Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ В ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2018г.

Стратегическая задача России – построение гражданского общества, одним из главных признаков которого является наличие развитой системы самоуправления и высокой степени общественного сознания. Государствозаинтересовано в мотивациинаселения к инициативной публичной деятельности, к вовлечению личностного потенциала в решение общественно значимых проблем[1]. Это позволяет создавать устойчивые и осмысленные программы и проекты социально-экономического развития, действительно востребованные населением и ориентированные на его потребности.

Такой подход, называемый «соучаствующее проектирование», наиболее популярен в США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Японии. По инициативам горожан и при тесном сотрудничестве с органами власти создаются инновационные городские общественные площадки, реконструируются заброшенные территории, развивается малый бизнес и индивидуальное предпринимательство.

Наша гипотеза состоит в том, что анализ, систематизация и обобщение первого отечественного опыта активного вовлечения населения в реализацию социальных национальных программ и проектов позволяет выявить ключевые механизмы и инструменты наиболее продуктивных и эффективных технологий публичного управления. Целью исследования является определение возможности дальнейшего улучшенияреализуемых практик организации взаимодействия власти и населения в целях активизации потенциала неравнодушных граждан и общественных групп. Объектом исследования выступили результаты деятельности российских муниципалитетов по реализации проектов по благоустройству территории в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды».

Для достижения цели решались следующие три задачи, а именноопределить: а) основные направления деятельности муниципалитетов по вовлечение населения в обсуждение, выработку инициативных решений и участие в их реализации в целях развития муниципального сообщества; б) основные принципы организации эффективного взаимодействия органов исполнительной власти  и населения муниципалитетов в решении публичных проблем; в) распределение ролей участников партнерского взаимодействия.

Население любого поселения выступает заинтересованной стороной в практическом воплощении программ и проектов по улучшению качества жизни. Оно представлено различными группами, выполняющими конкретные роли, например горожанами, на которых могут непосредственно повлиять результаты принимаемых решений, местные жители, городские сообщества, активисты, предприниматели, инвесторы, собственники недвижимости, администрации градообразующих предприятий. Поэтому процесс вовлечения населения в партнерское взаимодействие начинают с выявления сторон, которым небезразличен конечный результат и чьи интересы следует учитывать.

В ходе административной реформы администрации муниципалитетов активно осваивают стейкхолдерский подход в управлении, накопленные разработки в банковском и промышленном секторах экономики, в частности в бизнес-планированиии социальном проектировании [2]. Это сокращает время на развитие компетенций ответственных специалистов.

Опыт российских муниципалитетов (Курск, Волгоград, Киров, Казань) свидетельствует о возможности пассивного и активного вовлечения населения в разработку и реализацию программ, что во многом определяется их инициатором (рис. 1). Если администрация муниципалитета и приглашенные ею эксперты принимают решения самостоятельно, то такой самый неэффективный уровень называют «информированием», если они собирают мнения общественных групп и с учетом этого принимают решения,  то  это  уже  «консультирование».  Более  публичными  являются  уровни  «вовлечения»  и «делегирования», когда горожане вовлекаются не только в обсуждение, но и в процесс принятия решений, получают определенные полномочия в реализации программ. Наиболее эффективен уровень «партнерства»





Распределение ролей между группами заинтересованных сторон в успешной реализации муниципальных программ представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение ролей между заинтересованными сторонами

 

Представители

Роль в проекте

Экономические субъекты

-   собственники и арендаторы земельных

участков, зданий, помещений на террито- риимуниципального образования

-   предприниматели, заинтересованные в

развитии территории муниципалитета

-   девелоперы близлежащих территорий

1. Декларируют и отстаивают собственные

интересы, направленные на капитализа-цию бизнеса, территории, собственности

2. Участвуют в формировании сценариев развития

и экономической активности

Политические субъекты

-   администрации муниципалитетов

-   региональные органы власти

-   депутаты представительных органов

1. Инициируют или курируют проект

2. Могут выступать модератором обсуждений проекта

Профессионалы и эксперты

- архитекторы и ландшафтные дизайнеры

- специалисты: инженеры, экологи, социологи, антропологи, урбанисты

-   краеведы и историки

-   культурологи

1. Участвуют в предпроектныхработах и разработке

программ и проектов

2. Помогают повысить качество решений, реализуя междисциплинарный подход

3. Консультируют и дают экспертное заключение

по профильным вопросам

Резиденты

-   жители конкретного муниципалитета

-   объединения ТОС и представители ТСЖ

-   представители организаций

1. Представляют свои групповые интересы

2. Любые изменения будутвлиять на людей, живущихна территории муниципалитета

Непосредственные пользователи территории

- жители домов, расположенных на территории

муниципального образования

- пользователи объектов социальной и культурной инфраструктуры, расположен-ных на прилегающей территории

-   туристы, отдыхающие, посетители и гости

1. «Неплатежеспособные» заказчики, влияющие на

принятие решений

2. Выступают за сохранение ценностей

3. Обладают уникальным знанием и пользовательским опытом, позволяющим повысить эффективность решений

