Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
16 декабря 2015г.

    Предваряя вопрос исследования финансовой политики государств в ведении глобальной экспансии, следует отметить, что само по себе явление  глобализации рядом автором трактуется в  качестве таковой и именуется «экспортом образа жизни». Так, Г. Фишер рассматривает глобализацию как «международное движение образа жизни, которое становится весьма интенсивным и которое, в связи с этим, можно рассматривать и как новый аспект сформировавшихся международных отношений…» [3].

    Исследуя вопросы глобальной экспансии в реализации финансовой политики в мировой торговле, следует отметить, что глобализация мировой экономики опосредует увеличение открытости и доступности национальных рынков для всех участников международных трансакций. Инкорпорация российской экономики и экономик других стран в мировое рыночное пространство детерминирует возрастающую значимость внешнеэкономической деятельности и ее надлежащего финансового обеспечения для сбалансированного развития народнохозяйственных комплексов [1].

    Можно отметить, что современный финансовый рынок представляет собой условное место, где деньги делают деньги. Наличие инновационных технологий в информационной сфере позволяет осуществлять передачу значительных массивов финансовой информации из одной точки земного шара в любую другую. Вследствие этого обстоятельства региональные финансовые рынки представляют собой единую глобальную финансовую сеть. Следовательно, можно отметить, что в условиях глобализации происходит своеобразная утрата связи между реальными экономическими процессами и ее финансовыми потоками. Такой «отрыв» абстрактных финансовых потоков от абстрактной идеи денег делает региональные финансовые рынки уязвимыми, так как  устойчивость определяется в основном всего лишь устойчивыми стереотипами массового сознания этих регионов; и при утрате доверия значительной части населения к стандартным правительственным и финансовым гарантиям становится вероятным развитие клиентской паники, способной обрушить фондовые и валютно-финансовые рынки. Это обстоятельство определяет возросшую роль маркетинговых технологий  по формированию разноуровневого гуд-вилла на региональном, национальном и международном уровнях. Механизмы по управлению массовым сознанием стремятся обеспечить доверие клиентов финансового рынка к механизмам его стабилизации: акции предприятий, государственные ценные бумаги, средства международных финансовых организаций (МВФ, МБРР и т.д.).

    Соответственно, можно отметить, что мировая финансовая система трансформировалась в глобальный конгломерат, функционирующий не в интересах развития национальных экономик, роста промышленного производства и уровня жизни населения, а в интересах укрепления глобальных агентов, действующих автономно и в своих интересах. Современное становление глобальных финансовых рынков определяется тесно взаимосвязанными между собой процессами: возрастанием роли и значения международных финансовых рынков, увеличением объемов совершаемых на них операций, увеличивающейся прозрачностью границ между национальными финансовыми рынками, их интеграцией в системе мирохозяйственных связей. Происходит изменение структуры участников финансовых рынков. Возрастает роль фондового рынка и инвестиционных банков, снижение, в связи с этим, роли коммерческих банков в качестве финансовых посредников. Процессы увеличения прозрачности национальных финансовых границ в рамках общего процесса финансовой глобализации, как и глобализации, вообще, тесно связаны с осуществлением процедур массового и социального маркетинга.

    Можно также отметить, что мировые финансовые отношения оформлены и более жесткими, чем финансовые рынки, структурами. Самой распространенной провозглашаемой целью международных финансовых организаций является финансовая помощь странам, нуждающимся во внешних источниках финансирования. Так, МБРР действует главным образом в интересах США и сравнительно небольшого числа государств Западной Европы – основных вкладчиков капитала. Банк содействует тому, чтобы кредиты, предоставляемые освободившимся странам, использовались для закупок товаров и услуг у корпораций развитых капиталистических государств. Как правило, доля займов банка, расходуемая на закупку товаров в странах Запада, превосходит ежегодные размеры их взносов в эту организацию. МБРР не финансирует полностью не одного проекта, ни одной программы, а привлекает к участию в займах частные банки развитых капиталистических государств. Тем самым он способствует их проникновению в развивающиеся страны и гарантирует им участие в прибылях [4].

    Международный Валютный Фонд практически служит институциональной основой мировой валютной системы. Хотя МВФ специализированное учреждение ООН, т.е. должен реализовывать общие цели мирового сообщества, существует ряд соображений, по которым МВФ, так же, как МБРР, является союзом вкладчиков, действующим в их интересах, и поэтому может быть отнесен к институтам глобальной экспансии. Так как, формально МВФ оказывает помощь всем странам-участницам. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. При разработке процедур деятельности МВФ предполагалось, что страны- члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку или иначе, заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами - эмитентами этих валют. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Однако фактически МВФ стал банком, учредителями которого являются чистые кредиторы. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами, причем наличие такой тенденции свидетельствует лишний раз о том, что МВФ за время существования не способствовал изменению структуры мирового хозяйства в смысле перехода от отношений «центр-периферия» к однородному экономическому пространству [4].

