16 декабря 2015г.
Утвержденная Указом Президента РФ «Доктрина продовольственной безопасности РФ» от 30 января 2010 года10 включает в себя направления по обеспечению населения продуктами питания, развитие и поддержку отечественного агропромышленного комплекса, повышение быстроты реагирования на изменение экономической ситуации продовольственного рынка, в том числе налаживание эффективных международных связей между предприятиями отрасли в глобальном масштабе. Поставлены так же основные задачи, которые должна решать Доктрина, в частности, «устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны».
Решение поставленных задач необходимо осуществлять в комплексе, должны быть задействованы все необходимые внутренние и внешние структуры и источники. Повышение уровня продуктовой конкурентоспособности должно включать в себя разработку мер по решению таких вопросов, как:
-повышение уровня материально-технического обеспечения производств;
-разработка, внедрение и контроль стандартов качества сырья и производимой продукции;
-развитие транспортной инфраструктуры, с целью создания условий для равномерного распределения продуктовой обеспеченности населения;
-повышение уровня жизни и платежеспособности населения;
-создание условий для увеличения числа объектов инфраструктуры в населенных пунктах;
-разработка мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, фермерства;
-поддержка инновационной и инвестиционной активности;
-повышение уровня квалификации кадров, создание системы подготовки специалистов соответствующего уровня для реализации инновационных моделей;
-разработка новых технологий комплексной и качественной переработки сырья, производства продуктов, хранения и транспортировки;
-разработка инструментов регулирования рынка, направленных на повышение эффективности государственной поддержки;
-разработка и внедрение защитных мер от растущего импорта: таможенно-тарифное регулирование, все виды и уровни контроля с учетом международных стандартов, формирование устойчивости отечественного производителя и качественного производства отечественной продукции, снижение зависимости от импортной продукции.
10 http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1049708
Важной составляющей является необходимость разработки системы показателей, определяющих уровень доступности продуктов для всех слоев населения. В частности, разработка унифицированных требований, предъявляемых к системам контроля пищевых производств, должна быть осуществлена с учетом международных систем оценки качества, рекомендациями международных организаций11. Повышение уровня экономических межотраслевых взаимоотношений, способствующих развитию потенциала и привлечению инвестиций, стимулирование интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, что позволит предприятиям повысить эффективность и качество продукции через сосредоточении усилий на определенном участке товаропроводящей цепи. Все это должно осуществляться как со стороны Правительства РФ, так и самих предприятий, которые так же ориентированы на получение прибыльности через повышение уровня реализации продукции.
Правительством РФ уже разработаны и внедрены Программы, направленные на решение вышеуказанных вопросов, определены бюджеты и необходимые меры. Согласно ежегодному Докладу Правительства РФ12, несмотря на неблагоприятные природные условия в 6 субъектах Российской Федерации индекс производства продукции сельского хозяйства составил 106,2%, из которых растениеводство составило – 112,3%, а продукты животноводства – 100,5%. Негативную динамику, оказавшую влияние на показатели величины индекса производства продукции животноводства, показали такие категории, как производство молока и яиц. Одной из причин является сокращение поголовья КРС и закрытие пяти птицефабрик. Фермеры закрывают нерентабельные производства вследствие роста цен на комбикорма, отсутствие общего языка с переработчиками сырья и торговыми сетями. Незначительный рост отмечен в производстве цельномолочной продукции (2,1%), масла и масляных паст (2,9%), кисломолочных продуктов, обогащенных (21,5%). Снижение производства произошло в таких категориях как молоко и сливки в твердых формах (8,5%), сыр и творог (2,2%).
Поскольку данные продукты входят в продуктовую корзину россиянина, спрос на них является относительно стабильным, а учитывая положительную динамику прироста населения, можно судить об его увеличении. Недостающая разница покрывается импортным, ввозимым товаром. Согласно данным ФТС и статистике стран Таможенного союза, первое полугодие 2013 года отметило темп прироста ввозимой импортной молочной продукции на уровне 20% к 2012 году. Большая часть ввозимой продукции приходится на сыр и творог (более 35%)13. Основные поставщики: Германия, Украина и Белоруссия. Другой стороной дефицита отечественного молочного сырья является появление на рынке все большего фальсификата, который на текущий момент составляет более 10% объема потребления молока (4 млн. тонн молока). Это свидетельствует о неисполнения, поставленных Доктриной продуктовой безопасности, задач, в частности повышение зависимости от импортной молочной продукции и снижение уровня качества молочных продуктов питания.
Сложившаяся ситуация требует срочную разработку и внедрение мер поддержки фермеров со стороны Правительства РФ, которые будут включать не только субсидирование, а как говорилось выше, комплексное решение текущей проблемы. Необходимыми шагами должны стать: разработка системы субсидирования малых и средних форм предпринимательства, технологии взаимодействия и построения взаимоотношений между субъектами рынка (в т.ч. внедрение информационных систем для создание общего информационного поля), разработка и внедрение требований и стандартов к сырью и продукции молочного животноводства, развитие транспортной и торговой инфраструктуры и системы хранения и пунктов сбора сырья, повышение уровня квалификации субъектов рынка на всех этапах товаропроводящей цепи, государственное ценовое регулирование и разработка системы защиты от демпинга импортного товара.
Таким образом, не смотря на то, что были утверждены Программы Правительства РФ, полученные результаты свидетельствуют о недостаточности только лишь субсидирования данной отрасли, требуется создание системы, включающей не только самих субъектов рынка, но и базу знаний для обмена информацией и передовым опытом между ними, в т.ч. налаживание всех взаимосвязей.
Список литературы
1. Доклад Правительства Российской федерации «О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации в 2013 году и прогнозе обеспечения продовольственной безопасности в 2014 году». Web:
http://government.ru/dep_news/12151
2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Web:
http://ptica-ru.ru/zakon/707-gosprogramma- apk.html