Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2015г.

    В настоящее время в стране реализуется Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, которая в сфере электроэнергетики характеризуется следующими проблемами:

1.      Благодаря  более  сильному,  чем  ожидалось,  экономическому росту,  спрос  на  электроэнергию увеличивался быстрее прогнозных значений.

2.      Вместе с тем, темпы ввода в эксплуатацию новых генерирующих объектов были существенно замедлены по сравнению с прогнозными значениями, и потому не в должной степени соответствовали запросам развивающейся экономики [2,3].

     За данный период завершены работы по первому этапу процесса реформирования отрасли электроэнергетики, в ходе которого образована управляющая атомными электростанциями единая генерирующая компания- открытое акционерное общество "Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях". Прекращена деятельность открытого акционерного общества "РАО "ЕЭС России". На его основе образована группа независимых компаний, в составе 6 оптовых генерирующих компаний, 14 территориальных генерирующих компаний, открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", открытое акционерное общество "РусГидро", открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы", открытое акционерное общество "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний", открытое акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока" (для управления электроэнергетикой Дальнего Востока), открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО ЕЭС" (для реализации экспорта-импорта электроэнергии), энергосбытовые компании, а также ряд научных, проектных, сервисных и ремонтных организаций.

    Построена коммерческая инфраструктура оптового рынка электрической энергии (мощности).

    Создан коммерческий оператор оптового рынка электроэнергии - открытое акционерное общество "Администратор торговой системы" и создана саморегулируемая организация, объединяющая субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической и тепловой энергии.

    Таким образом, был начат процесс установления и развития конкуренции на оптовом рынке электрической энергии (мощности), который предусматривал поэтапный отказ от государственной политики регулирования цен на электроэнергию к рыночному ценообразованию для всех потребителей, за исключением населения [2,3].

    В соответствие с разработанной автором [1] модели управления электроэнергетикой реформа российской энергетики стартовала в 2003 году при наличии низких значений эндогенных и экзогенных показателей эффективности.

    Эндогенная эффективность электроэнергетической отрасли характеризуется долей эффективных издержек в общих издержках на производство. К эффективным относятся издержки, необходимые для выполнения основной цели функционирования электроэнергетики в национальном хозяйстве и являющиеся одновременно неэкономическими критериями оптимальности деятельности отрасли.

    Параметры эндогенной эффективности электроэнергетики рассматриваются одновременно с параметрами производственного цикла отрасли, влияющими на итоговую цену товара.

    К ним относятся затраты на производство (генерацию) 1 кВтч электроэнергии, которые зависят от следующих факторов:

− структуры генерационных мощностей;

− себестоимости     производства            электроэнергии              по      каждому          виду       генерации,           зависящая          от технологических особенностей, стоимости топлива и износа производственных мощностей;

− коэффициента использования установленной мощности электростанций, влияющего на долю условно- постоянных издержек в структуре себестоимости.

К параметрам экзогенной эффективности электроэнергетики относятся два основных критерия:

− электроемкость валового регионального продукта (ВРП) либо валового внутреннего продукта (ВВП) (доля затрат на электроэнергию в интегральной цене произведенной в рамках региона либо государства продукции);

− эластичность спроса на ВРП/ВВП.

   Первый критерий является, как правило, исторически предопределенным и может быть изменен в результате смены технологий производства в других отраслях экономики на менее электроемкие, а также в результате изменения самой структуры ВВП по отраслям как следствие проводимой госполитики.

    Второй критерий обусловлен уровнем жизни в регионе (стране), т.к. при росте цен на продукцию ВРП (ВВП) потребление может снижаться в большей или меньшей степени за счет имеющихся сбережений домашних хозяйств. Также этот критерий может быть управляем государством с помощью проведения протекционистской политики в отношении местных производителей, но такие меры требуют значительных государственных расходов.

    Цель реформирования российской электроэнергетики- максимизация потенциального положительного эффекта на национальную экономику за счет разделения ОАО "РАО ЕЭС России" на ряд компаний сетевой и генерирующей специализации и создания на первом этапе оптового рынка электроэнергии при безусловном выполнении неэкономических аспектов критерия оптимальности.

