Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЯПОНИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

На современном этапе основным источником экономических ресурсов является человек. Обладая различными навыками, способностями, человека можно определить как фактор развития экономики страны. Концепция национального богатства и теории устойчивого развития общества основываются на признании человека движущей силой общественного развития. Изучив разные концепции, мы можем дать определение человеческого капитала как совокупность накопленных знаний, навыков, умений, личных мотивов, а в более широком смысле – как основной фактор движения экономического роста[1].

Развитие человеческого капитала, значение которого возрастает в современных условиях, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны[2]. Глобализация придала особое значение знаниям и навыкам в процессе развития как в экономике отдельно взятой страны, так и для конкретного человека. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человеческий капитал является актуальным понятием в теории экономического роста[3].

Неотъемлемой частью, способствующей развитию человеческого капитала, является корпоративная социальная ответственность.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) представляет собой концепцию, при которой организации учитывают интересы общества и выполняет свои социальные обязательства. Большое количество организаций в мире практикуют КСО, тем самым приобретая дополнительные преимущества[4]. На современном этапе мы часто встречаемся с термином корпоративной социальной ответственности в научных публикациях. Концепция КСО непосредственно связана с нормами этики конкретной компании – это способ аргументировать необходимость деятельность компании в обществе, а также возможность повысить репутацию компании в глазах общества[5].

В данной статье мы выявим особенности КСО японских организаций, которые являются лидерами по ответственности в сфере экологии.

Деловая культура в японских корпорациях сформировалась в период послевоенной рецессии экономики государства. Перед руководителями компаний появилась задача восстановить экономическую и социальную жизнь общества. Японские управленцы ознакомились с американским подходом к управлению бизнесом. Руководства компаний решать проблемы начали с применения традиционных схем управления к новым условиям, а позже перешли к применению знаний, полученных от американских практиков. С помощью такого синтеза теоретических основ и сложилась современная концепция корпоративной социальной ответственности в Японии[6].

Долгое время в стране восходящего солнца критерием эффективной работы компании считалась не прибыль, а занимаемая доля рынка. Согласно данным Японской Ассоциации Маркетинга, сейчас большое количество организаций стремятся заполучить доверие потребителей, так как видят в этом главный путь развития. Это стало причиной того, что многие фирмы начали применять КСО, ориентируясь на потребности общества.

Можно сказать, что нормы социальной ответственности заложены в самой культуре Японии еще с древних времен, ведь японцы всегда бережно и с большой ответственностью подходят к своей трудовой деятельности. Это придает КСО Японии определенную особенность. Наряду с использованием западных инструментов корпоративной социальной политики, создаются дополнительные органы по контролю за соблюдением социальных норм. Отличительными особенностями КСО в Японии являются:

1.        Особое значение семейного фактора в области социальной помощи;

2.        Значимость страховых инструментов в сохранении сильных сторон государства при оказании социальной поддержки;

3.        Фирменная благотворительность;

4.        Комбинирование централизации и децентрализации в социальной работе.

Крупнейшая в области электроники транснациональная корпорация «Sony» осуществляет различные благотворительные программы помощи детям из разных стран. Известными являются проекты поддержки детей из 12 стран Южной и Центральной Америки 2014 года, а именно «Dream Goal 2014» и «Street Football Stadium». Благодаря этим проектам были построены учебные центры и стадионы, которые помогут более 14000 детей через футбол освоить навыки коммуникации и лидерства. Благотворительный проект «Siyakhona Media Skills» нацелен на помощь молодежи из 11 стран с низким уровнем социального развития. Программа дает возможность пройти курсы по развитию навыков в области создания контента, редактирования видео и фото с использованием техники «Sony» [7].

В большей своей степени система КСО направлена на внутреннюю среду организации. Следуя системе «пожизненного найма» на работу, организация, в которой работает человек, воспринимается как «семья» [8]. В этой «семье» каждый сотрудник является ее равноправным членом. Работники таких компаний могут быть уверенны в завтрашнем дне, так как его «семья» в ответе за него. Система предусматривает гарантированное рабочее место до самой пенсии. В момент выхода на пенсию, работник получает разовую выплату, равную его заработной плате за пять-шесть лет. Однако, данная система существует лишь в крупнейших корпорациях, и если, компания будет в трудной финансовой ситуации, она будет так же вынуждена осуществить увольнения сотрудников, так как соглашение о пожизненном трудоустройстве не отражается в документах. Подобная система трудоустройства также предусматривает поддержку сотрудникам на протяжении всей их жизни: оказывается материальная помощь при рождении ребенка, финансируется их обучение, помощь при покупке жилья.

Вся жизнь человека проходит в рамках одного предприятия. Рождаясь в семье сотрудников конкретной компании, человек сначала идет в детский садик при данной компании, потом в школу, далее в институт. Последним этапом становится гарантированное рабочее место [9].

Японская социальная модель в корпорациях подразумевает сплоченность, наличие коллективного духа, а само ведение бизнеса направлено не просто на получение прибыли, но и на установление правильных общественных ценностей, осознание ответственности в рамках целого общества. Отличительным направлением рассматриваемой модели КСО является упор на экологические ценности, заботу об окружающей среде, повышение уровня образования и культуры в обществе, а также развитие НТП [10].

Примером заботы об экологии может послужить крупнейший производитель автомобилей «Тойота Мотор», который занимается разработками по созданию электромобилей. Одним из приоритетных направлений деятельности компании является минимизация выбросов в атмосферу. Экологическая политика входит в концепцию устойчивого развития компании, которая в дальнейшем станет основой глобального экологического мышления. «Тойота Мотор» так же ставит задачу создания полностью утилизируемых автомобилей, безопасных для экологии [11].

