Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕСОМ – КРЕАТИВНОСТЬ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
16 декабря 2015г.

    Сейчас многие государства перешли в стадию передовых технологий, развитых рыночных отношений, а соответственно в каждой сфере бизнеса представлено слишком много конкурирующих фирм, потому что организовать свой бизнес сейчас намного легче, главное определиться, в какую отрасль ты хочешь податься. Так как в каждой сфере представлено достаточно много компаний, то клиенту предоставляется шанс выбирать между товарами или услугами разных компаний – и если компанию будут выбирать чаще, то ее прибыль будет выше, компания будет развиваться, те же компании, спрос на которые будет недостаточно велик, будут постепенно беднеть и в итоге будут свергнуты с рынка. Остается узнать, как же надо действовать компании для того, чтобы максимизировать свою прибыль, чтобы обгонять своих соперников, расти и открывать филиалы в других городах, странах – в общем, в чем секрет успеха компании?

    Логично, что если компании работают в одном секторе, то предлагают примерно одинаковые товары и услуги, поэтому клиенты могут выбирать либо компанию с наиболее выгодным ценообразованием, либо компанию, чьи товары клиентам будут нравиться больше по качеству. Возможно также, что выбраны будут товары или услуги, рекламная компания которых была проведена более успешна. Так же можно дифференцировать (даже условно) сами товары. Если взять в пример бытовую технику, то можно видеть, что существуют десятки различных фирм, но при этом они производят товары (холодильники, стиральные машины, микроволновки), которые могут различаться только значками бренда. Получается, что та марка бытовой техники, которая получает большую прибыль, смогла когда-то настолько разумно построить свой образ компании или когда-либо первой ввела что-то необычное, что сейчас уже сложился бренд – то, чему доверяют, и именно поэтому покупают Bosch, а не, например, Siemens. Также выигрывают сейчас те компании, которые создают нечто совершенно новое, за что еще никто не решился взяться – когда-то считалось, что «Лошадь навсегда, а автомобиль лишь баловство, увлечение», «Нет никаких причин для того, чтобы люди решили устанавливать компьютеры у себя дома», но сейчас улицы заполнены машинами и почти в каждой квартире есть компьютер, а иногда даже и не один. (Олсен, 1977) То есть те, кто когда-то рискнули и решили производить компьютеры и машины, оказались в большом выигрыше, потому что они смогли заполучить своих клиентов, а значит и свою прибыль.

    Ключ к успеху – креативность. Проявляться она может как в рекламе, так и в производстве и продаже новых продуктов и услуг. Раньше также считалось, что для того, чтобы человек мог ездить на машине, он сначала должен был ее купить, но сейчас процветают рассрочки и кредиты. Почти все в этом мире когда-то казалось бессмыслицей, без которой можно прожить, но при внедрении оказывалось очень успешным. У каждой успешной компании есть свои секреты успеха – если взять в пример Ikea, то их секрет в простоте вещей. Они производят простую, можно даже сказать минималистическую мебель, которая удобна в использовании и при этом недорогая. Именно поэтому Ikea так знаменита во всем мире и у этой компании всегда будет своя прослойка потребителей. Это тоже креативность в некотором смысле – в то время, как им было доступно производство мебели класса люкс, которая могла бы быть продана по крайне высоким ценам, компания предпочла производить мебель, дизайн которой очень прост и лаконичен, и, выбрав такой путь развития, я думаю, компания не проиграла (чистая прибыль компании Ikea в 2013 году составила 3,3 млрд евро) [1].

    По мнению В. М. Пурлика, экономический рост и экономическое развитие – совершенно разные понятия. Экономический рост может подразумевать под собой экстенсивный рост организации, в то время как экономическое развитие есть внутреннее изменение структуры компании, ее процессов. То есть, нанимая больше сотрудников на работу и увеличивая вместимость помещения и количество рабочих станков, мы сможем увеличить наш выпуск, а, следовательно, и прибыль, но это будет лишь экстенсивное развитие. Но если мы придумаем новую технологию производства или новый продукт, который мы будем производить, то это поможет подняться компании на уровень выше и сделать скачок в развитии – вот это и будет интенсивным развитием.

    Источником роста компаний выступает человеческий капитал, человеческие знания, умения. Креативность к ним и относится. Внутреннее развитие обеспечивают инновации, внедрение нового. Считается, что для того, чтобы выжить, фирма должна постоянно расти, потому что если не будет расти данная фирма, то будут расти ее конкуренты и будут постепенно вытеснять ее с рынка. Сейчас наступил информационный век: если раньше информацию добыть было сложно, то сейчас она доступна для всех. Все компании сейчас могут найти нужную для них информацию, иначе говоря выигрывает та компания, которая сможет адаптировать полученную информацию быстрей всех и сможет на этом нажиться. [3].

