Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

Легкая промышленность является традиционной отраслью мирового хозяйства, занимая 5,7% от общей доли мирового производства. При этом в России легкая промышленность остается одним из аутсайдеров производства, занимая 11 и 12 места, среди 14 обрабатывающих отраслей экономики (рисунок 1). Объем ВВП российской легкой промышленности составляет 0,9%, отрасль обеспечивает лишь 25% внутреннего рынка, 75% составляет импорт. В статье выявлены основные проблемы российской легкой промышленности, предложены возможные пути решений, указаны меры предпринятые правительством в отношении улучшения состояния отрасли.Последние два года были непростыми для российской экономики, в частности для легкой промышленности. Если в 2009 -2013 годы легпром показывал в основном положительную динамику, то в 2015 году наблюдалось падение производства, так текстильная подотрасль потеряла 6,4%, швейная – 3,14%, кожевенная – 6,6%, обувной – 19,1%. Особенно пострадал сектор B2C. Санкции и девальвация рубля болезненно отразились на российских предприятиях, зависящих от импортных материалов и оборудования.[1] Однако в 2016 году вновь наметился рост. К концу прошлого года швейное производство возросло на 4,5%, а кожевенное на 6% (выпуск готовой продукции на 15%) [1].

При наличии положительных тенденций в отрасли остаются проблемы, требующие скорейшего решения [2]:

1)                   заметное отставание технической и технологической базы, недостаточное оснащение современным оборудованием и системами автоматического проектирования (САПР);

2)                   устаревшее оборудование и относительно низкий уровень использования мощностей,

3)                   отсутствие      комплексного      подхода     по      ресурсосбережению     и,      как      следствие неконкурентноспособность российской готовой продукции из-за высокой добавленной стоимости [4];

4)                   зависимость от качества и стоимости импортного сырья, тканей, материалов, текстильных веществ, красителей и оборудования;

5)                   низкий уровень инвестиционной деятельности, отсутствие должного финансирования со стороны  государства, необходимого для  технической  модернизации предприятий  отрасли  и внедрения инновационных проектов [3];

6)                   отсутствие доступных кредитов, льгот; область не является приоритетной для банковской системы [1];

7)                   отсутствие научно-технической базы по разработке инновационных проектов;

8)                   несоответствие общемировым модным тенденциям, отставание составляет как минимум 2-3 года; 

9)                   несогласование ассортимента и качества продукции спросу отечественного и мирового рынка;

10)                низкий уровень управления и менеджмента, слабая работа маркетологов,  отсутствие четкого выявления сегментов покупателей;

11)                недостаточная мобильность на крупных предприятиях, сравнительно низкая производительность труда[8];

12)                теневое производство и нелегальный импорт продукции;

13)                некомпетентная кадровая политика, а также низкий уровень оплаты труда и тяжелые условия, сдерживают приток молодежи [3].

Проблемы российской легкой промышленности имеют системный характер и связаны, в первую очередь, с тем, что исторически отрасль не являлась приоритетной.

Среди решений принятых российским правительством в целях поддержки легкой промышленности наиболее эффективными стали следующие меры[6]:

1 .По инициативе Минпромторга был введен временный запрет на вывоз кожевенного полуфабриката (мера позволила повысить выпуск готовой продукции на российских предприятиях);

2 .Был введен запрет на использование иностранной продукции легкой промышленности при изготовлении государственных заказов. Это позволяет поддержать в наибольшей степени пострадавшую швейную подотрасль. Кроме того данное решение правительства позволяет снять зависимость других стратегически важных отраслей от импортной продукции. (Министерство обороны, медицина, дорожное строительство, сельское хозяйство и др.)

