Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В МЕДИАОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

«Контроллер — это навигатор деятельности компании. Он выполняет функцию управленческого сервиса — обеспечения руководства компанией значимой для принятия решений информацией. Роль контроллера — это роль экономического лоцмана, помогающего капитану доставить корабль в порт» [10] - так характеризует специалиста по контроллингу Мартин Хаузер, председатель Правления Controller Akademie AG.

Контроллинг — это целенаправленное планирование и управление организацией. Рассмотрим алгоритм внедрения контроллинга в медиаорганизации на примере издательств. Совершенствование системы управления в издательствах имеет свою специфику. Медиабизнес по своей сути обладает высокой степенью неопределенности, тяжело планируем и зависит от непредсказуемых внешних факторов. Полиграфические услуги в издательствах каждый раз создаются практически с нуля, что требует постоянной готовности к изменениям. Результаты достигаются командой, которая состоит из индивидуалистов с многочисленными и сложными навыками, сложно управляемых и склонных к перемене места работы.

На сегодняшний день наиболее актуальными становятся проблемы управления издательствами в области принятия управленческих решений, обусловленные ограниченным набором моделей управления и отсутствием регламентированных процедур их реализации, малым объемом информации (адекватной потребностям пользователей), а также недостаточной проработанностью автоматизированных систем управления и эффективных критериев оценки управляемых объектов. Одним из важнейших направлений в развитии теории и практики управления и совершенствования организации планирования, учёта, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является концепция контроллинга, реализация которой позволяет координировать управленческие воздействия в организации, а также в нужные сроки и качественно предоставлять необходимую информацию на различные уровни управления.

Практика внедрения в организацию контроллинга получила большое распространение по всему миру благодаря достижению высоких показателей деятельности не только системы управления, но и функционирования организации в целом.

Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования показал, что существует большое количество мнений по поводу определения  содержания контроллинга и  для понимания особенностей системы контроллинга систематизируем и представим в таблице основные направления в его определении.




Несмотря на неоднозначность трактовок контроллинга, многие специалисты склонны полагать, что основной принцип контроллинга заключается в следующем: «Делать сегодня то, о чем другие завтра будут только думать». Этот принцип характеризует динамичность и гибкость контроллинга, следуя ему, организация более успешно формирует устойчивые и уникальные конкурентные преимущества.

Таким образом, анализ различных точек зрения позволил определить сущность контроллинга, которая состоит в управлении процессом достижения целей организации, который, в свою очередь, направлен на ее эффективное и длительное существование.

В рамках настоящего исследования мы считаем, что контроллинг – это управление производственной системой организации, которое позволяет обеспечить методическую, организационную и информационную основы процесса принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации и ее эффективное управление, развитие в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

Опираясь на теоретическую базу сущности контроллинга, определим цели написания данной статьи, которые будут заключаться в определении особенностей функционирования системы контроллинга в российских условиях хозяйствования и в определении этапов внедрения данной системы в организацию медиаиндустрии (издательство).

В соответствии с целью выделим основные задачи исследования:

-   определить специфику внедерения системы контроллинга в российскую организацию;

-   определить особенности функционирования системы управления издательства;

-   определить принципы внедрения системы контроллинга в российское издательство;

-   определить этапы внедрения системы контроллинга в издательство.

Для успешного внедрения контроллинга в российскую организацию необходимо учесть специфику функционирования ее подсистем. Так, необходимо обратить внимание на следующие особенности контроллинга в российской организации [2]:

-   внедрение контроллинга в уже существующую систему управления;

-. отличие технологий и стандартов ведения управленческого учета.