    Примером такого быстрого реагирования на ситуацию может быть случай с защитными масками во время эпидемии гриппа или ОРВИ. По мере того, как заболевает большое количество человек, у населения начинается паника. Некоторые люди срочно начинают закупаться масками и противовирусными препаратами. Аптек в каждом городе сейчас огромное количество, их можно встретить буквально на каждом шагу.  Для каждого человека есть почти всегда своя проверенная сеть аптек, куда он предпочитает ходить за лекарствами. С другой стороны, маркетологи компании (а именно сети аптек), которые отвечают за ценообразование, не проходят мимо образовавшейся ситуации, а используют свой креативный подход – делают цены на маски и противовирусные лекарства выше. Эта мгновенная реакция на ситуацию в городе приносит фирмам повышенную прибыль и люди, создавшие наиболее грамотную акцию, выигрывают.

    К вопросу о лекарствах: существует мнение, что некоторые линейки лекарств представляют собой примерно одинаковый состав действующих активных веществ, а их стоимость дифференцируется только исходя из правильно построенной рекламной акции, продвижения товара, создания некоего образа покупателей в рекламе. Как говорится на сайтах, эффективность некоторых лекарств совсем недоказана, и его эффект можно сравнить с эффектом плацебо; другие же лекарства имеют аналоги, цена которых варьируется в значительно более низкой категории – например, средняя стоимость дифлюкана составляет 400 рублей, при этом цена флуконазола около 25 рублей (активное вещество в обоих препаратах – флуконазол, направленность тоже одна – системные поражения, включая менингит и сепсис). Из этого примера следует та же мнимая дифференциация товара, речь о которой шла выше. За счет красивой упаковки и правильно проведенной рекламной акции стоимость препарата, просто переименованного и произведенного другой компанией, выросла более, чем в 10 раз. Это пример удачного маркетинга, использующего креативность.

    Если вернуться к тезису о том, что сейчас важнее интеллектуальный капитал, а не традиционные факторы производства, и посмотреть на это с точки зрения Мартина Роджера, то можно сделать вывод, что на тех рынках, где изменения предпочтений потребителей происходит крайне быстро – чуть ли не каждую секунду, обычная аналитика, сбор информации, проведение исследований оказываются неэффективными методами, потому что на момент получения обработанных результатов опроса предпочтения покупателей уже успевают измениться. Такая ситуация сейчас применима в сфере различных гаджетов. Их сейчас так много, что телефон (смартфон) успевает стать неактуальным менее, чем за год. Поэтому, по словам разработчиков таких товаров, как Apple, Samsung, Sony, они изобретают товары, о которых потребители еще даже не успели подумать [4]. Получается, что они не реагируют на сложившийся спрос, а создают предложение, они сами влияют на рынок, и именно поэтому находятся в выигрышной позиции. Тоже креативность – разработка совершенно нового подхода разработки товаров. И, как показывают прибыли данных компаний, такой подход вполне себя оправдывает. По некоторым данным, за последние 6 лет чистая операционная прибыль от продажи мобильных телефонов составила 215 миллиардов долларов, при этом примерно 62% заработанной суммы относится к компании Apple, а 26% - к компании Samsung [5].Можно считать, что остальные многочисленные компании, производящие мобильные телефона, занимают слишком маленькую нишу данного рынка – на их счет приходится чуть больше 12%. Это ли не успех креативности, почти что монополизация рынка двумя компаниями.

   Тим Браун в своих идеях тоже говорит о необходимости креативности в бизнесе, только он дает креативности новое название – дизайн-мышление. Он говорит о том, что люди разрабатывают новые продукты, основываясь сразу на многих факторах – и опыте, и чутье, и человечности (иногда полезно представить себя в роли потребителя и понять самому, что бы ты хотел увидеть в новом товаре, чего еще не было раньше и какие стимулы нужно создать для тебя, как для потребителя, чтобы новый товар стал востребованным и покупаемым, чтобы фирма, придумавшая его, вырвалась вперед, стала лидером, обогнала остальных конкурентов). Как пример, автор приводит Великую западную дорогу в Англии, которая пользовалась и пользуется большим успехом и приносит большие прибыли.

