литературы
1. Балан Е. Сколько налогов заплатили Россияне в 2016 году [Электронный ресурс] // Deilymoneyexpert. – 2017. – URL: http://dailymoneyexpert.ru/skolko/2017/02/01/skolko-nalogov- rossiyane-zaplatili-v-2016-godu-14964.html (Дата обращения: 09.05.2017)
2. Бюджет в 2017 году [Электронный ресурс] // Современный предприниматель. URL: http://spmag.ru/news/v-konsolidirovannyy-byudzhet-v-2017-godu-sobrali-42-trln-rubley-nalogov (Дата обращения: 09.05.2017)
3. Информация по закупкам РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (Дата обращения: 09.05.2017)
4. Пенсия в 2017 году [Электронный ресурс] // Современная пенсионная энциклопедия. URL: http://pensiology.ru/news/pensii-v-2017-godu/ (Дата обращения: 09.05.2017)