Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

Землеустройство как государственное мероприятие получило максимальное развитие в СССР в послевоенные годы вплоть до 80-х годов. Все пятидесятые годы содержание землеустройство определялось хозяйственно-политическими задачами восстановления и развития народного хозяйства. В 1950-х годах землеустроительные действия были направлены на укрупнение землепользований колхозов, организацию крупных землепользований совхозов и организацию их территорий. Эти действия обеспечивали ликвидацию несоответствия между производительностью сельскохозяйственных машин и сложившимися размерами хозяйств, т.е. организационные формы ведения производства приводились в соответствие с производительными силами. Практика и значение землеустройства для развития экономики объективно определили для него новую дополнительную организационную форму -проектные институты по землеустройству (Гипрозем), созданные в 60-е годы на базе оперативного состава землеустроителей Управлений землепользований и землеустройства Министерств сельского хозяйства союзных республик.

В состав Гипроземов были переданы: почвенные партии (экспедиции), проводившие почвенные исследования; геоботанические партии, осуществлявшие обследования пастбищ; организованы агроэкономические отделы по обоснованию проектных землеустроительных решений; партии-экспедиции по планировке сельских населённых пунктов, а также картографические предприятия, обеспечивавшие планово-картографической основой проектные и изыскательские работы. Гипроземы, являясь структурой минсельхозов республик, не теряли связей со стационарной землеустроительной службой, наделённой функциями ведения земельного учёта, контроля за использованием земель, реализацией землеустроительных проектов.

Обладая и создавая информационную базу данных о состоянии и качестве земель, Гипроземы с первых дней образования были включены в работу институтов Госстроя СССР и Минводхоза СССР по разработке Схем районной сельскохозяйственной планировки. Их задача состояла в разработке прогнозов использования земельных ресурсов, определения параметров развития сельскохозяйственного производства, обоснования систем расселения. Показатели прогнозов служили основой для территориального планирования, т.е. для размещения объектов промышленного, сельскохозяйственного, культурно-бытового, социального и другого назначения, для размещения инженерной инфраструктуры. Сегодня же территориальное планирование лишено такой основы, а в Градостроительном кодексе РФ нет даже слов «земельные ресурсы», не говоря даже о землеустройстве.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1967 г. «О неотложных мерах по защите от ветровой и водной эрозии почв» был создан Государственный научно - исследовательский институт земельных ресурсов (ГИЗР). Задача института: совершенствование и развитие научно- теоретических основ рационального использования земельных ресурсов страны и защиты почв от эрозии, разработки методов упорядочения землепользования и землеустройства, учета и оценки качества земель, разработки прогнозов их использования. Этим Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР Гипроземам поручалось совместно с научно - исследовательскими учреждениями, разработать проекты организации территории колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, с комплексом организационно - хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по борьбе с эрозией почв». Это наполняло землеустройство более сложными вопросами и повышало его роль в системе планово-проектной документации.

В декабре 1968 г. Верховным Советом СССР принимаются «Основы земельного законодательства Союза СССР и союзных республик», в которых к компетенции Союза ССР относилось… «2) установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов страны». В декабре 1970 г. вводится в действие Земельный кодекс РСФСР, статья 121 которого определяла: «Землеустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землёй». Задачами землеустройства были названы «организация наиболее полного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель…»

Опираясь на накопленный опыт работ по разработке прогнозов и в целях повышения качества проектных работ в целом, Госстрой СССР в 1972г. ввёл в действие Инструкцию по составлению схем и проектов районной планировки (СН-446-72). В ней подчёркивалось: «разработка проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства должны осуществляться на основе схем и проектов районной планировки». В п.2.2 Инструкции указывалось: «Схема районной планировки должна служить основой для:

*разработки проектов районной планировки;

*размещения и проектирования сельскохозяйственных комплексов;».