    А ключ успеха, опять же, как ни странно, лежит в креативности –  в отличие от других возможных железных дорог, эта была не только тщательно сконструирована, но и наделена некоторыми приятными мелочами для тех, кто является потребителями данной услуги. Кингдом Брюнель, инеженер Великой западной железной дороги, подумал и о желаниях потребителей – он расписал свой проект таким образом, чтобы насыпь была как можно ниже, чтобы у потребителей создавалось впечатление, что они парят по полям; туннели, различные проезды, относящиеся к этой железной дороге, были сконструированы тоже не столько для технического удобства, сколько для комфорта проезжающих в этих поездах. Этот же инженер придумывал проекты транспорта, поездка на котором станет захватывающим приключением, а не просто обыденностью – интегрированная транспортная система, которая бы позволила потребителю услуги сесть на поезд в Лондоне, а сойти с парохода в Нью-Йорке [6].Такой подход, по моему мнению, является очень успешным, потому что потребители будут всегда выбирать то, что как то отличается от всей остальной гомогенной массы идентичных товаров, нечто особенное всегда приведет к успеху. Как для того, чтобы человеку развиваться, ему нужно постоянно учиться, а значит осваивать что-то новое, так и для бизнеса ключ для успешного развития состоит в инновациях, в креативности – создании необычных конкурентных преимуществ перед другими компаниями, которые смогут привести к процветанию компании.

    Возможно, именно поэтому многие компании сейчас имеют тенденцию нанимать молодых сотрудников на управляющие вакансии, ведь у молодых сотрудников, как правило, еще есть запал, настрой на изменение компании, силы на внедрение новых технологий. Не нужно забывать, конечно же, что креативность должны всегда быть критично оценена, ведь только таким образом можно не навредить компании. Притворяя в жизнь устройство Запада, в постсоветской России совершили множество ошибок, не адаптируя устройство под особенности именно нашей страны. Так же и креативность в бизнесе порой должна быть контролируема и сдерживаема в дозволенных границах.

    Можно подвести итог, что креативность, по большей части, может быть достигнута тремя путями, как и было сказано раньше.

    Первый путь, на мой взгляд, самый верный, потому что предполагает под собой создание и внедрение чего-то качественно нового, ранее не используемого – это создание новых продуктов, которые будут удовлетворять вкусы потребителей больше, чем то, что было раньше (внедрение конвейера, появление компьютера, телефона, сотовой связи как самой по себе). С другой же стороны, пик научно-технической революции уже прошел, а именно тогда был сделан огромный скачок в технологиях и изобретениях; поэтому, на первый взгляд может показаться, что сейчас уже изведаны все отрасли и все давно придумано – но нет, стоит только вглядеться пристальней в некоторую сферу, и сразу же можно заметить, что именно в ней оказывается недоработано или чего принципиально в ней не хватает, как тут же приходит в голову идея об усовершенствовании. Так как человеческая жизнь в XXI веке становится более насыщенной благодаря развитию технологий и глобализации стран, то появляется все больше областей, о которых можно задуматься.

    Второй путь представляет собой мнимую дифференциацию продуктов – искусственное создание различий между товарами. Если вспомнить приведенный ранее пример с лекарствами, то можно увидеть, что секрет успеха этого метода кроется в правильно построенной рекламе, которая обращается к эмоциям человека-потребителя, реклама, оставляющая наиболее яркие, или же наоборот, спокойные эмоции вызывает желание приобрести товар. Получается, что этот способ, несмотря на то, что ничего нового создано не было, позволяет так же увеличить прибыль компании.

    Третий же способ – это изменение самих методов разработки нового товара. В случае с Apple и Samsung, они просто решили опережать потребителей и создавать рынок самим, диктовать (навязывать) предпочтения потребителям. В случае с гениальным инженером железной дороги, он смог думать как потребитель, его цель заключалась не только в максимизации прибыли, но и в создании как можно более комфортных условий проезда, создании чуда из использования обычных вещей.

    Креативность – свежий взгляд на проблему, который помогает фирмам процветать и, не без помощи конкуренции, как вечного двигателя прогресса, постоянно двигает рынок вперед, создавая огромный ассортимент товаров, поэтому сейчас, в эру интеллектуального капитала, компьютерных технологий, глобализации и развитых стран, креативность в бизнесе - скорее необходимость, а не дополнение.

Список литературы

1.     http://www.dp.ru/ Новостной портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2014/01/28/CHistaja_pribil_IKEI_v_2/
2.     Пурлик В.М. Экономическое развитие и формы его проявления: интерпретация старых идей в современном контексте// Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), № 3, 2013, C. 3-21
3.     Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления. М., 2010
4.     Мартин Роджер. Мышление в стиле И". Как мыслят успешные лидеры. М., 2009.
5.     http://4pda.ru/ Новостной портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://4pda.ru/2014/03/19/147919/
6.     Тим Браун. Дизайн-мышление в бизнесе. М., 2013