Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

Инвестиционная привлекательность предприятия является непременным условием успешного функционирования предприятий любой организационно-правовой формы. Высокая инвестиционная привлекательность создает или укрепляет явные и скрытые преимущества перед своими конкурентами. За счет реализации инновационных проектов, расширения масштабов деятельности, организации новых производств в местах с более доступными сырьевыми возможностями и близостью потребителей конечной продукции, модернизации и технического перевооружения действующего производства ресурсосберегающими и  менее затратоемкими видами оборудования можно  значительно  повысить эффективность функционирования предприятия [6, 8].

Инвестиционная привлекательность является параметром, определяющим доступность привлечения инвестиционных ресурсов. К наиболее часто используемому источнику привлечения инвестиций относят кредитование. Возникает вопрос, что же является инструментом оценки результатов деятельности компании и своего рода информационным навигатором для ее руководства и потенциальных инвесторов.

Существует множество классификаций факторов, определяющих инвестиционную привлекательность. Например, их можно разделить на: производственно-технологические, ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные, а также экспортный потенциал, деловая репутация и другие. Каждый из вышеизложенных факторов может быть охарактеризован различными показателями, которые зачастую имеют одну и ту же экономическую природу. Другие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия, классифицируются на: формальные (рассчитываются  на  основании  данных  финансовой  отчетности);  неформальные  (компетентность руководства, коммерческая репутация и т.д.) [2, 9].

Болодурина М.П. и Рожкова В.В. в своем исследовании акцентируют внимание на анализе факторов, ограничивающих инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, к ним относят:

-   высокий процент коммерческого кредита;

-   уменьшение объемов государственной поддержки;

-   ограниченность рынков сбыта продукции;

-   недостаток собственных финансовых средств;

-   сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов;

-   инвестиционные риски;

-   неудовлетворительное состояние технической базы;

-   низкая прибыльность финансовых вложений в основной капитал;

-   неопределенность экономической ситуации в стране;

-   несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы.

Перечислив факторы влияния на инвестиционную привлекательность российских организаций, авторы отмечают, что ее снижение вызвано целым множеством обстоятельств перечисленных выше [1].

Зайцева Н.С. в своей научной работе также затрагивает вопросы, касающиеся факторов инвестиционной привлекательности предприятия. Автором выделяются следующие группы факторов: степень перспективной стабильности функционирования предприятия, степень применения инновационных решений в технологии производства и оборудования, система взаимоотношений предприятия с контрагентами и ожидаемая эффективность инвестиций. Первая группа факторов отражает прогнозируемые возможности сбыта продукции и обеспечения высокого уровня использования производственных мощностей предприятия, что является необходимым условием высокой эффективности инвестиций. Вторая группа факторов характеризует для инвестора потенциальные возможности предприятия обеспечить высокую конкурентоспособность намечаемой к выпуску продукции как по показателям ее качества, так и по прогнозируемому уровню цен. Третья группа факторов определяет эффективность функционирования объекта исследования в рамках его «делового окружения». Четвертая группа факторов непосредственно связанна с доходностью инвестиций и отдачей на вложенный капитал. Чаще всего оценка таких факторов производится на базе расчета приведенной стоимости будущих денежных доходов, полученных от вложения в то или иное предприятие [5].

Вместе с тем проблема оценки инвестиционной привлекательности в зависимости от организационно-правовой структуры компаний не получила должного решения как в теории, так и в практике. Отчасти это обусловлено сложностями структуры и спецификой функционирования самих непубличных компаний.

В частной экономической практике ООО является наиболее востребованной организационно- правовой формой среди коммерческих организаций.

Специфическая особенность инвестиционной привлекательности непубличной компании состоит, во-первых, в более низкой прозрачности финансовой и операционной информации. Во-вторых, при инвестировании в непубличные компании инвестор сталкивается с тем, что отсутствует ликвидный рынок, котировки которого обычно служат индикатором рыночной стоимости инвестиций [7].

Общество с ограниченной ответственностью характеризуется также тем, что текущее (оперативное) управление в обществе передается исполнительному органу, который назначается учредителями либо из своего числа, либо из числа иных лиц. За участниками общества сохраняются права по стратегическому управлению обществом, которые осуществляются ими путём проведения периодических общих собраний участников. В отличие от акционерных обществ компетенция общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью  может быть  расширена по усмотрению самих участников; также отдельным участникам могут быть предоставлены дополнительные права.

В отличие от акционерных обществ прибыль общества с ограниченной ответственностью может делиться между участниками общества не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и иным образом в соответствии с Уставом общества (если иной порядок предусмотрен Уставом) [3].

Каждый аналитик и инвестор может самостоятельно для себя производить отбор и группировку наиболее существенных факторов инвестиционной привлекательности, в обобщенном виде они отражены в таблице 1.



