Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2015г.

    Сельскохозяйственное машиностроение России является базовой составляющей развития агропромышленного комплекса страны. Сельскохозяйственные машины и оборудование выполняют многочисленные функции, и отсутствие того или иного типа техники не позволяет провести необходимые технологические операции по производству сельскохозяйственной продукции.[2]

    Экономический кризис сильно ударил по ряду ресурсопоставляющих отраслей АПК – и, прежде всего по тракторному и сельхозмашиностроению. В связи со снижением покупательной способности предприятий сельского хозяйства к началу кризиса, эта отрасль уже находилась в тяжелом состоянии. В период кризиса производство сельхозтехники в России сократилось в 3 раза, в то время как в странах Евросоюза всего на 7 %, а в США совсем не упал, что свидетельствует о преимуществах зарубежного экономического механизма поддержки сельхозмашиностроения (льготные кредиты на модернизацию производства машин, финансовая поддержка экспорта техники банками, субсидии покупателям стран Евросоюза на приобретение машин, производимых предприятиями этого сообщества и др). В Евросоюзе и США фирмам оказывается господдержка в виде 50 % скидки на покупку машин, выплаты всей суммы с рассрочкой, минимальный процент по выплате остальной части ссуды и т.д.[3]

    Вклад отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в ВВП России сегодня составляет лишь 0,08%. Это связано с экономической и производственной ситуацией предприятий данной сферы деятельности и АПК в целом. Невысокая платежеспособность российских сельхозпроизводителей ведет к снижению продаж отечественными заводами необходимой техники и оборудования. В итоге – производственные мощности российских заводов загружены на 30-40%. [2]

    Основным событием для рынка сельскохозяйственной техники России в 2012 году стало вступление страны во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Известно, что со вступлением России в ВТО ввозная пошлина на новую сельхозтехнику снизилась до 5%. По условиям ВТО государство вынужденно в значительной мере отказаться от финансовой поддержки сельхозмашиностроения (субсидий, защитных мер, государственных закупок, стандартов и др.)

    Следует отметить, что обороты крупнейших мировых сельхозмашиностроительных концернов значительно превышают объемы производства сельскохозяйственной техники всей отрасли в России. Анализируя рынки сельхозтехники ряда стран – Бразилии, США, Франции, Германии и России, отраслевые эксперты пришли к следующему выводу – ни в одной стране нет такой высокой доли импорта. Российский рынок на сегодняшний день является наиболее открытым для зарубежных производителей машин и оборудования для АПК.

    Чтобы поддержать отечественных производителей сельхозтехники, в 2013 году была запущена федеральная программа субсидирования покупки сельхозмашин, рассчитанная до 2020 года. Согласно условиям программы, производители предоставляют сельхозпредприятиям 15% скидку на выпускаемую технику, а государство субсидирует эти расходы. В начале 2013 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ввела защитную пошлину на ввоз зерноуборочных комбайнов и их модулей в страны Таможенного союза. Развитие рынка сельхозтехники практически полностью зависит от мер господдержки.

    Также важным направлением господдержки и продвижения продукции отечественного сельскохозяйственного машиностроения на зарубежные рынки является участие России в крупнейших мировых тематических форумах и выставках. В 2013 году Минпромторг России финансировал российский стенд на крупнейшей мировой выставке в городе Ганновере (Германия). По оценкам специалистов, к российской экспозиции был проявлен значительный интерес со стороны представителей предприятий Восточной Европы, СНГ, стран Азии и Африки.

    По итогам января - августа 2013 года импортные поставки сельхозтехники в Россию выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Самый существенный прирост наблюдается в сегменте комбайнов (+68%) и тракторов (+29%), а вот поставки прочих сельхозмашин снизились на 7%. По итогам 2013 года рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации составил 133,1 млрд. рублей, а выработка на одного работника - 144,6 тыс. рублей. Экспорт составил около 200 млн. долларов, импорт - 2,576 млрд. долларов.