Японская модель КСО имеет скрытую форму, что подразумевает официальные и неофициальные институты государства, где социальная ответственность организаций включает в себя определенные правила, традиции, обязательные для исполнения и существующие формально [12].

Активное участие государства в планировании, надежный правовой фундамент для корпоративного поведения и определение правильных жизненных ценностей являются базовыми характеристиками при описании японской модели.

В Японии существует проблема переработок. Термин «karoshi» был введен японцами, и означает смерть от переутомления на рабочем месте. Из-за продолжительного рабочего дня, который в среднем составляет 12 часов, у японцев остается недостаточно времени на хобби. Для того, чтобы снизить столь частую переработку и стимулировать потребление японское правительство выступило с инициативой

«Премиум пятница»: теперь каждая последняя пятница месяца объявлена сокращенным днем. Это нововведение позволяет трудящимся раз в месяц заканчивать работу намного раньше и использовать свободное время для саморазвития и отдыха. Многие частные и государственные компании поддержали инициативу правительства. Министерство экономики считает, что данная мера способна увеличить потребительский спрос в стране [13] .

По словам экспертов, в  Японии прослеживается взаимосвязь между свободным временем сотрудников и их расходами. Если большая часть рабочих будет участвовать в «Премиум-пятнице», то есть вероятность, что личное потребление будет увеличиваться примерно на 124 млрд йен. Это будет способствовать росту частного потребления страны, что составляет порядка 60% экономики.

Японская система социальной поддержки сотрудников характеризуется наличием такого элемента, как фирменная благотворительность, которая предоставляет сотрудникам компании дополнительную помощь. Основными направлениями этого феномена, прежде всего, являются [14]:

Предоставление от компаний дополнительных пенсий пожилым людям;

1.        Помощь при организации развлекательных мероприятий для отдыха работников. За счет поддержки данной сферы становится очевидным то, что японцы могут себе позволить часто путешествовать.

2.        Поддержка компаний в решении жилищных проблем сотрудников. В связи с тем, что жилье в Японии очень дорогое, многие компании предоставляют комфортабельные общежития, как для холостых, так и для семейных сотрудников. Предоставляются также ссуды под невысокие проценты на приобретение жилья. А крупные компании иногда сами строят жилье для своих подчиненных.

3.        Возможность сотрудников участвовать  в прибыли организации осуществляется в виде предоставления дополнительных денежных бонусов (премии за определенное количество месяцев).

4.        Выделение финансовой помощи на образование детей работников как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях.

При всем при этом, японские предприятия оказывают значительную поддержку и в других жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются их подчиненные.

Корпоративная социальная ответственность является философией, которой следуют японские компании. Защита интересов общества является таким же важным направлением данной философии, как и непосредственное получение прибыли.

 

Список литературы

 

1.        Human capital contribution into innovation progress: world experience Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud  N.Y. Life Science Journal. 2014. Т. 11. №11. С. 626-629.         Human capital contribution into innovation progress: world experience

2.        Юрьев В.М., Касаева Т.В. Императивы воспроизводства человеческого капитала. Социально-экономические явления и процессы. 2014. №3 (61). С. 143-148.

3.        Касаева Т.В. Развитие человеческого капитала как ответ на вызовы постиндустриальной экономики, Пятигорск, 2015.

4.        Касаева Т.В. Корпоративная здоровьеформирующая деятельность как фактор воспроизводства человеческого капитала// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С.187- 190

5.        Корпоративная          социальная           ответственность           [Электронный           ресурс].            –http://revolution.allbest.ru/management/00468066_0.html

6.        Корпоративная          социальная           ответственность           [Электронный           ресурс].            –http://studopedia.ru/14_74026_korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost.html

7.        Новинки и технологии [Электронный ресурс]. –        http://club.dns-shop.ru/hi-tech-news/Sony-объединяет-усилия-компаний-входящих-в-структуру-Sony-Group/

8.        Касаева Т.В., Кертбиев З.М. К вопросу о состоянии корпоративной социальной ответственности в странах// В сборнике: Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ -мировое сообщество  Симпозиум   XXI    "Актуальные   мировые   проблемы   в    рамках глобализации      мирохозяйственных      связей"      Симпозиум       XXII "Совершенствование государственного строительства и законодательства субъектов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ". Симпозиум XXIII "Гуманитарные технологии и социальная инноватика; Симпозиум XXIV "Молодежь против экстремизма и терроризма, за гуманизм и сотрудничество. 2013. С. 30-35.

9.        Касаева Т.В. Социальная ответственность бизнеса на современном этапе// В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты современной экономики Межвузовский сборник научных трудов. Черкесск, 2010. С.42-47.

10.     Касаева Т.В. Социальная ответственность государства на современном этапе// В сборнике: Университетские чтения - 2007 материалы Научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: Заврумов З.А.. 2007. С. 98-103.

11.       «Тойота      Мотор»       официальный       сайт      автоконцерна      [Электронный       ресурс].       –https://www.toyota.ru/world-of-toyota/about-company/environment/index.json

12.     Модели       корпоративной      социальной       ответственности       [Электронный       ресурс].       – http://studopedia.ru/6_97017_tema--modeli-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-zarubezhniy- opit.htm

13.      Япония  вводит     премиум-пятницы  для  роста  потребления     [Электронный    ресурс].    –http://www.vestifinance.ru/articles/79559

14.     Социальная          работа          в           странах          Азии            [Электронный           ресурс].           –http://studopedia.ru/1_45122_yaponskaya-model-sotsialnoy-raboti.html