Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
16 декабря 2015г.

    Местное самоуправление, как известно, является одной из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия. Для эффективной работы института местной публичной власти муниципалитеты должны быть обеспечены материальными и финансовыми средствами, необходимыми для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Автор разделяет позицию тех экономистов, которые считают, что долгосрочную сбалансированность и самостоятельность бюджетов необходимо обеспечивать, прежде всего, налоговыми методами, а не путем оказания финансовой помощи.

    Новая концепция развития муниципального самоуправления, с нашей точки зрения, должна предполагать повышение обеспеченности региональных и местных бюджетов собственными налоговыми источниками доходов, а соответственно, и расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления в рамках единого налогового пространства. Соответственно, новый формат организации и функционирования местного самоуправления в  современных условиях должен предопределять и новые подходы к установлению местных налогов.

    В первую очередь нужно усовершенствовать распределение налоговых полномочий между уровнями власти. Существующая в настоящее время централизация налоговых полномочий проявляется, прежде всего, в преобладании в налоговой системе (как в количественном, так и в суммарном отношении) федеральных налогов. Вызванные подобной централизацией огромные  встречные потоки не  способствуют повышению заинтересованности региональных и местных властей в развитии производства и расширении налогового потенциала соответствующей территории, а порождают экономическое иждивенчество.

    Налоговая централизация характеризуется также и несовершенством управления налогами на региональном и местном уровнях. Речь идет не только о федеральных налогах, доходы от которых зачисляются в соответствующие бюджеты. Региональные и муниципальные органы в значительной мере ограничены также и при установлении многих элементов по закрепленным за ними Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) региональным и местным налогам.

    В настоящее время региональные и муниципальные органы власти имеют право при введении соответствующего налога устанавливать по нему налоговые ставки, порядок, сроки уплаты, а также и налоговые льготы, основания и порядок их применения только в пределах, предусмотренных НК РФ. Кроме этого, указанный законодательный акт закрепляет положения, сужающие возможности этих органов в управлении региональными и местными налогами. В Кодексе, в частности, по этим налогам установлены не только налогоплательщики и объекты налогообложения (что является вполне справедливым), но и многочисленные исключения из этих положений.

    Представляется необходимым существенно расширить полномочия региональных и местных органов по установлению обязательных элементов соответствующих налогов, сократив полномочия в этой области федеральных органов. В этих целях следовало бы исключить из соответствующих глав Налогового кодекса предусмотренные в них льготы по региональным и местным налогам, а также пункты, касающиеся исключения из налогообложения конкретных налогоплательщиков и объектов налогообложения.

    В частности, следует расширить права муниципальных органов в части налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных режимов налогообложения, поскольку в настоящее время именно они, в большинстве случаев, являются  одним из основных источников доходов местных бюджетов.

    Рассмотрим это сначала на примере единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Согласно бюджетному законодательству доходы от него полностью зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Устанавливается данный налог и вводится в действие решениями представительных органов соответствующих муниципалитетов. Исходя из положений НК РФ, фактически этот налог является местным. Между тем права местных органов по управлению им резко сужены. Представительные органы муниципальных образований не могут самостоятельно устанавливать основной элемент данного налога - размер базовой доходности. Соответственно, влияние муниципальных органов на формирование вмененного дохода резко ограничено. Власти указанных территорий могут оказывать влияние на размер вмененного дохода и соответственно единого налога только путем утверждения корректирующего коэффициента К2, учитывающего местные условия деятельности малого бизнеса. Но здесь их права также ограничены, поскольку этот коэффициент является понижающим и не может превышать единицы. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, прописаны в Налоговом кодексе, и местные органы не могут его расширять. Кроме того, установление сроков уплаты данного налога также является прерогативой федерального законодательства.

    Аналогичная ситуация наблюдается по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Он полностью зачисляется в местный бюджет, но все элементы налога, включая и виды предпринимательской деятельности, дающие право на его применение, установлены НК РФ. Что касается упрощенной системы налогообложения на основе патента, то здесь сделано одно исключение - размер потенциально возможного к получению годового дохода ежегодно устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

    Между тем на местах лучше известны условия работы предприятий малого бизнеса, и его развитие невозможно без расширения прав органов местного самоуправления в установлении и управлении этими налогами.

    Развитие налогового потенциала местных бюджетов должно происходить, прежде всего, за счет создания благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики.

     Мы разделяем позицию тех экономистов, которые считают, что единый налог при применении УСН, так же как и ЕНВД, должен стать не только фактически, но и юридически местным и зачисляться в местные бюджеты. Соответственно, вопросы налогового регулирования единого налога на вмененный доход и единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, целесообразно передать в ведение муниципальных органов с предоставлением им широких прав по установлению основных показателей (базовая доходность, размер потенциально возможного к получению годового дохода, размер корректирующего коэффициента, характеризующего особенности предпринимательской деятельности и др.). Кроме того, доходные источники местных бюджетов следовало бы расширить за счет увеличения норматива отчислений в них по единому сельскохозяйственному налогу.

    Реализация указанных мер позволит укрепить финансовую базу муниципальных органов, будет способствовать наращиванию налогового потенциала территорий и росту налоговых поступлений в местные бюджеты. У муниципалитетов появится большая экономическая заинтересованность в развитии производства на подведомственной территории.

    При этом нельзя забывать, что при совершенствовании налогообложения на местах должны соблюдаться выработанные наукой и практикой принципы налогообложения. К основным условиям, которым должны отвечать местные налоги, относятся:

-     установление местных налогов (основных элементов налогообложения) нормативными правовыми актами представительных органов власти;

- высокая эффективность и низкие затраты на администрирование местных налогов;

-   равномерное распределение налогового бремени, возникающего в связи с установлением местных налогов, в зависимости от возможностей налогоплательщиков, объема и качества местных услуг, предоставляемых муниципалитетами;

- прогрессия в налогообложении, в зависимости от роста доходов и увеличения стоимости имущества;

-      незначительное расхождение между ставками местных налогов в однотипных по уровню развития муниципальных образованиях;

-    прозрачность системы установления налогов для налогоплательщиков;

-   недопустимость установления индивидуальных налогов и налоговых льгот для отдельных плательщиков или конкретного круга плательщиков;

-   недопустимость отмены федеральными или региональными законодательными актами законно установленных местных налогов;

-       определение статуса налогов (федеральные, региональные, местные) по уровню органа власти, устанавливающего эти налоги;

- неизменность базисных принципов формирования на длительный период.

 

Список литературы

1.      Дорджиева О.Б. Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях //Финансы и кредит/ - 2013.- март. - № 9(537).

2.      Куракова А.Д. Методологические подходы классификации субъектов РФ по уровню социально- экономического развития//Вестник Академии 2012. -№ 2.- с.49-54.

3.      Позднякова Т. А., Байматова З. К. Налоговые доходы местных бюджетов Российской Федерации/Материалы II МНПК «Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных трудов (20 апреля 2012 год). – Курск: Изд-во ЮЗГУ. – 2013.