Особенности функционирования системы управления российской организации медиаиндустрии позволяют определить ряд проблем адаптации зарубежных подходов к системе управления в российских реалиях:

-        технологические недоработки и возможная противоречивость данных для принятия управленческих решений;

-   сложная структура и несогласованность информационных систем в организации;

-   сложная экономическая ситуация как в отрасли печати, так и в отдельно взятой организации, что может повлечь финансовые и организационные трудности при внедрении системы контроллинга;

-   многофакторность процессов хозяйственной деятельности издательств;

-   конфликт интересов и моделей поведения среди высшего управляющего персонала;

-   различие системы взглядов управленческого персонала на принятия решений, сформированных в российских организациях.

Отдельно хотелось бы выделить проблему, с которой сталкиваются все исследователи медиаэкономических показателей – это нехватка достоверных и актуальных данных о состоянии российской медиандустрии. Речь идет, прежде всего, о количественных показателях отрасли в целом, ее секторов и отдельно взятых организациях. Причиной тому является стихийно поддерживаемая непрозрачность медиандустрии, которая выражается частным отсутствием публичной отчетности [6]. В связи с этим, достаточно сложно сделать выводы о состоянии систем управления в организациях данной отрасли, о целесообразности внедрения в них систем контроллинга, Поэтому этапы внедрения системы контроллинга для издательства будут разработаны с учетом целесообразности такого нововведения, и что важно стабильного финансового положения.

Опираясь на особенности адаптации западного подхода системы управления к российским условиям и особенности функционирования организаций медиаиндустрии, и в частности, издательств, перечислим принципы формирования системы контроллинга:

-   понятность структуры системы контроллига для всех ее участников (упрощенность);

-   подбор квалифицированных сотрудников на роль контроллеров;

-   обеспечение прямого подчинения службы контроллинга руководителю организации;

-   выделение отдела контроллинга как самостоятельное подразделение организации;

-   обеспечить полный доступ контроллеров к необходимой информации;

-   мотивация сотрудников службы в целях достижения общей стратегической цели организации;

-   выбор наиболее подходящего способа вовлечения службы контроллинга в структуру управления организацией.

Процесс внедрения контроллинга достаточно продолжителен и дорог: в западных компаниях на это уходит несколько лет. Как мы уже разобрались, ввиду специфики деятельности российских организаций установить точный срок вовлечения службы контроллинга в структуру управления сложно.

Тот факт, что внедрение этого новшества займет длительное время и отвлечет большие средства из бюджета организации, может отпугнуть многие российские компании, а недобросовестные способы консалтинговых компаний по внедрению ставят под сомнение о возможности внедрения службы контроллинга в отдельно взятой организации [3].Поэтому сотрудникам организации необходимо проводить всесторонний анализ возможностей проведения мероприятий по внедрению службы контроллинга и быть готовым к длительному и кропотливому процессу.

Вышеперечисленные особенности контроллинга безусловно влияют на количество, детализацию и последовательность этапов внедрения. Необходимо также отметить специфические характеристики планирования и бюджетирования в издательстве. В настоящее время затруднено применение принципов учета в полиграфических организациях, причинами выступают [4]:

-       линейно-функциональная схема управления издательства не позволяет в полной мере использовать контрольные функции бюджетов; 

-    затруднена организация центров ответственности в следствие специфичности взаимоотношений издательств и заказчиков;

-    в структуре управления отсутствует специальное подразделение, ответственное за разработку сводного бюджета.

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений издательства целесообразно создать сквозную систему бюджетов, которые прямо или косвенно связаны с планированием расходов, формирующих себестоимость полиграфических работ [4]:

-   бюджет фонда оплаты труда;

-   бюджет материальных затрат;

-   бюджет расходов на полиграфические работы;

-   бюджет потребления энергии;

-   бюджет амортизации амортизируемого имущества;- бюджет прочих расходов;

-    бюджет погашения кредитов;

-    налоговый бюджет.

Такая система полностью охватывает сферу финансовых расчетов издательства, а значимость бюджетирования в системе контроллинга зависит от типа издательства и особенностей его хозяйственной деятельности.