3. В 2014 году Протоколом заседания комиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции была утверждена Концепция системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции»;

4. Cоздана рабочая группа по запуску Системы при Минпромторге России, в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти, ассоциаций российских производственных предприятий, союзов товаропроводящих организаций, ведущих научных организаций и потребительских объединений; Разработаны документы Системы, утвержден перечень первоочередной продукции, для каждого вида продукции (5 товарных категорий      легкой промышленности) разработаны стандарты

Системы; В рамках Всероссийского открытого конкурса выбрано изображение   Системы – «российского знака качества»; Разработан брендбук Системы, концепция продвижения Системы в СМИ.

5.     Введены правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям легкой промышленности

6.     Создана программа Open Russian Fashion, предназначенная для продвижения российских производителей и дизайнеров в Китае и Италии.

По мнению представителей российского легпрома принятых правительством решений недостаточно для должной поддержки отрасли, оказавшейся в критическом состоянии[7]. Необходимо найти решение по проблемам указанным выше и создать необходимые условия для российской продукции, в частности предлагается:

повышение ввозных пошлин на готовые импортные товары легкой промышленности;

снижение и в некоторых случаях полное обнуление таможенной платы на ввозимое оборудование;

обеспечение предприятий льготным кредитованием;

восстановление системы подготовки квалифицированных  кадров, программ обучения на предприятиях, а также достойных условий и оплаты труда для стимулирования молодых специалистов, возможности для миграции кадров;

увеличение мобильности производства за счет создания небольших предприятий (на 30-40 человек), способных быстро реагировать на изменения потребностей внутреннего и мирового рынка;

создание эффективной системы маркетинга и продвижения продукции российской легкой промышленности.

Таким образом, можно отметить большие  перспективы создавшиеся для  развития российского легпрома. В условиях подешевевшего рубля у России появились реальные возможности занять определенную нишу на мировом рынке экспорта товаров легкой промышленности с высокой добавленной стоимостью; Так, например, российские производители могли бы заняться выпуском одежды специального назначения, в России значительное недопотребление этого вида продукции.

Также крайне важно создать инвестиционную привлекательность отрасли. Для этого требуется[8]:

1)     Мониторинг общемирового рынка и анализ внешней ситуации рынка, российская модная индустрия заметно отстает от лидеров отрасли. Необходимо продвигать молодых дизайнеров, знакомить потребителей с отечественной продукцией через СМИ и интернет. На данном этапе модная продукция может удовлетворить лишь консервативный сегмент покупателей.

2)     Создание научной базы для дальнейшего развития легкой промышленности. Отечественное производство во многом зависит от импортных материалов, химических реагентов и оборудования, научно- техническая отсталость данной является серьезной проблемой. Нужно целенаправленно развивать инновации в легкой промышленности, многие из научно-технических разработок не получили достаточное финансирование и остались на начальной стадии[8].

 

Список литературы

 

1.Всемирный форум легкой промышленности. http://forumlp.ru/legkaya-promyshlennost-odna-iz-ne/

2.    Системные проблемы легкой промышленности российской федерации, причины их возникновения. Характеристики проблем и причин их возникновения. http://www.studfiles.ru/preview/5255077/page:4/

3. Ибрагимова Н.У.. Галина Г.Р. Перспективы развития легкой промышленности в России. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции/ Уфа, Алтерна, 2015 – Ч.I, С.32- 36б

4. Рашева О.А.,Петряшова М.В. Ресурсосберегающая политика – преимущество в условиях рыночной экономики/ О.А.Рашева, Петряшова М. В. - Омский государственный технический университет дизайна и технологий, 2016. - № 8-4, стр. 505 -508.

5. Карасев П. А. Зарубежный опыт инновационного развития легкой промышленности – секреты успеха в глобальной конкуренции/ П.А. Карасев – М: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011. -№ 11, стр 142-145.

6. Минпромторг: Легкая промышленность http://minpromtorg. gov.ru/activities/industry/otrasli/legprom/

7.Текстильная промышленность. https://www.dp.ru/a/2015/05/21/ Proizvoditeli_zashivajutsja

8.    http://revolution.allbest.ru/economy/00322168_0.html