    В России за 2013 год произведено 9 669 тракторов, что на 45,5% меньше по сравнению с 2012 годом, в том числе, изготовлено тракторов сельскохозяйственного назначения 7 655 единиц или на 49,8% меньше, соответственно. В общем количестве тракторов, произведенных за 2013 год, доля отечественных моделей составила 30,5%, сборка из тракторокомплектов МТЗ — 40,4%, из тракторокомплектов ХТЗ — 11,5%, из комплектов иностранных марок: (Versatile, NewHolland, Agrotron, Axion, JohnDeere, Xerion) — 17,6%.[1]

    За 12 месяцев 2013 года из 36 российских тракторных заводов, представивших отчеты, поставки на экспорт (дальнее и ближнее зарубежье) осуществлялись в 17 стран мира 10-ю предприятиями: ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод» :ОАО «Промтрактор», ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», ТД «МТЗ-ЕлАЗ» ,ЗАО «Петербургский тракторный завод» —,ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Смолспецтех» ,ОАО «САРЭКС» ,ОАО «Брянский Арсенал», ООО «КЛААС».

    Отмечается рост объемов  импорта как новых, так и бывших в эксплуатации тракторов. В структуре импорта сельскохозяйственных тракторов (без учета импорта из Республики Белоруссия) наибольшую долю занимает Украина, на которую приходится 29,23% рынка. Наибольший объем импорта сельскохозяйственных тракторов в Россию приходится на Харьковский тракторный завод. Импорт из США и Китая составляет 27,57% и 16,04% рынка соответственно. Основными импортерами гусеничных тракторов на российский рынок являются Харьковский тракторный завод, AGCO и JohnDeere. [7]

    На российском рынке концерн AGCO расставляет новые акценты посредством совместного предприятия. Наиболее развитый и успешный сектор российского сельхозмашиностроения – это комбайностроение. Вместе с тем, за последние годы закрылись или перепрофилировались производства таких некогда крупных предприятий как: «Тульский комбайновый завод», «Рязанский комбайновый завод», «Таганрогский комбайновый завод», «Биробиджанский комбайновый завод «Дальсельмаш» (сегодня специализируется на выпуске комплектующих в незначительных объемах).

   Рынок зерноуборочной техники в Российской Федерации считается одним из самых перспективных в мире. Спрос на комбайновую технику растет, что ведет к привлечению в страну большого количества крупнейших иностранных производителей. На сегодняшний день отечественное производство, хотя оно в данной отрасли долгое время пребывало в упадке, а теперь ведет острую борьбу с зарубежными конкурентами. В России основными производителями и поставщиками зерноуборочных комбайнов являются: КЗ «Ростсельмаш», ЗАО «Благовещенскагротехснаб», «Гомсельмаш», СП «Брянсксельмаш», ЗАО «ШМ «Кранспецбурмаш», ОАО «Агропромпарк», ОАО «Бурея-Кран». Основными производителями зерноуборочных комбайнов стран дальнего зарубежья, импортирующими технику на территорию России, являются: Claas, Case New Holland, John Deere, SampoRosenlew, AGCO, Laverda. Наличие кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях на начало 2013 года составило 17389 единиц, что на 8% (на 1521 единицу) меньше, чем на начало 2012 года.

    За 2013 год производство зерноуборочных комбайнов увеличилось на 1,4%, против 2012 года, выпущено 5 985 ед.Увеличили производство ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» — на 23,6%, ООО «КЛААС» — на 9,2%. Основными поставщиками кормоуборочных комбайнов на российский рынок являются: КЗ «Ростсельмаш», «Гомсельмаш», «Брянсксельмаш», «Корммаш», JF-Stol.

    В условиях высокой степени износа сельскохозяйственной техники целесообразно совершенствовать рынок имеющихся тракторов и комбайнов. Большинству сельскохозяйственных предприятий закупать сельскохозяйственную технику дорого и невыгодно. В условиях кризиса отрасли целесообразно применять модернизацию и восстановление действующей техники. Необходимо совершенствование ремонтно- эксплуатационной базы (РЭБ) агропромышленного комплекса.

