Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

Аннотация.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования.

Abstract.

In the conditions of market relations, and especially in the transition to the market, the company tax system is one of the most important economic regulators, the basis of the financial-credit mechanism of state regulation of economy. Properly constructed tax system depends on the effective functioning of the entire economy. It is the tax system today is a major subject of debate on the ways and methods of reform.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, государственная политика, налоговый контроль, совершенствование налоговой политики, основные приоритеты.

Keywords: taxes, tax system, government policy, tax control, improvement of tax policy, the main priorities.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Налоги – представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке[1].  Налоги уплачиваются налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой в качестве метода прямого влияния на бюджетные отношения и воздействия на производителей товаров, работ и услуг посредством системы льгот и санкций. Налоги позволяют достичь относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, которые необходимы для их удовлетворения. С помощью налогов обеспечивается рациональное использование природных богатств, например путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные, и многие другие общественные проблемы. Классификацией налогов называется распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основу классификации, которых достаточно большое количество, могут быть положены различные критерии, к которым можно отнести методы исчисления и взимания, характер применяемых налоговых ставок, распределение доходов (поступлений) по звеньям бюджетной системы, характер налоговых льгот и другие критерии, которые могут быть использованы для классификации налогов.

Помимо теоретического значения классификация налогов имеет также важное практическое значение, т.к. та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся.

Систему налогов РФ необходимо в первую очередь классифицировать в зависимости от принадлежности к уровню власти, т.е. характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

Правительство РФ ежегодно составляет Основные направления налоговой политики. 30 мая 2016 г. были одобрены данные направления на 2017 и плановые периоды 2018-2019 гг[2].

Основные приоритеты на среднесрочную перспективу сохраняются – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важнейшими целями НП остаются поиск инвестиций, развитие человеческого капитала и поддержка всех форм бизнеса, включая малое предпринимательство. Баланс бюджетной системы также должен сохраняться, поскольку данный фактор является одним из главенствующих, в особенности из- за возможного падения спроса на энергоносители (включая газ, нефть),что связано с неблагоприятной ситуацией на внешнем рынке,в том числе из-за ситуации.

Объединение налоговых мер сосредоточено в двух группах:

-   меры налогового стимулирования;

-   меры, направленные на повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время не ожидается внесения корректировок в состав и структуру налоговой системы.

В планируемом периоде государство планирует внести изменения в налоговое законодательство, в частности[3]:

-   поддержать инвестиции и развивать человеческий капитал;

-   модернизировать налогообложение финансовых инструментов;

-   упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом;

-создать благоприятные налоговые условия для ведения инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

-   усовершенствовать налогообложение торговли;

-   усовершенствовать налогообложение добычи полезных ископаемых;

-   рационализировать страховые взносы на ОПС и ОМС.

В долгосрочном периоде планируется сохранить ставку НДФЛ для большинства видов доходов в размере 13%. В настоящее время о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц умалчивают.

Существующий порядок налогообложения (п.1 ст. 217 НК РФ) не предполагает взимания налогов с государственных пособий за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком(, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Тем не менее, Минфин России в Письме от 22 июля 2016 г. N 03-04-07/43026 обратил внимание на тот факт, что пособия по временной нетрудоспособности, в т.ч. пособия, назначаемые по уходу за больным ребенком, должны облагаться налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Целесообразным представляется проанализировать изменение структуры налоговых доходов федеральный бюджет в динамике в период 2013-2015 год. Наблюдается возрастающая тенденция поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней (см. Таблица 1). По сравнению с 2013 годом в консолидированный бюджет РФ поступления в 2014 году увеличились на 12,1 %, а в 2015 году на 13,1 %.

Таблица 1. Поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней в период за 2013-2015 гг. (тыс. руб.)[4]

2014 г.

2015г.

2016г.