Составим общий алгоритм внедрения службы контроллинга в структуру управления издательства:

1.        Подготовительный этап

2.        Внедрение

3.        Эксплуатация системы и анализ проблем

Подготовительный этап. На подготовительном этапе принимается решение о внедрении контроллинга. Необходимо проанализировать финансово-экономические показатели, структуру управления, чтобы оценить целесообразность введения такой системы. Далее необходимо провести дифференциацию самых важных видов затрат издательства, имеющих наибольшее стоимостное значение.

Далее необходимо определить концепцию контроллинга, а именно, в каком виде он должен присутствовать в сложившихся внешних и внутренних условиях функционирования организации, например, контроллинг может быть децентрализован или централизован по центрам ответственности. Важной составляющей концепции является разработка годового плана:

-   составление годового плана для всего издательства;

-   определение целей и задач в соответствии с поставленным планом;

-   установление показателей годового плана для структурных подразделений издательства.

На основании годового плана для всего издательства необходимо составить годовые планы для подразделений и провести поквартальное планирование, учитывая риски планирования. Далее необходимо провести расчет основных показателей для калькуляции.

Основой системы контроллинга выступает оперативный учет и оперативные данные, т.е. данные предоставляемые в срок. Поэтому, чтобы повысить эффективность работы организации, она должна проходить в оперативном режиме.

Внедрение системы контроллинга. На данном этапе концепция дорабатывается и детализируется. Создается служба контроллинга, которая должна в оперативном режиме получать всю необходимую информацию от других подразделений для использования ее при принятии управленческих решений. Для эффективной работы всех подразделений и принятия, взвешенных и рациональных управленческих решений в службу контроллинга должны входить высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с данной системой.

Эксплуатация системы и анализ проблем. На данном этапе происходит оценка показателей эффективности управления в среде контроллинга (рассчитываются отклонения фактических значений от плановых по затратам, расходам и выручке издательства); дальнейшее вовлечение сотрудников организации в особенности функционирования  созданного отдела. Контроллерам необходимо устанавливать информационное сотрудничество с другими отделами для достижения улучшения экономической работы и решения возникших проблем интеграции.

Существующий практический опыт организации и внедрения системы контроллига в организациях медиаиндустрии и в частности - издательствах требует дальнейших исследований.

Комплексный подход к функционированию контроллинга в издательствах позволит создать единое информационное пространство, предоставление руководству необходимой аналитической информации в необходимых аспектах. Помимо этого контроллинг позволит повысить прозрачность организационной структуры и вовремя выявлять конфликтующие бизнес-единицы.

«Контроллинг создает для менеджера ту информационную базу, на достоверность которой можно положиться и строить на ней процесс принятия решений» [10].

 

Список литературы

 

 

1.        Ермоленко В.В. Эволюция контроллинга // Контроллинг. - 2011. - №4(41). С.20 – 28.

2.        Иванча Н.В. Проблемы внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - №2. С208- 216.

3.        Мельник Е. С. Особенности внедрения контроллинга на предприятии // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий,- 2012. — С. 132-134.

4.        Мерзликина Е.М., Бескоровайная С.А. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в полиграфии: Учебное пособие. - М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. 252 c.

5.        Мухина Е.Р. Взаимосвязь систем контроллинга, управленческого учета и управления затратами // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - №3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65342 (дата обращения: 20.03.2017).

6.        Панасенко М. Современное состояние медиаиндустрии // Вестник МГУП. -2013. - №4. С.37-41.

7.        Райхман Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели – разные пути и инструменты // Международный бухгалтерский учет. - 1999. - №1. С.26-36.

8.        Фалько С. Г. Контроллинг на промышленном предприятии (Под ред. Карминского А. М. и Фалько С. Г.). - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013. 746 c.

9.        Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. под ред. А.А. Турчака, М.Л. Лукашевича — М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.

10.     Экономический     лоцман     бизнес-морей.      [Электронный     ресурс].     URL:     https://www.eg- online.ru/article/59534/ (дата обращения: 24.05.2017).