Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
16 декабря 2015г.

    Опыт ведущих зарубежных стран доказывает, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью социально-экономического развития страны.  Понимая важность развития данного сектора, в России государство с каждым годом уделяет все большее внимание образованию благоприятных условий для развития малого бизнеса.

    Для наиболее полного освещения данной тематики вначале рассмотрим теоретическую основу малого бизнеса и его специфику, а также тенденции его развития в России.

    Малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законом. К основным показателям, характеризующим бизнес как малый, принято относить среднюю численность работников на предприятии, размер уставного капитала, объем оборота (дохода, прибыли), величину активов.

   Наиболее распространенным критерием отнесения предприятия к малому является средняя численность работников за отчетный период, которая не должна превышать следующих предельных уровней:

-100 человек включительно для малых предприятий;

-15 человек для микро предприятий.

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:-400 млн. рублей для малых предприятий; -60 млн. рублей для микро предприятий.

   К субъектам малого предпринимательства относятся также и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Чрезвычайно высокими темпами предпринимательство на территории РФ начало развиваться в первой половине 1990-х гг. (число малых предприятий в 1990-1995 гг. увеличилось более чем в 7 раз). Это было обусловлено либерализацией и созданием рыночных институтов, изменением политики государства в отношении предпринимательства в целом, и, как следствие, принятием ряда законодательно-нормативных актов, направленных на развитие в России малого бизнеса. В 1995-1998 гг. темпы развития малого предпринимательства начали снижаться (число малых предприятий за 1995–1998 гг. увеличилось в 1,5 раза). В 1999–2004 гг. количество предприятий возросло незначительно — лишь на 2,6 %. Замедление темпов роста связано, в первую очередь, с тем, что большинство рыночных ниш уже было занято, и конкуренция, как следствие, усилилась.

    К 2010 году начала прослеживаться отрицательная динамика: количество предприятий малого бизнеса уменьшилось на 63 тыс. по сравнению с 2008 годом. Основными причинами данного спада являлись резкое сужение границ в высокодоходных сферах деятельности, слабый инвестиционный климат, экономическая нестабильность и т.д.

   На сегодняшний день значимость малого предпринимательства в социально-экономическом развитии страны не вызывает никаких сомнений. Оно оказывает существенное влияние не только на уровень занятости населения,  но  и  способствует  ускорению  рыночных  преобразований,  поддержке  конкурентной  среды, увеличению налоговых поступлений в бюджет, более быстрой реакции на потребности общества, снижению уровня дифференциации и т.д. В западных странах малый бизнес считается основой среднего класса, который, в свою очередь, является фактором благосостояния общества и уровня развития экономики и государства в целом. Более того, малое предпринимательство более гибко в отношении потребительского спроса: непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на рынке труда, оперативное реагирование на локальном рынке определяют закономерности развития малого бизнеса. Сектор малого предпринимательства несет в себе огромный инновационный потенциал: он имеет наибольшую гибкость и адаптивность к экономическим и технологическим изменениям, именно он осваивает новые виды продукции, занимая новые ниши на рынке, развивает неприглядные для крупных компаний отрасли. Словом, инновации позволяют предприятию выбиться из серой массы конкурирующих компаний, одновременно способствуя социально-экономическому прогрессу страны.

  В России малое предпринимательство развивается уже более 10 лет, государство принимает различные меры по его поддержке и стимулированию его развития. Однако мы наблюдаем, что сегодня малый бизнес в России претерпевает не самые лучшие времена – многие предприятия не выдерживают конкуренции, а для некоторых имеющиеся условия ведения бизнеса на рын  кажутся непривлекательными или даже непосильными.

Таблица 1 Показатели деятельности малых предприятий (без микро предприятий) за 2011-2013гг.

 

Год

 

Количество предприятий

 

Средняя численность работников, человек

Оборот предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс.руб.

2011

242677

7126016

15584817305

2012

243069

6984334

15116297261

2013 (данные на сентябрь 2013 г.)

234508

6451606

10933732048

    По данным таблицы видно, что количество малых предприятий в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось совсем незначительно – лишь на 392 ед. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом количество предприятий и вовсе уменьшилось на 8561 ед. Из приведенных статистических данных мы также видим, что вместе с уменьшением количества малых предприятий снизились такие показатели, как средняя численность работников и оборот предприятий.

    Среди главных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, выделяют:

-      высокая налоговая нагрузка;

-      низкая доступность финансовых ресурсов и слишком высокие ставки по кредитам;

-      трудности с приобретением и арендой земельных участков и производственных помещений;

-      труднодоступность               энергетической              инфраструктуры              (для       большинства            компаний           новые подключения к энергосети недоступны, а тарифы на электроэнергию слишком высоки);

-      коррупция;

-      кадровые проблемы (недостаток высококвалифицированных кадров);

-      ущемление прав малых предприятий в сфере государственных заказов со стороны естественных монополий и госкорпораций.

    Проблема привлечения инвестиций стоит особенно остро. Это связано, в первую очередь, с непрозрачностью малого бизнеса и отсутствием надежных залогов, и, как следствие, с недоверием кредиторов к малому предпринимательству. Также представители малых предприятий отмечают трудности, связанные с оформлением документации на получение финансирования и длительные сроки рассмотрения заявок.

   Как было сказано выше, малый бизнес является источником увеличения налоговых поступлений в бюджет. Однако чрезмерно высокая налоговая нагрузка, в частности увеличение размеров страховых взносов, привела к негативной тенденции развития малого бизнеса в России. Более того, высокое налоговое бремя провоцирует малый бизнес на выдачу заработной платы в конвертах, что негативно сказывается как на государственном бюджете, так и на работодателях и работниках малых предприятий.

   Эти и некоторые другие проблемы являются основным препятствием в развитии малого бизнеса в России. Государство за последние годы приняло ряд законопроектов, осуществляющих государственную поддержку малому бизнесу. На территории России открылись бизнес-инкубаторы, оказывающие помощь в реализации бизнес идей. Однако эти условия явно недостаточны для того, чтобы малый бизнес в нашей стране развивался более уверенно и динамично.

Список литературы

1.      Государственная поддержка малого и среднего бизнеса// Сайт Национального института развития современной идеологии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nirsi.ru.
2.      Проблемы                   малого                 бизнеса:                  результаты                   исследований                     от               объединения предпринимателей ОПОРА России. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2014/05/13/brechalov.html.
3.      Ромашова Л. О. Тенденции развития малого предпринимательства в России // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 94–99.
4.      Статистические данные Федеральной службы государственной статистики      [Электронный ресурс]. –Режим доступа: – URL: http://www.gks.ru.
5.      Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-
ФЗ (ред. от 28.12.2013 N 396-ФЗ).