Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

SWOT-АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО УЛУЧШЕНИЮ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

Одной из специфических задач, для решения которых создаются особые экономические зоны (далее ОЭЗ), является формирование наиболее благоприятного инвестиционного климата на территории самих ОЭЗ и его улучшение в стране базирования особых зон в целом [5, с.493]. Важность этой задачи обусловлена тем, что именно инвестиционный климат ОЭЗ как «совокупность политических, социально- экономических и финансовых факторов, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска при вложении капитала» [1, с.125] задает динамику поступления не только отечественных, но и прямых иностранных инвестиций в ОЭЗ. А это означает, что он оказывает непосредственное воздействие на развитие инновационных процессов в ОЭЗ и их дальнейшее распространение в другие регионы страны. Важно отметить, что возникает и обратная зависимость: повышение уровня инновационного развития ОЭЗ способствует улучшению их инвестиционного климата [3, c.395].

Однако крупнейшие западные рейтинговые агентства, на оценки которых ориентируются при определении целесообразности вложений иностранные инвесторы, полагают, что инвестиционный климат российских ОЭЗ на современном этапе их развития остается неблагоприятным. Например, в международный  рейтинг  «Global  Free  Zones  of  the  Year»,  составляемый  группой  экспертов  из «FDI Magazine» (позиционируется как ведущее в мире издание для бизнеса в условиях глобализации), по итогам 2016 г. вошли только три отечественные ОЭЗ [6].

Чтобы понять, какие негативные тенденции в развитии большинства ОЭЗ России препятствуют их мировому признанию в качестве перспективных для инвестирования территорий, проведем SWOT-анализ их инвестиционного климата (см. табл. 1).

Таблица 1 – SWOT-анализ инвестиционного климата ОЭЗ России

 

Сильные стороны (S – strengths):

Слабые стороны (W – weaknesses):

действие режима свободной таможенной зоны и особого режима осуществления предпринимательской деятельности (налоговые преференции, упрощенная система администрирования – принцип «одного окна»); оснащенность большинства ОЭЗ современными инфраструктурными объектами;

наличие естественных преимуществ, таких как расположение вблизи крупных транспортных коммуникаций, высокий природно-ресурсный потенциал и т.п.

низкая степень гибкости и приспосабливаемости ОЭЗ к изменениям внешней среды;

сравнительно низкая активность инвестиционной

деятельности предприятий-резидентов и инновационных процессов в ОЭЗ; распространенность разного рода незаконных операций с выделяемыми на развитие ОЭЗ бюджетными средствами, а также спекулятивных схем, используемых предприятиями для уклонения от уплаты налогов;

скомпрометированный имидж российских ОЭЗ.

Возможности (O – opportunities):

Угрозы (T – threats):

усиление внешнеэкономических связей и развитие экспортной специализации особых зон [2, с.27], в первую очередь, в рамках трансграничных ОЭЗ; применение модели открытых инноваций: проведение совместных исследований и реализация инновационных проектов с иностранными партнерами;

развитие высокотехнологичных производств (при условии предоставления дополнительных льгот такого рода бизнесу);

возможность изучения и адаптации к современным российским реалиям успешного зарубежного опыта развития ОЭЗ;

налаживание связей между действующими в ОЭЗ исследовательскими университетами и бизнесом с одной стороны и органами власти с другой (применение модели Тройной спирали); формирование привлекательного образа российских ОЭЗ у отечественных и иностранных инвесторов с помощью реализации грамотной маркетинговой стратегии.

отсутствие у правительства продуманной долгосрочной концепции развития ОЭЗ России, обеспечивающей преемственность проводимой в отношении особых зон политики и балансирующей общегосударственные и региональные интересы; низкая степень автономии управляющих ОЭЗ компаний от правительства РФ; незаинтересованность частных инвесторов и резидентов в достижении ключевых целей, поставленных перед ОЭЗ федеральными органами власти;

отсутствие эффективной системы контроля над деятельностью резидентов ОЭЗ;

обострение конкурентной борьбы ОЭЗ развивающихся стран за иностранные инвестиции как одно из следствий глобализации.

Источник: составлено автором.

 

Можно заметить, что к сильным сторонам отечественных ОЭЗ в процессе анализа были отнесены признаки, являющиеся отличительными чертами практически любых видов особых зон в современной мировой экономической практике. То есть, хотя эти характеристики и демонстрируют более выгодное положение большинства особых зон в сравнении с другими территориями нашей страны, они не обеспечивают российским ОЭЗ конкурентного преимущества в борьбе за иностранные инвестиции. В то же время слабые стороны российских ОЭЗ очень специфичны и напрямую указывают на их неэффективность. Поэтому низкие рейтинговые оценки инвестиционного климата ОЭЗ России можно считать вполне обоснованными.