благоустраиваемой территории муниципального

образования

3. Декларируют интересы, обусловленные

пользовательским опытом и запросомна разные инфраструктурные объекты

Горожане, заинтересованные в городском развитии

-заинтересованные жители и активисты

-представители городских сообществ и общественных объединений,

-   протестные группы

1. Выражают свою активную позицию через

гражданские инициативы

2. Могут определять содержание проекта, используя компетенции, знания и ресурсы

Представители градообразующего предприятия

Руководство и собственники градообра-зующих

предприятий, на которыхзанята значительная часть горожан, из-за чего оносильно влияет на занятостьнаселения, инфраструктуруи социальные проблемы

1. Выступают партнером и оказывают финансовую

поддержку в проектах

2. Влияют на процессы формирования городской инфраструктуры

3. Влияют на муниципальную политику

 

За последние три года многие субъекты федерации и администрации городов накопили положительный опыт в части вовлечения населения в совместные проекты[3].Анализ этого опыта позволяет оценивать возможности дальнейшего развития практики взаимодействия государства, бизнеса и общества (таблица 2).

Таблица 2. Основные направления организации взаимодействия органов власти и населения и

возможные пути их развития

 

 

Реальная практика

Возможное развитие

1. Выбирать наиболее удобные способы участия

горожан в информировании и обсуждении, в т.ч. представлять программы на электронных сайтах администраций муниципалитетов

1. Не реализован потенциал социальных сетей и

сайтов администраций

2. Активно представлять информацию на специализированных форумах

2. Налаживать партнерские связи с местными НКО,

городскими сообществами и экспертными группами, обладающими необходимыми компетенциями, формируя внешнюю платформу для взаимодействия между самими горожанами

1. Создавать локальные (в пределах

микрорайонов) центры общественного контроля за состоянием хода проектов

2. Более активно вовлекать известные НКО – Совет ветеранов, Красный крест, комитет женщин, молодежные советы

3. Налаживать обратную связь - собирать отзывы от

заинтересованных сторон по итогам реализации проекта и совместно оценивать

результаты эффективность принятых решений

1. Разработать типовую форму отзыва.

2. Согласовать ключевые показатели (не более 5) результативности программ

3. Периодически организовывать телемосты , прямые и «горячие линии»

 

Изучение методических рекомендаций по проектам благоустройствагородских территорий позволило нам определить основные принципы выстраивания эффективного партнерского взаимодействия:

1.    Простота, открытость и доступность информации. Человек будет инициативен и лично заинтересован, если будет знать подробности намечаемой деятельности органов власти: цели, задачи, сроки, условия реализации проектов и программ, источники и размеры вовлекаемых ресурсов, последствия и результаты. Он должен понимать, как и насколько может каждый горожанин повлиять на результаты проектов, на каком этапе и как именно может поучаствовать в деятельности. Важно иметь доступ к отчетам, экспертным заключениям, результатам социологических опросов и публичных слушаний.

2.     Одинаковые условия участия для всех стейкхолдеров. В партнерских отношениях власти и населения не должно быть «избранных» или «удобных» участников, потому что такие соглашения горожане воспринимают как элитарное меньшинство. Правоучаствовать врешенииь общественно значимых задач должно быть у всех местных жителей, несмотря на конфликты интересов.

3.    Участие граждан на ранних этапах реализации программы (проекта). Вовлечение граждан в совместную деятельность на ранних этапах (выработка видения, формулирование цели и задач, выбор территории, обоснование инструментов реализации) открывает для них реальные возможности обеспечить учет общественных запросов и повлиять на конечный результат.

4.      Гибкие условия партнерского взаимодействия. У неравнодушных горожан должна быть возможность с разной степенью в удобной для себя форме вовлекаться в процесс разработки и реализации муниципальных или региональных программ и проектов. Это могут быть опросы, общественные слушания, интервью, фокус-группы, мастерские по разработке дизайн-проекта, проектные семинары, встречи и общественные обсуждения. Современные информационные технологии, или онлайн-форматы, взаимодействия с населением (интерактивные сайты, специальные приложения, опросы, группы в социальных сетях)учитывают мотивацию, предпочтительные формы коммуникации и возможность следить за ходом проекта, обсуждать на форумах и участвовать в голосованиях, т.е. более активно включаться в процесс принятия ответственных решений.

5.   Реальный результат участия. Гражданская инициатива означает готовность человека вкладывать собственные ресурсы в совместную работу (время, имущество, финансы, компетенции, интеллект, эмоции). Участники должны видеть, как их решениявлияют на общий результат.

Таким образом, в партнерском взаимодействии власти и населения важно согласовывать и балансировать цели и индивидуальные интересы участников, создавать условия для достижения ими конкретного положительного результата, чтобы сохранять доверие и мотивацию.

 

Список литературы

 

1. Чиркин В.Е. Публичное управление. Учебник. М.: Юристъ, 2004. -475 с.

2. Крупина Н.Н. Стейкхолдерский подход в бизнес-планировании //Экономический анализ: теория и практика, 2015. - № 24. - С.12 -32.

3. Вовлечение жителей в проекты благоустройства. Методические рекомендации по реализации проектов повышения качества среды моногородов. НКО «Фонд развития моногордов». М.: ООО «КБ Стрелка», 2018. – 16 с.