   Следует отметить, что одним из универсальных  механизмов глобальной экспансии успешных в экономическом плане стран представляется своеобразная финансовая политика, осуществляемая государствами- лидерами как напрямую, так и через посредство международных финансовых организаций, таких как МБРР и МВФ. Данные государства обладают значительными финансовыми резервами, которые являются плодами многолетнего накопления. У некоторых из них поступления от должников и процент от банковских операций составляет значительную часть их бюджета (Швейцария). По этой же причине, являясь основными кредиторами указанных финансовых организаций, они обладают значительным влиянием на их руководство и, по существу, коллегиально определяют их инвестиционную политику. Несомненно, ни МВФ, ни МБРР, ни правительства государств-заемщиков не имеют стратегических целей задержки экономического развития менее развитой группы государств. Однако кредитные средства в данных странах неизменно направляются в так называемые инвестиционно привлекательные отрасли, позволяющие получить наибольший финансовый эффект от вложений. Как правило, ими оказываются отрасли по добыче либо первичной переработке ресурсов, так как вложения в другие экономические сферы данных государств не сулят не только быстрой отдачи, но и вообще возврат капитала может быть сомнительным. Пример: в нефтедобывающую отрасль Нигерии инвестированы значительные средства, создана инфраструктура добычи и транспортировки нефти – высоколиквидного товара. Нигерия входит в пятерку основных экспортеров нефти. Однако более 80% средств от реализации уходит на обслуживание долговых обязательств по кредитам, вложенным в нефтедобычу. Ввиду необходимости поддержания исправности нефтедобывающей и транспортной инфраструктур, а также в целях расширения нефтедобычи вновь получаемые кредиты МВФ и прочих стран направляются в ту же отрасль и снова их львиная доля возвращается в виде долговых процентов. Таким образом, упрощенно, Нигерия занимает значительные денежные средства, добывает в больших количествах невосполнимый ресурс, нанося при этом экологический ущерб своей природе и населению, в результате большая часть получаемой прибыли уходит на оплату долгов, а большая часть оставшихся средств реинвестируется в ту же отрасль с тем же результатом.

    Стандартные рекомендации МВФ экономикам государств данной группы сводятся к развитию экспортных отраслей, увеличению экспорта и минимизации импорта, то есть, в принципе, к моделированию вышеописанной нигерийской ситуации. Российским читателям подобная ситуация вполне знакома по советской нефтедобывающей отрасли. Так, Советский Союз получил значительные кредиты от ряда европейских государств и США под поставки нефти и газа в Европейский регион. Большая часть кредита ушла на строительство нефте- и газопроводов, подкачивающих станций. Причем, трубы большого диаметра для нефте- и газомагистралей приобретались в Германии. Добыча нефти и газа в  Западно-Сибирском регионе оказалась чрезвычайно затратной ввиду сложных природно-климатических условий, неразвитости общей и специальной инфраструктур, отсутствия постоянного деятельного населения и наличия сложных геологических условий залегания нефте- и газоресурсов (большая глубина залегания, сложные для бурения условия и т.д.). Торговля данным видом ресурсов велась при отсутствии экологических платежей, наносила значительный ущерб окружающей среде, осуществлялась на пределе рентабельности отрасли (экологические отчисления сделали бы ее нерентабельной). Из-за постоянного истощения отдельных участков нефте- и газодобычи и сохранения объемов добычи и продажи ресурсов приходилось вести постоянные поиски новых участков их залегания и их разработку, что требовало дополнительного кредитования отрасли, значительные средства уходили на поддержание инфраструктуры доставки (нефтепроводы). Собственных средств для этих целей не хватало, государство вновь прибегало к внешним займам, инвестируя данную отрасль. Примером недостаточных инвестиций являются частые аварии на нефтепроводных магистралях, приводящие к значительному экологическому вреду и большим человеческим жертвам (взрывы, пожары, отравления). То есть выстраивается подобная нигерийской схема: получаем кредиты, вкладываем их в нефте- и газодобычу, выплачиваем долги, для поддержания объемов продаж вновь берем кредиты и вновь вкладываем туда же, и снова платим по долговым обязательствам.

    Такая финансовая политика, проводимая международными финансовыми институтами и государствами- лидерами, является примером глобальной экспансии этих государств в мировой экономике и обуславливает существующее положение статус-кво в мирохозяйственных связях [2]. Принцип остается практически неизменным при использовании в любом регионе мира.

Список литературы

1.      Бондаренко, В.А. Маркетинговые аспекты финансирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности: проблемы, тенденции, противоречия и перспективы [Текст] / В.А. Бондаренко. – М.: Изд-во Дашков и Ко «Наука-Пресс»., 2007. - 5,8 п.л.

2.      Бондаренко, В.А. О неэквивалентности внешней торговли и трансформациях ее инфраструктуры [Текст] / В.А. Бондаренко // Вестник РГЭУ (РИНХ). 2010. №2(31). – 0,82 п.л.

3.      Глобализация мирохозяйственных отношений. Сущность, формы и перспективы. Учебное пособие. -М.: ДА МИД РФ.- 1999., 153 с., с. 55.

4.      Шевчук В.А., Международные финансовые институты: политика в секторе экономической инфраструктуры [Текст] / В.А. Шевчук. М., 1999.