    Однако, как показывает анализ, регулирование структуры издержек естественных монополий в части замены неэффективных на эффективные не достигло своей окончательной цели.

    На настоящий момент в сфере электроэнергетики накопились следующие проблемы:

− недостаточный уровень генерирующих и сетевых мощностей в некоторых регионах;

− отсутствие электрических линий с необходимой пропускной способностью на направлениях Сибирь- Урал-Центр для эффективного использования гидро- и топливных ресурсов и для реализации преимуществ Единой энергетической системы России;

− недостаточное количество полупиковых и пиковых маневренных электростанций, не обеспечивающих оптимальное функционирование структуры генерирующих мощностей;

− недостаточная надежность электроснабжения, связанная с большим износом основных производственных фондов и отсутствием средств для масштабной модернизации;

− долговременное отставание в парогазовых, чистых угольных и электросетевых технологиях;

− слабая энергетическая и экономическая эффективность, обусловленная низкой экономичностью большей части теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), большими потерями энергии в сетях, недозагруженостью мощностей в Единой энергетической системе России;

− значительный удельный вес использования природного газа в электроэнергетике;

− слабая конкуренция на рынке электроэнергии и мощности;

− недостаточное инвестирование в электросетевую инфраструктуру для получения мощностей от новых объектов генерации и технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;

− применение перекрестного субсидирования для потребителей электроэнергии и на тарифы на электрическую и тепловую энергию.

    Иными словами, низкий уровень эндогенных показателей эффективности в отрасли сохранился. При этом значения экзогенных показателей эффективности стали высокими. Значительно- до европейских и американских уровней и выше -выросли тарифы на электроэнергию. Отрасль слабо соответствует потребностям экономики, поскольку российские товары становятся на внешних рынках энергетически не конкурентными. В этой связи, необходимы меры по стимулирование роста эндогенных показателей эффективности и снижению тарифов для максимизации прироста ВВП на основе государственного регулирования отрасли.

    Чтобы достичь стратегические цели развития электроэнергетики, предстоит решить следующие задачи:

− обеспечить пропорциональное развитие генерирующих и сетевых энергетических структур, которые задают необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией в регионах и в стране;

− поддерживать рост Единой энергетической системы России, в том числе на основе интеграции с ней изолированных энергосистем;

− переоснастить базовые производственные фонды в отрасли (электростанции, электрические сети) для растущих потребностей экономики и общества в электроэнергии;

− установить рыночные отношения при розничных продажах электроэнергии, поддерживать экономически обоснованные цены и тарифы на продукцию электроэнергии;

− осуществить ускоренную модернизацию атомной, угольной энергетики и разработку возобновляемых источников энергии (и гидроэнергетики), обусловленные необходимостью снижения зависимости электроэнергетики от природного газа и диверсификации топливно-энергетического баланса страны;

− поддерживать основные параметры электроэнергетических систем по безопасности и надежности при обеспечении нормативного качества электроэнергии;

− широкое использовать малую энергетику при децентрализованном энергоснабжении на основе местных энергоресурсов, совершенствовать электросетевое хозяйство, снизить объемы завозимых светлых нефтепродуктов;

− создать и внедрить подходы к сдерживанию цен на основе использования инноваций в технологиях, уменьшить расходы на создание генерирующих и сетевых объектов, совершенствовать конкуренцию в отрасли и смежных с ней на базе государственной системы управления модернизацией электроэнергетики;

− уменьшить     отрицательные             влияния         негативного           воздействия           электроэнергетики               на      основе использования экологических технологий.

 

Список литературы

1.      Гейдт А. В. Модель эффективного функционирования естественных монополий. Оптимизация деятельности электроэнергетического сектора. Монография/ А. В. Гейдт- М: Креативная экономика, 2013, 92с.

2.      Энергетическая стратегия России до 2020г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р. Источник – www.rao-ees.ru.

3.      Энергостратегия.VI. Перспективы и стратегические инициативы развития топливно- энергетического комплекса. - http: // minenergo. gov.ru /activity/energostrategy/ch_6.php#l7.