25 июня 2017г.
Легкая промышленность является традиционной отраслью мирового хозяйства, занимая 5,7% от общей доли мирового производства. При этом в России легкая промышленность остается одним из аутсайдеров производства, занимая 11 и 12 места, среди 14 обрабатывающих отраслей экономики (рисунок 1). Объем ВВП российской легкой промышленности составляет 0,9%, отрасль обеспечивает лишь 25% внутреннего рынка, 75% составляет импорт. В статье выявлены основные проблемы российской легкой промышленности, предложены возможные пути решений, указаны меры предпринятые правительством в отношении улучшения состояния отрасли.Последние два года были непростыми для российской экономики, в частности для легкой промышленности. Если в 2009 -2013 годы легпром показывал
в основном положительную динамику, то в 2015 году наблюдалось
падение производства, так текстильная подотрасль потеряла 6,4%, швейная – 3,14%, кожевенная – 6,6%, обувной – 19,1%. Особенно пострадал сектор B2C. Санкции и девальвация рубля болезненно отразились на российских предприятиях, зависящих от импортных материалов и оборудования.[1] Однако в 2016 году вновь наметился рост. К концу прошлого года швейное производство возросло на 4,5%, а кожевенное на 6% (выпуск готовой продукции на 15%) [1].
При наличии положительных тенденций в отрасли остаются проблемы, требующие скорейшего решения [2]:
1)
заметное отставание технической
и
технологической
базы,
недостаточное
оснащение современным оборудованием и системами автоматического проектирования (САПР);
2)
устаревшее оборудование и относительно низкий уровень использования мощностей,
3)
отсутствие комплексного подхода по ресурсосбережению и, как следствие неконкурентноспособность российской
готовой продукции из-за высокой добавленной стоимости [4];
4)
зависимость от качества и стоимости импортного сырья, тканей, материалов, текстильных веществ, красителей и оборудования;
5)
низкий уровень инвестиционной деятельности, отсутствие должного финансирования со стороны
государства, необходимого для технической модернизации
предприятий отрасли и внедрения инновационных проектов [3];
6)
отсутствие доступных кредитов, льгот; область не является приоритетной для банковской системы [1];
7)
отсутствие научно-технической базы по разработке инновационных проектов;
8)
несоответствие общемировым модным тенденциям, отставание составляет как минимум 2-3 года;
9)
несогласование ассортимента и качества
продукции спросу отечественного и мирового рынка;
10)
низкий уровень
управления и менеджмента, слабая работа маркетологов, отсутствие четкого выявления сегментов покупателей;
11)
недостаточная мобильность на крупных предприятиях, сравнительно низкая производительность труда[8];
12)
теневое производство и нелегальный импорт продукции;
13)
некомпетентная кадровая политика, а также низкий уровень оплаты труда и тяжелые условия, сдерживают приток молодежи [3].
Проблемы российской легкой промышленности имеют системный характер и связаны,
в первую очередь, с тем, что исторически отрасль не являлась приоритетной.
Среди решений принятых российским правительством в целях поддержки легкой промышленности наиболее эффективными стали следующие меры[6]:
1 .По инициативе Минпромторга был введен временный запрет на вывоз кожевенного полуфабриката (мера позволила повысить выпуск готовой продукции на российских предприятиях);
2
.Был введен запрет на использование иностранной продукции легкой промышленности при изготовлении государственных заказов. Это позволяет поддержать в наибольшей степени пострадавшую швейную подотрасль. Кроме того данное решение правительства позволяет снять зависимость других стратегически важных отраслей от импортной продукции. (Министерство обороны, медицина, дорожное строительство, сельское хозяйство и др.)