    Конкретной программы развития отрасли сельхозмашиностроения в стране не существует. Отсутствие по целому ряду позиций конкурентной техники отечественного производства вынуждает многие российские хозяйства покупать зарубежную технику – более дорогую, но более надежную и эффективную. Массовое проникновение фирм дальнего зарубежья может привести к зависимости АПК от импортной техники, что является стратегически опасной тенденцией для сельского хозяйства страны. Россия как мировая сельскохозяйственная держава не может обходиться без собственного сельхозмашиностроения, так как продовольственная безопасность страны возможна только при технической безопасности АПК.

    Однако отказываться полностью от импортной сельскохозяйственной техники нецелесообразно, так как она имеет свои преимущества.

   Для повышения качества сельскохозяйственной техники необходимо совершенствование входного контроля качества у дилеров при ее реализации сельхозтоваропроизводителям и усиление его эффективности за счет разработки и внедрения рекомендаций, направленных на повышение готовности техники и производства сельскохозяйственной продукции. Основным критерием оценки качества входного контроля служит повышение готовности машин за счет снижения поступления бракованной сельскохозяйственной техники потребителю.[10]

    России к 2020 году необходимо иметь оптимальный машинно-тракторный парк в количестве 800–850 тыс. тракторов средней мощностью 200 л.с. (с учетом освоения 35 млн га неиспользованных земель); зерноуборочных комбайнов – 200–250 тыс. и кормоуборочных комбайнов – 60 тыс. штук.

     Особо важно обеспечить стимулирование сельхозтоваропроизводителей в приобретении отечественных машин высокого технического и технологического уровня, например, субсидируя из бюджета часть стоимости машин (не менее 30%), как это делается в отдельных регионах страны. Для повышения спроса на приобретение техники необходимо ограничить безудержный рост цен на энергоносители и другие материальные средства для АПК.

    Научно-технический прогресс и связанное с ним улучшение технического оснащения сельскохозяйственного производства на разных этапах развития экономики страны, вызывают необходимость тщательного научного изучения и практического решения проблемы оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники. Ключевые тенденции в современном сельхозмашиностроении – создание конструкций машин, позволяющих применять высокоэффективные интенсивные технологии, значительно увеличивать производительность труда, создавать благоприятные условия для растениеводства, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, сокращать потери при посеве, внесении удобрений, уборке урожая, обеспечивать экологическую безопасность и безопасные условия труда.

    Минсельхозом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с которым непосредственное определение потребительских свойств техники (надежность, применимость в агротехнологии, технико-экономические показатели и другие) будет осуществляться системой машиноиспытательных станций Минсельхоза России.

    В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, по паритету покупательной способности. Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность. Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Список литературы

1.      Материалы www.i-mash.ru. Ресурс Машиностроения.

2.      Материалы «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020г.

3.      Нормализация рынка сельхозтехники в посткризисный период. Алферьев В.П. «АПК: экономика, управление», № 10 2011 г.

4.      Оценка производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий. И.В. Деменок, А.Е. Немцев, А.М. Криков. Актуальные проблемы эксплуатации МТП, технического сервиса, энергетики и экономической безопасности в АПК. Матер. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения И.П. Терских (25-27 сентября 2007 г., Иркутск). - Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2007. – 327 с.

5.      Производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия и надёжность техники. А.Е. Немцев, И.В. Деменок – Сибирский вестник с.-х. науки. – Новосибирск, 2009, № 5. – С. 105-109.

6.      Положение по организации входного контроля качества машиностроительной продукции, поступающей агропромышленному комплексу. В.Я. Лимарев, В.А. Семейкин, В.М. Корнеев, С.А. Терский, А.С. Дорохов.

— М.: ОАО «Росагроснаб», 2006. — 30 с.

7.      Российский рынок сельхозтехники: итоги 2012г. Елисеев А. «Аграрное обозрение», №2 2013, 56с.

8.      Совершенствование критерия оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники. В.Г. Колесников. Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 7 2009, 50 с.

9.      Совершенствование входного контроля качества сельскохозяйственной техники на дилерских предприятиях. А.С. Дорохов. Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 2 2009, 73c.

10.   Теоретические предпосылки организации процесса входного контроля качества машиностроительной продукции. В.А. Семейкин, А.С. Дорохов. Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Агроинженерия. — М, 2007. — № 2 (22). — С. 92–94.