Таблица  1  –  Факторы,  характеризующие  инвестиционную  привлекательность  общества  с ограниченной ответственностью

Группа показателей

Перечень показателей

 

 

 

 

Отраслевые

-   отраслевая принадлежность хозяйствующего субъекта;

-   степень конкурентной борьбы;

-   состояние рынков, на которые компания выходит со своей продукцией;

-   степень монополизации отрасли, в которой работает компания;

-   наличие (отсутствие) потоков замещающей продукции;

-   возможности интернационализации;

-   стадия жизненного цикла отрасли;

-   инновационная активность компаний, входящих в отрасль;

-   барьеры входа и выхода.

 

 

 

Структура корпоративного управления

-   стабильность состава участников общества;

-   объем принадлежащих участникам прав - долей в уставном капитале общества;

-   опыт и компетентность руководящего персонала;

-   структура собственности компании: филиалы и представительства, доли участия в уставных капиталах дочерних и зависимых компаний;

-   возможность вхождения в консолидированную группу компаний.

 

 

 

 

 

 

Внутренние бизнес- процессы

-   наличие системы документооборота, охватывающей бухгалтерский,

налоговый, управленческий и финансовый учет;

-   наличие базы данных о финансово-хозяйственной и производственной деятельности компании за предыдущие отчетные даты;

-   степень информационной открытости компании;

-   наличие у компании актуального бизнес плана (долгосрочного/среднесрочного/краткосрочного),     соответствующего текущим масштабам деятельности;

-   уровень ценовой политики и ценовой конкуренции хозяйствующего субъекта;

-   риски, связанные с получением доходов.

 

 

 

 

 

 

 

Производственный потенциал бизнеса компании

-   наличие и срок действия лицензий и разрешений на осуществление

основной производственной деятельности;

-   запасы и основные виды источников сырья, используемых в основной деятельности;

-   эффективность работы основных и вспомогательных производственных фондов, их способность удовлетворять требованиям компании;

-    возможность расширения основной производственной деятельности, обновления фондов;

-   степень уникальности и ограниченность доступа используемых в

производстве материалов;

-   качество продукции, выпускаемой хозяйствующим субъектом;

-   износ и обновление основных фондов;

-   уникальность технологического оборудования.

 

 

 

 

Финансово- экономическое состояние компании

-   структура активов и пассивов;

-   наличие в структуре активов непрофильных и неликвидных активов;

-   наличие скрытых убытков (потерь);

-   экономическая добавленная стоимость (EVA);

-   средневзвешенная цена капитала (WACC);

-   денежный поток;

-   показатели оценки текущей ликвидности;

-   показатели оценки обеспеченности собственными средствами;

-   показатели оценки способности восстановления (утраты) платежеспособности;

-   объемы продаж;

- себестоимость продукции, работ, услуг.

 

 

 

Конкурентная среда

-   доля рынка, занимаемая компанией;

-   сильные и слабые стороны конкурентов;

-   конкурентные преимущества и рыночные перспективы рассматриваемой компании;

-   конкурентоспособность продукции, выпускаемой компанией.

 

 

 

Система взаимоотношений

компании с контрагентами

-   наличие у компании налаженных взаимосвязей с поставщиками;

-   наличие диверсифицированной структуры сбыта;

-   положительная/отрицательная кредитная история компании;

-   положительная/отрицательная деловая репутация хозяйствующего субъекта;

-   наличие доли государственного участия;

-   степень зависимости от внешних инвесторов и кредиторов;

-   величина спроса на продукцию компании на мировом рынке;

-   величина дебиторской и кредиторской задолженности.

 

 

Эмиссионные возможности

-   облигации (именные и на предъявителя);

-   сберегательные (депозитные) сертификаты;

-   опцион эмитента;

-   российская депозитарная расписка;

-   жилищный сертификат.

 

Рассмотрим более подробно приведенные выше группы показателей.

Важнейшей характеристикой компании при оценке инвестиционной привлекательности выступает ее отраслевая принадлежность. Если хозяйствующий субъект относится к приоритетной с инвестиционной точки зрения отрасли, то он будет являться первостепенным объектом для инвестиций и иметь хороший потенциал роста в будущем. Компания является также высокопривлекательной, если ее продукция не имеет аналогов по характеристикам полезности.

Влияние корпоративной структуры на формирование инвестиционной привлекательности предприятия значительно сильнее фактора организационной структуры управления. Это влияние усиливается, когда компания владеет высоколиквидной собственностью: долгосрочными финансовыми вложениями, долями участия и т. д. Чем более ликвидными активами владеет компания, тем выше рыночная стоимость ее акций.

Группа факторов «Внутренние бизнес-процессы» характеризует для инвестора потенциальные возможности предприятия обеспечить высокую конкурентоспособность намечаемой к выпуску продукции как по показателям ее качества, так и по прогнозируемому уровню цен.

Все более важную роль играет такой аспект как информационная прозрачность, которая минимизирует корректировки показателей и искажение реального положения дел, положительно сказывается на инвестиционной привлекательности компании.

