Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЖКХ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Аннотация: в статье говорится о проводимой тарифной политике государства в сфере ЖКХ, промежуточных результатах проводимых реформ, о современном состоянии отрасли. Одной из главных задач на сегодня остается грамотное проведение тарифной политики и ценообразования на коммунальные услуги, а так же развитие конкуренции на рынке услуг ЖКХ.

Ключевые слова: Жилищно-коммунальное хозяйство, тарифная политика, ценообразование, цена, инвестирование, финансирование.

Процессы разработки и внедрения эффективной тарифной политики ЖКХ сегодня весьма актуальны, это прежде всего продиктовано наличием дисбаланса между интересами компаний, предоставляющих жилищно- коммунальные услуги (далее ЖКУ) и их потребителей.

Для минимизации этого дисбаланса был издан Федеральный закон от 24 декабря 2004 г. № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон) [6]. В нем собраны основные методы и принципы ценообразования на услуги по содержанию и ремонту жилья, правила применения и изменения тарифов на коммунальные услуги.

Экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги являются ключевым фактором устойчивого развития и функционирования не только для предприятий ЖКХ, но и экономики страны в целом. Предъявление населению экономической обоснованности установления цен на коммунальные услуги и прозрачность тарифообразования, положительно влияет на процесс улучшения отношения населения к муниципальным властям и обслуживающим их предприятиям ЖКХ.

Влияние на экономику в целом, можно проследить по динамике индекса потребительских цен на оказание ЖКУ и данных по показателям инфляции в нашей стране за последние годы (Табл.1 и Табл.2) .

Рост цен и тарифов ЖКХ влияет на уровень инфляции. Судя по показателям, с 2010 года цены на ЖКУ падали до 2013 года, после чего начали опять расти. Динамика показателей уровня инфляции соответствует динамике движения цен на ЖКУ, однако рост тарифов превышал темпы инфляции. Так же как и цены на ЖКУ, уровень инфляции с 2010 года падал вплоть до 2013 года.


Таблица 1 Индексы потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги в соответствующем году [3] на конец периода, в % к декабрю предыдущего года

Наименование групп и видов товаров (услуг)

 

 

2010

 

 

2011

 

 

2012

 

 

2013

 

 

2014

 

 

2015

Жилищные услуги, вода, тепло, электроэнергия, газ

 

 

111,3

 

 

110,8

 

 

108,7

 

 

108,5

 

 

108,7

 

 

109,9

    

Таблица 2  

Уровень инфляции в России за последние 5 лет, в %[5]


2010

2011

2012

2013

2014

2015

 

8,78

 

6,10

 

6,58

 

6,45

 

11,36

 

12,91

 

Сформулированные в [6] принципы формирования и регулирования тарифов вызывают интерес и актуальны сегодня: в отличие от затратного принципа, действующего ранее начинает использоваться программно-целевой; разработана экономически эффективная модель принятия решений по вопросам тарифной политики; установлен предельный индекс размера платы для определенных категорий граждан. Установление предельного индекса размера платы произошло в ответ на многочисленные просьбы граждан потребителей ЖКУ законодательно остановить рост цен на оплату, или ограничить их уровнем инфляции. Однако подобное уже проводилось после дефолта 1998 г. и ни к чему хорошему не привело. По итогам 1998 г. уровень инфляции составил 85 %, тогда как тарифы на услуги ЖКХ для населения выросли всего на 12% . Последствием удержания тарифов стал их огромный рост в 2002 году по отношению к 1997 году, разница роста индекса потребительских цен и тарифов ЖКУ составила 186%. Это можно объяснить образованием огромных убытков организаций ЖКХ, которые на фоне общего роста цен, удерживали тарифы для населения. Финансовая яма образовавшаяся в те годы, предопределила деградацию основных фондов ЖКХ, т.к. основная часть поступлений уходила на операционные расходы предприятий, в то время как ремонтно-восстановительные работы почти не проводились. Стоит отметить так же высокую динамику роста стоимости топливных и энергетических ресурсов, потребляемых предприятиями ЖКХ, которая привела к проблеме реструктуризации долга множества организаций коммунального сектора.