3. В 2014 году Протоколом заседания комиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции была утверждена Концепция системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции»;
4. Cоздана рабочая группа по запуску Системы
при Минпромторге
России,
в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти, ассоциаций российских производственных предприятий, союзов товаропроводящих организаций, ведущих научных организаций и потребительских объединений; Разработаны документы Системы, утвержден перечень первоочередной продукции, для каждого
вида
продукции (5 товарных категорий
легкой промышленности)
разработаны
стандарты
Системы; В рамках Всероссийского открытого конкурса выбрано изображение Системы – «российского знака качества»; Разработан брендбук Системы, концепция продвижения Системы в СМИ.
5. Введены
правила предоставления
субсидий из
федерального бюджета организациям
легкой промышленности
6. Создана программа Open Russian Fashion, предназначенная для продвижения российских производителей и дизайнеров в Китае и Италии.
По мнению представителей российского легпрома принятых правительством решений недостаточно для должной поддержки отрасли, оказавшейся в критическом состоянии[7]. Необходимо найти решение по проблемам указанным выше и создать необходимые условия для российской продукции, в частности предлагается:
повышение ввозных пошлин на готовые импортные товары легкой
промышленности;
снижение и в некоторых случаях полное обнуление таможенной платы на ввозимое оборудование;
обеспечение предприятий льготным кредитованием;
восстановление
системы подготовки квалифицированных кадров, программ обучения на предприятиях, а также достойных условий и оплаты труда для стимулирования молодых специалистов, возможности для миграции кадров;
увеличение мобильности производства за счет создания небольших предприятий (на 30-40 человек), способных быстро реагировать на изменения потребностей внутреннего и мирового рынка;
создание эффективной системы маркетинга и продвижения продукции российской легкой промышленности.
Таким образом, можно отметить большие перспективы создавшиеся для развития российского легпрома. В условиях подешевевшего рубля у России появились реальные возможности занять определенную нишу на мировом рынке экспорта товаров легкой промышленности с высокой добавленной стоимостью; Так, например, российские производители могли бы заняться выпуском одежды специального назначения, в России значительное недопотребление этого вида продукции.
Также крайне важно создать инвестиционную привлекательность отрасли. Для этого требуется[8]:
1) Мониторинг общемирового рынка и анализ внешней ситуации рынка, российская модная индустрия заметно отстает от лидеров отрасли. Необходимо продвигать молодых дизайнеров, знакомить потребителей с отечественной продукцией через СМИ и интернет. На данном этапе модная продукция может удовлетворить лишь консервативный сегмент покупателей.
2) Создание научной базы для дальнейшего развития легкой промышленности. Отечественное производство во многом зависит от импортных материалов, химических реагентов и оборудования,
научно- техническая отсталость данной является серьезной проблемой. Нужно целенаправленно развивать инновации в легкой промышленности, многие из научно-технических разработок не получили достаточное финансирование и остались на начальной стадии[8].
Список литературы
1.Всемирный форум легкой промышленности. http://forumlp.ru/legkaya-promyshlennost-odna-iz-ne/
2. Системные проблемы легкой промышленности российской федерации, причины их возникновения. Характеристики проблем и причин их возникновения. http://www.studfiles.ru/preview/5255077/page:4/
3. Ибрагимова Н.У.. Галина Г.Р. Перспективы развития легкой промышленности в России. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции/ Уфа, Алтерна, 2015 – Ч.I, С.32- 36б
4. Рашева О.А.,Петряшова М.В. Ресурсосберегающая политика – преимущество в условиях рыночной экономики/ О.А.Рашева, Петряшова
М. В. - Омский государственный технический университет дизайна и технологий, 2016. - № 8-4, стр. 505 -508.
5. Карасев П. А. Зарубежный опыт инновационного развития легкой промышленности – секреты успеха в глобальной конкуренции/ П.А. Карасев – М: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011. -№ 11, стр 142-145.
6. Минпромторг: Легкая промышленность http://minpromtorg. gov.ru/activities/industry/otrasli/legprom/
7.Текстильная промышленность. https://www.dp.ru/a/2015/05/21/ Proizvoditeli_zashivajutsja
8. http://revolution.allbest.ru/economy/00322168_0.html