Также при рассмотрении данной группы факторов особое внимание следует уделить планам развития предприятия. Информацию о дальнейших планах развития предприятия найти крайне сложно, однако, если предприятие заинтересовано в повышении своей инвестиционной привлекательности, такая информация находится в свободном доступе. Поэтому для аналитика или инвестора крайне важной задачей является выяснение объективных и реальных планов развития предприятия, а также информации касательно наличия у объекта исследования производственной базы для реализации поставленных задач.

Конкурентная среда вокруг компании-эмитента оказывает существенное влияние на оценку инвестиционной привлекательности предприятия. Однако, это влияние происходит не прямо, а косвенно: чем выше конкуренция, тем уже сегмент рынка, который компания может охватить своей деятельностью и тем меньше потенциальные, а иногда и реальные доходы компании.

Многое зависит от того, в какой рыночной нише и каким видом деятельности занимается компания. В некоторых случаях, даже если компания занимает небольшую долю рынка – она может процветать. И наоборот – если компания занимает монопольное положение – это не всегда означает,  что ее бизнес является высокоприбыльным. Анализ производственной практики показывает, что высокий уровень монополизации отрасли со стороны предприятия-эмитента (потенциального объекта инвестирования) является существенным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность предприятия.

Производственный потенциал бизнеса компании является одним из основных факторов, определяющих возможность, перспективу и горизонт развития бизнеса. Он показывает существенное влияние на формирование инвестиционной привлекательности предприятия.

Помимо указанных выше факторов необходимо определить особенности используемых в производстве материалов, степень их уникальности и ограниченность доступа. Также необходимо дать четкую характеристику установившимся взаимоотношениям с поставщиками и покупателями, а соответственно: оценить качество дебиторской и кредиторской задолженности, установить наличие просрочек.

Финансово-экономическое состояние принято оценивать с помощью методов финансового анализа, которые не являются предметом статьи. Необходимо отметить, что не все аспекты финансово- хозяйственной деятельности можно оценить с помощью методов и коэффициентов финансового анализа.

Такая группа факторов как «Система взаимоотношений предприятия с контрагентами» определяет эффективность функционирования объекта исследования в рамках его «делового окружения». Благоприятно влияет на инвестиционную привлекательность высокая доля собственного капитала в общем объеме капитала компании, что свидетельствует о большей устойчивости к кризисным явлениям. Положительным фактором является поддержка государства в реализации инвестиционно-финансовой стратегии компании, особенно в периоды кризисов. Как правило, наличие доли государственного участия позволяет рассчитывать на дополнительное финансирование в неблагоприятной ситуации.

ООО вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах. ООО вправе размещать облигации на сумму, не превышающую размера его уставного капитала или величины обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами с целью гарантировать выполнение обязательств перед владельцами облигаций, размещение обществом облигаций допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества [4, 10].

Таким образом, совокупность факторов инвестиционной привлекательности для непубличных компаний намного уже, чем для публичных, а управление ими, заключающееся в контроле, анализе и по возможности в воздействии, особенно важно, так как от этого зависят масштабы привлекаемого финансирования, а значит и перспективы развития.

Список литературы

 

1.       Болодурина, М.П. Анализ факторов инвестиционной активности хозяйствующих субъектов / М.П. Болодурина, В.В. Рожкова // Экономика и юриспруденция: теория и практика: материалы V международной научно-практической конференции. – С-П.: Научный журнал «Globus», 2016. - С. 55-58

2.       Болодурина М.П. Поликритериальная оценка эффективности деятельности непубличной компании в   российских условиях / М.П. Болодурина, Ю.С. Андреева // Вестник Оренбургского государственного университета, № 14(175). - Оренбург: ОГУ, 2014. - С. 278-284. http://artlib.osu.ru/web/books/article_all/8105_20150601.pdf

3.        Википедия, Общество с ограниченной ответственностью (электронный ресурс) https://vk.cc/6AyS0Y

4.        Выпуск облигаций в ООО (электронный ресурс) https://vk.cc/6Cur59

5.        Зайцева Н.С., Некоторые методические рекомендации по разработке экспертной оценки качественных факторов инвестиционной привлекательности предприятия (электронный ресурс) http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Zaitseva.pdf

6.        Инвестиционная активность российских промышленных предприятий в 2016 году – М.: НИУ ВШЭ,2017. – 12 с.

7.        Инвестиции  в  непубличные  компании:  риски,  оценка,  доходность  (электронный  ресурс)http://www.rcb.ru/rcb/2010-03/42959/

8.        Инвестиционная привлекательность организации / Ю.А. Лобова // Евразийский научный журнал, 2016. № 11. - С. 43-45.

9.        Оценка инвестиционной привлекательности отечественных предприятий / Ю.А. Анищенко // СибГАУ, г. Красноярск, РФ (электронный ресурс) http://science- bsea.bgita.ru/2008/ekonom_2008/anishenko_ocenka.htm

10.    Федеральный Закон РФ от 08.02.98 № 14-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью (электронный ресурс) http://ivo.garant.ru/#/document/12109720:0