Пунктом 3.2 Инструкции определялась роль районной планировки как окончательного документа, который служит основой для: «составления проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства и лесоустройства». Землеустройство, «подключённое» к разработке прогнозов, перестало быть мероприятием только по организации территории конкретных, но и прогнозируемых землепользований и муниципальных образований с агроэкономическими и демографическими показателями развития сельскохозяйственного производства и совершенствования систем расселения.

С переходом в 1960 г. Совета по развитию производительных сил (СОПС) в систему Госплана СССР им была начата разработка Генеральной схемы развития и размещения производительных сил страны. Составной частью этого документа являлись Генеральные схемы использования земельных ресурсов республик, разработка которых велась Гипроземами, что подтверждает не только практическую, но научную значимость землеустройства. В 1964 г. СОПС представил Генеральную схему развития и размещения производительных сил страны на 1966-1970 гг., а на втором этапе - такую же Генеральную схему – на 1971-1980 гг. Показатели Генеральных схем отражались в Директивах пятилетних планов. Метод и принципы разработки документов районной планировки и Генеральных схем были перенесены на земельные массивы нового освоения и орошения земель (массивы рисосеяния в Краснодарском крае и низовьях р. Амударьи, Генеральные схемы орошения и освоения земель в Голодной степи, Каршинской степи, Центральной Фергане в Узбекистане и др.).

С ухудшением в стране в 80-х годах социально-экономических условий объёмы работ по землеустроительному проектированию постепенно стали сокращаться, а к 1990 – 1993 гг. году систему землеустройства покинула наиболее квалифицированная часть кадров.

Доктор наук Гендельман А.М., изучая       землеустроительные действия     этого периода, отмечал, что: «землеустройство - это система мероприятий по осуществлению земельного законодательства, направленного на охрану земель и регулирование земельных отношений в стране, на организацию рационального использования земли, а также средств производства, неразрывно связанных с землёй, в целях обеспечения высокой эффективности общественного производства» [1]. В этом определении сущность и содержание землеустройства  не увязываются  с  общественно-политическим строем.  И действительно, цели, задачи и содержание землеустройства в СССР в 1950-1980 гг. соответствуют и социалистическому и капиталистическому строю, ибо они в целом были направлены на повышение эффективности производства на основе организации оптимального использования природного и экономического потенциала земельных ресурсов. Видимо с этих позиций надо было бы проводить Земельную реформу 1991-1993 гг. в России, которая привела к разрыву производительных сил и производственных отношений.

Анализируя современное использование земельных ресурсов страны, обнажается масса проблем, решение которых связано с;

*совершенствованием земельного и прочего законодательства,

*перестройкой системы управления земельными ресурсами,

*повышением качества научных исследований в области землеустройства,

*увеличением специалистов подготавливаемых по специальности землеустройство,

*возвращением к системе проектно-изыскательских институтов по землеустройству и учёту земель землеустроительной службой и др.

В первую очередь, нам представляется, необходимо реанимировать по советскому образцу систему управления земельными ресурсами и укомплектовать её не «теоретиками», а молодыми образованными практиками. Новой системе управления земельными ресурсами важно в первую очередь провести ревизию земельного законодательства (внести изменения в Федеральный закон №172-ФЗ от 28 06 2014 г. в части определения места землеустройства в структуре прогнозов; уточнить Федеральный закон № 78-ФЗ от 18 06 2001 г. в части первичности землеустройства и вторичности территориального планирования; в Градостроительном кодексе РФ и Земельном кодексе РФ увязать требования к организации использования земель; в Земельном кодексе РФ дать научное определение Землеустройства и др.) При этом важно в Законах и Постановлениях Правительства РФ не применять выражения «если иное не предусмотрено правительством», а разрабатываемые государственные Программы базировать на согласованных в установленном порядке прогнозных документах.

 

Список литературы

 

1.     Гендельман М.А. Научные и методические основы землеустройства. / М.А. Гендельман, М.Д. Спектр, Е.Д. Тихомирова, Э.А.Шойхет, П.С. Шевченко, Н.А. Ступаков, Е. А. Скиба//- М. «Колос», 1978