2015/2014(%)

2016/2015(%)

2016/2014

(%)

Консолидированный

бюджет Российской Федерации

2852971

2545637

3226864

112,1

113,1

126,76

Федеральный

бюджет

211318

180259

300877

117,2

135,8

166,91

Региональный бюджет

1725044

1165585

1919778

148

111,3

164,7

Местный бюджет

906386

861 402,00

1006209

105,2

111,0

116,81

 

Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы: в федеральный бюджет поступления в 2015 г. возросли на 17,2 %, 2014 г. - 35,8 %. В 2014 г. налоги и сборы в местный бюджет увеличились на 5,2 %, 2015 г. – на 11 %. В региональный бюджет в 2014 г. увеличение произошло на 48%, а в 2015 г. на 11,3 %. В общем, за период 2014-2016гг. поступления в консолидированный бюджет увеличился на 26,76 %, в федеральный бюджет на 66,91 %, в местный бюджет - 16,81 %, в региональный бюджет - 64,7 %. Из приведенных данных видно, что в структурном плане наибольшие изменения коснулись налога на прибыль (его удельный вес в общей структуре налоговых поступлений вырос с 0,86% до 3,53 %), а темп прироста в 2016 году составил 111,3%. Удельный вес налога на добавленную стоимость уменьшился с 91,91 % до 89, 52 %, темп прироста составил 57,3 %. Практически неизменным остался удельный вес налога за пользование природными ресурсами (с 4,49% до 3,4 %) и государственной пошлины (с 2,8 % до 3,11 %). Темп прироста налога за пользование природными ресурсами составил 98 %, а государственной пошлины 17,5 %. Единый социальный налог в рамках анализируемого периода был отменен. Итак, ключевую роль в формировании доходов федерального бюджета играют налог на добавленную стоимость, и налог на прибыль.

Налоговая политика призвана обеспечивать государство финансовыми ресурсами при разумном распределении налоговой нагрузки и осуществлять пополнение государственных доходов за счет экономического роста (увеличения доходов и имущества налогоплательщиков), а не ужесточения налоговых условий. Государственная политика должна быть ориентирована на следующие основные требования[5]:

-   налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными, это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты различных уровней.

-    налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

-    налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

-   порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

-   обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании современной налоговой системы.



1Дадашев А. О стимулирующем потенциале налоговой политики // Экономист. – 2016. – №8. – С.45-50.

2   Основные направления налоговой политики РФ на 2016год и на плановый период 2017 и 2018 годов // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.

3   Дорждеева В.А. Российская система налогообложения и направления ее модернизации // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. – 2016. – Т. 2. – № 6. – С. 71-73.

4 Официальный сайт ФНС РФ - www.nalog.ru.

5 Пономарев А.В. Перспективы развития оптимального налогового регулирования // Современное право. –2016. – № 1. – С. 101-105.

Cписок литературы

 

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Введен в действие с 1 января 1999 г. - Часть вторая. Введена в действие 5 августа 2000 г. // Консультант-Плюс. (действующая редакция от 28.12.2016 N 475-ФЗ).

2. Письмо ФНС России от 26.07.2016 N БС-4-11/13524 "О налогообложении доходов физических лиц" (вместе с Письмом Минфина России от 22.07.2016 N 03-04-07/43026)

3 .Бочарова О.Н. Институт налогообложения, формирование и развитие / О.Н. Бочарова // Гуманитарные науки. Тамбов. – 2014. – С. 18-28.

4 .Бричеев В.А., Коновалов С.В. Некоторые проблемы реформирования налоговой системы России // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2015. – Т.12. – № 2. – С. 105-106.

6 .Дадашев А. О стимулирующем потенциале налоговой политики // Экономист. – 2016. – №8. – С.45-50.

7 .Дорждеева В.А. Российская система налогообложения и направления ее модернизации // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. – 2016. – Т. 2. – № 6.– С. 71-73.

8 .Петрова Е.В. О проблемах распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами разных уровней // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9. – С. 101-101.

8.Пономарев А.В. Перспективы развития оптимального налогового регулирования // Современное право. – 2016. – № 1. – С. 101-105.

10.Основные направления налоговой политики РФ на 2016год и на плановый период 2017 и 2018 годов // СПС Консультант Плюс. Версия Проф. 11.Официальный сайт ФНС РФ - www.nalog.ru.

13.Сайт Бюджетная система Российской Федерации //www.budgetrf.ru.