Проблемы отечественных ОЭЗ тесно переплетаются и во многом обуславливаются угрозами внешней среды, большинство из которых являются следствием непоследовательной, хаотичной экономической политики государства в отношении этих территориальных образований. Более того, сама практика создания ОЭЗ исключительно методом «сверху» в значительной мере демотивирует остальных (кроме самого государства) участников процесса: частных инвесторов, резидентов и региональные власти.

Итак, результатом влияния внутренних и внешних отрицательных факторов стало возникновение в России множества ОЭЗ, которые специализируются на производстве аналогичных товаров или оказании схожих услуг, нерационально расходуют выделяемые им бюджетные средства, отличаются низкой экономической эффективностью, наконец, управляющие компании и резиденты которых зачастую используют свое привилегированное положение в корыстных целях. При этом сегодня существует немало благоприятных факторов внешней среды (возможностей), которые можно использовать для повышения эффективности функционирования ОЭЗ России.

Для того чтобы улучшить инвестиционный климат отечественных ОЭЗ за счет укрепления имеющихся сильных и минимизации влияния слабых сторон, снижения угроз и реализации потенциальных возможностей, при дальнейшем планировании развития особых зон необходимо принимать во внимание четыре стандартные стратегии матрицы SWOT-анализа:

1)       S-O действия (использование сильных сторон для охвата возможностей): например, выгодное транспортно-географическое положение может поспособствовать развитию внешнеэкономических отношений и формированию экспортной ориентации ОЭЗ, а наличие особого режима осуществления предпринимательской деятельности – ускорить развитие инновационных производств.

2)   W-O действия (преодоление слабых сторон для использования возможностей): так, нужно учитывать, что препятствием для применения модели открытых инноваций может стать дискредитированный имидж российских ОЭЗ; для внедрения же модели Тройной спирали – низкая инновационная активность предприятий-резидентов. Одна из возможных мер для минимизации влияния этих слабых сторон – формирование в ОЭЗ привлекательной системы страхования капитала от разного рода рисков [4, c.177].

3)           S-T действия (использование сильных сторон для предотвращения угроз): например, незаинтересованность частных инвесторов и резидентов в достижении ключевых показателей развития ОЭЗ может быть преодолена с помощью стимулирующих налоговых льгот; также налоговые преференции могут стать значимым фактором при принятии решения об инвестировании в ту или иную ОЭЗ в условиях обострения конкурентной борьбы за иностранные инвестиции.

4)    W-T действия (преодоление слабых сторон для минимизации угроз): так, отсутствие у правительства целостной долгосрочной концепции развития ОЭЗ усугубляется распространенностью на территории особых зон практик незаконного использования бюджетных средств и уклонения от уплаты налогов, что предопределяет необходимость усовершенствования системы контроля за деятельностью управляющих компаний и резидентов.

Логично предположить, что основные меры по улучшению инвестиционного климата ОЭЗ России в условиях высокой неопределенности должны реализовываться государством, поскольку именно оно способно наиболее объективно оценивать сложившуюся экономическую ситуацию и принимать рациональные долгосрочные решения.

 

Список литературы

 

1.   Лякин А.Н. Экономическая политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. ‒ М: Изд-во Юрайт, 2014. – 432 с.

2.   Харламов А.В. Инструменты стимулирования инновационного развития экономики в условиях кризиса // Экономика и управление. – 2009. – № 10(48). – С. 26-29.

3.   Харламова Т.Л. Роль особой экономической зоны в инновационной модели предпринимательства // Инновационная экономика: опыт развитых стран и уроки для России: материалы науч.-практ. конф. 26 марта 2010 г. Ч. 1. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С. 393-402.

4.   Харламова Т.Л. Технико-внедренческая особая экономическая зона как форма инновационного предпринимательства // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 4(36). – С. 175-179.

5.     Шевцова С.Н. Влияние различных форм территориальных образований на  формирование инновационной среды // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 489-491.

6.  FDi  Global  Free  Zones  of  the  Year  2016  –  Winners  [Электронный  ресурс]  //  URL: http://www.fdiintelligence.com/Rankings/Global-Free-Zones-of-the-Year-2016          (дата         обращения: 25.04.2017).