Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
16 декабря 2015г.

    Комплекс мероприятий по повышению качества управления общественными финансами через реализацию концепции повышения эффективности бюджетных расходов представляет собой систему использования бюджетных ресурсов, основанную на критериях эффективности осуществляемых затрат. Такой подход лежит в основе реализуемой в рамках бюджетной реформы системы бюджетирования, ориентированного на результат или программно-целевого бюджетирования, провозглашенной в качестве центрального инструмента реализации реформы.

     Современная система бюджетного планирования по обеспечению эффективности бюджетных расходов, используемая в Российской Федерации, во многом повторяет модель США.

    Анализ опыта США по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, позволяет сделать следующие выводы:

1.     Программно-целевое бюджетирование – это средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда большая часть национального дохода перераспределяется государством. Международный опыт свидетельствует о том, что повысить эффективность государственных расходов, не затрагивая при этом бюджетный процесс, невозможно.

2.     Хотя повышение эффективности государственных расходов важно как в периоды благополучного развития экономики, так и в периоды финансовых трудностей, опыт стран, применявших программно-целевое бюджетирование, в частности, опыт США показывает, что решиться на использование программно-целевого бюджетирования легче в периоды финансовых трудностей, когда размеры дефицита государственного бюджета принимают угрожающие масштабы.

3.    Все основные приемы программно-целевого бюджетирования основаны на управленческих принципах частного бизнеса (формулировка миссии и стратегий, бюджетирование от нуля, применение метода учета по начислению, использование индикаторов социальной и экономической и эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, учет рисков и др.). Таким образом, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления в государственном секторе – переход от административных методов к использованию хозяйственной деятельности, высокий уровень самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса.

4.     Внедрение инструментов частного бизнеса в деятельность государства,  в том  числе в бюджетный процесс, сопряжено с большими трудностями. Во-первых, масштабы деятельности государственных министерств и ведомств несопоставимы с масштабами деятельности даже самых крупных фирм; во–вторых, мотивация чиновников отличается от мотивации менеджеров частных компаний; в–третьих, у государственных учреждений отсутствует универсальный индикатор результатов работы, который имеется у частных фирм. В связи с этим для них приходится разрабатывать различные искусственные заменители такого показателя, с необходимостью учета бюджетного цикла, с изменением законодательства и др.

5.      Указанные трудности могут стать серьезным препятствием на пути одновременного внедрения программно-целевого бюджетирования во всех министерствах и ведомствах одновременно, если государственный аппарат громоздок, расходные полномочия нечетко разграничены между уровнями власти, а бюджетный процесс плохо скоординирован. В подобных случаях целесообразно поэтапное внедрение программно-целевого бюджетирования, перевод на него отдельных «пилотных» министерств и ведомств, адаптация новых технологий к существующей бюджетной практике с последующим распространением полученного опыта на остальные министерства.

6.     В тех странах, где последовательно реализуются принципы программно-целевого бюджетирования, правительство получает эффективный инструмент распределения ресурсов по видам услуг, которые государство обязуется предоставить своим гражданам.

    В работах И. Лакатоса и Т. Куна под бюджетированием понимается процесс формирования непрерывной системы финансирования социально-экономических программ, основанный на реализации функций планирования, учёта и контроля расходных средств, направленных на достижение финансового результата. Соответственно, в основе применения системы бюджетирования, ориентированного на результат, заложен принцип программирования. Этот принцип характеризует масштаб применения на каждом уровне бюджетного регулирования механизмов распределения бюджетных ресурсов и достижения целевых заданных результатов реализации комплексных мероприятий социально-экономического развития.

    Анализ исследований, отражающих особенности бюджетирования, ориентированного на результат, показал, что не существует единой терминологии, как не существует и единого подхода  к его внедрению. Обобщая научные взгляды авторов, под бюджетированием, ориентированным на результат, справедливо понимать комплекс взаимосвязанных элементов, реализация которых субъектами бюджетного регулирования обеспечивает достижение в пределах установленных объемов бюджетных ресурсов запланированных результатов, отражающих приоритеты социально-экономической политики, в том числе развития территорий.

    Уважая мнения и позиции большинства авторов по вопросу интерпретации совокупности механизмов применяемых в рамках системы бюджетирования, ориентированного на результат как инструмента достижения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, считаем, что бюджетирование, ориентированное на результат (программно-целевое бюджетирование) в первую очередь предполагает реализацию задач по обеспечению качества бюджетных услуг через развитие новых форм их организации и финансирования, а так же совершенствования системы закупок путем формирования и внедрения контрактной системы в практику управления государственными и муниципальными закупками.

    Принятие программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 и внесение необходимых изменений в бюджетное и гражданское законодательство по вопросам совершенствования полномочий и правового положения участников бюджетных отношений создало новый импульс по развитию и осуществлению концепции повышения эффективности управления общественными финансами. Внедрение в практику управления бюджетными расходами эффективных методов распоряжения ресурсами возможно при условии применения принципа  программно-целевого планирования, предусматривающего инструменты директивно-индикативного регулирования.

    Центральным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является разработка и применение в практике бюджетного планирования государственных программ.

    Немаловажным остается вопрос совершенствования системы предоставления бюджетных услуг посредством разработки и утверждения государственных (муниципальных) заданий.

    Система бюджетных учреждений, существовавшая и функционирующая в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных услуг, не отвечала условиям повышения качества и эффективности реализуемых мероприятий. Первая волна реструктуризации бюджетных  учреждений при принятии соответствующих решений показала недостаточность масштаба реализации данной задачи реформирования в вертикальном срезе управления, частично затронув в основном региональный уровень управления, либо носила характер не всегда объективной оценки возможностей реорганизуемых учреждений в части реализации ими установленных мероприятий и достижения заданных результатов.

    Планирование расходов на содержание подведомственной бюджетной сети до недавнего времени осуществлялось исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществлялось по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате вопрос повышения качества государственных (муниципальных) услуг и дальнейшая оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение, при условии достижения объективной эффективности бюджетных услуг, становится базовым при рассмотрении методов реформирования системы предоставления бюджетных услуг.

   Таким образом, реформирование методов управления бюджетными расходами предполагает реализацию приоритетных мероприятий по повышению эффективности расходов включающих: полномасштабное внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, проведение реструктуризации типов бюджетных учреждений, предусматривающих развитие форм и методов финансирования и предоставления бюджетных услуг, а так же совершенствование порядка, форм и принципов осуществления бюджетных закупок. При этом программы, задания методы их реализации и планируемые итоги должны быть тесно увязаны с прогнозом социально-экономического развития региона, муниципалитета, с планами модернизации тех сфер и отраслей, в которых они будут осуществляться. Принципиально важно, чтобы государственные программы не только учитывали текущее положение дел в экономике и социальной сфере, но и работали на перспективу, отражая долгосрочные прогнозы и тенденции.

Список литературы

1.      О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: Пост. Пр-ва РФ от 15.08.2001 № 584 // Собрание законодательства РФ. –2001. –№34. –Ст.3503;

2.      О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Пост. Пр-ва РФ от 22.05.2004 № 249 // Собрание законодательства РФ. –2004. -№22. –Ст.2180.

3.      Программа Правительства Российской Федерации повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р // Собрание законодательства РФ. –2010. –№28. –Ст.3720.

4.      Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос, Т.Кун // Структура научных революций. -М.: АСТ, 2002. –С.53.