Важным требованием устойчивого развития ЖКХ является установление взаимозависимости градостроительных программ от стратегий развития предприятий ЖКХ. Таким инструментом можно считать программы комплексного развития (далее – ПКР). Эти программы должны действовать на основе принципов модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры для эффективного устойчивого развития коммунального сектора в совокупности с развитием промышленного строительства, а так же для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и улучшение экологии на территории МО. ПКР должен сбалансировать принимаемые решения по развитию коммунального сектора, а так же обеспечить повышение его эффективности.

Дальнейший виток действий государства по тарифной политике в сфере ЖКХ вылился в новый Федеральный закон. 30 декабря 2012 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения». Законом предусматривается, что предельные индексы изменений тарифов, тарифов на товары и услуги в сферах деятельности организации коммунального комплекса и энергетики, где их установление предусмотрено законодательством РФ, устанавливаются на срок от трех до пяти лет. Вводится также обязательное использование стандартов надежности и качества предоставляемых потребителям услуг, установление и применение показателей технико-экономического состояния инфраструктурных систем, включая показатели их физического износа и энергетической эффективности. [2]

Стоит учесть, что государство разработало систему субсидирования малоимущих семей, для которых повышение ставок коммунальных платежей становится невыносимым бременем.    Субсидии на оплату коммунальных расходов предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, которая соответствует максимально допустимой доле в совокупном доходе семьи. Для тех семей, у кого доход ниже прожиточного минимума, максимально допустимая доля расходов на оплату тарифов ЖКХ уменьшается в соответствии с коэффициентом. Так правом на субсидии обладают следующие категории граждан:

·       пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

·       наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

·       члены жилищных кооперативов;

·       собственники жилых помещений. [1]

Основным условием, при котором семье предоставляется субсидия, является отсутствие у нее долгов по оплате тарифов ЖКХ. Органы муниципальной власти могут увеличивать размер субсидий без согласования с региональными органами власти, в случае если бюджет муниципального образования может потерпеть увеличение расходных статей.

Исходя из анализа показателей предоставления гражданам субсидий  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2000 г. по 2014 г. (Табл.3) можно отметить, что удельный вес семей пользующихся субсидиями с каждым годом уменьшается. Однако объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, с каждым годом увеличивается. Такая динамика показывает, что на социальную поддержку каждой семьи с каждым годом выделяется всё больше и больше средств.


Таблица 3  

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг [4]


2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

 

Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

 

80

 

550

 

896

 

1029

 

1013

 

1096

 

1157

 

Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек

 

 

45,6

 

37,5

 

37,5

 

37,1

 

37,8

 

37,2

 

36,7

Объем средств на соц. Поддержку, млрд руб.

17,5

80,5

214,5

239,1

249

266,9

275,8

Удельный вес граждан получающих субсидии от общего населения, процентов

 

31

 

26

 

26

 

26

 

26

 

26

 

25

 

Исходя из изложенной выше информации, можно сделать следующие выводы. Анализ показателей роста тарифов ЖКХ и темпов инфляции показал, что индексы цен на жилищно-коммунальные услуги растут быстрее. Однако законодательно остановить, или существенно ограничить этот рост не предоставляется возможным, из-за тотальной изношенности основных фондов организаций коммунального сектора. Введение предельного индекса оплаты тарифов, а так же субсидирование отдельных групп населения относительно позволяет гражданам терпеть ежегодный темп роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Проводимая государством тарифная политика в сфере ЖКХ в последние годы старается привлечь инвестиции в коммунальный сектор.

 

Список литературы

1.     "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ // consultant.ru. Ст. 159 с изм. и допол. в ред. от 31.01.2016

2.     Закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" от 30 декабря 2012 г. № 291 // Российская газета.

3.     Индексы потребительских   цен на  жилищно-коммунальные  услуги //  gks.ru:  Федеральная служба статистики URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1902001 (дата обращения: 21.05.2016).

4.     Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг // gks.ru: Федеральная служба статистики URL: www.gks.ru/form/form7/I0609253.doc (дата обращения: 21.05.2016).

5.     Уровень        инфляции        в        России        //        gks.ru:        Федеральная       служба       статистики       URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения: 21.05.2016).

6.     Федеральный закон Российской Федерации «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 24 декабря 2004 г. № 210 // Собрание законодательства Российской Федерации.