Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИДЕИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Шуя
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2018г.

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся специфики применения положений системного подхода к обучению школьников иностранному языку.

Системный подход, наряду с теорией деятельности стал одним из ведущих компонентов концепции системно-деятельностного подхода, понимаемой в качестве инновационной интегративной парадигмы, которая ориентирована на овладение учащимися основами системы учебной деятельности и направлена на формирование у него способности и умения учиться.

Системная направленность исследований в настоящее время является приоритетной в различных областях современной науки, в том числе педагогической, что происходит в условиях внедрения системно- деятельностного подхода в ФГОС нового поколения.

К примеру, методология системного подхода позволяет нам рассматривать современное образование в контексте образовательных систем, понимаемых в качестве его моделей [6].

При этом в контексте обучения различным школьным предметам применение идей системного подхода преломляется под углом их содержания, а также методов и форм обучения.

С другой стороны, применение идей системно-деятельностного подхода встречает определенные затруднения в тех предметных областях школьного обучения, где реализация идей деятельностного подхода (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), в частности задачного подхода (включающего в себя следующие компоненты: мотивы, учебные задачи, операции, контроль и оценку учебной деятельности) не выступало до недавнего времени в качестве объекта специального педагогического исследования и эксперимента.

Сказанное выше касается в первую очередь обучения школьников гуманитарным дисциплинам (например, иностранный язык, история, обществознание и другие), в то время как в обучении русскому языку и математике, где применение задачного подхода было генетически обоснованным, идеи системно- деятельностного подхода легли на подготовленную почву.

Идеи коммуникативного подхода в обучении языкам (Б.В. Беляев, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя [2,5] и другие) выражается в обучении всем видам речевой деятельности как системы (говорение и аудирование в качестве разновидностей устной речи и чтения и письма - письменной речи). При этом, формирование речевой деятельности неразрывно связано с овладением всеми компонентами функциональной системы речи и письма [3].

Коммуникативный подход, который представляет собой практическое владение языком на основе осуществления речевой деятельности, зародился в отечественной теории и методике обучении иностранному языку ещё в 1960-70-е годы и предполагал, помимо прочего, его овладение с позиций системного подхода.

Например, Е.И. Пассов отмечал, что цель обучения иностранному языку - говорение отличается следующими характеристиками: мотивированностью, структурностью, активностью, продуктивностью, целенаправленностью, самостоятельностью, ситуативностью, информированностью, а также содержит связь с деятельностью человека, с коммуникативной функцией его мышления и его личностными особенностями [5].

По Е.И. Пассову, обучению иноязычному говорению в качестве целостной системы определяется использованием приёмов обучения, соотносимых с характером и целью коммуникации, соотношения осознания и тренировки речевых действий и специальной целенаправленной организаций всего процесса [5;34-35].

Поскольку овладение языком в искусственно созданных условиях (язык используется только на уроке) отличается обычно низким уровнем мотивации, формирование устойчивых мотивов к его изучению (коммуникативная мотивация) необходимо сопрягать с использованием методов и приёмов личностной индивидуализации, когда каждое коммуникативное высказывание обучающегося становится внутренне мотивированным [5].

К учебным действиям на уроке иностранного языка относят действия с языковым материалом (подготовительные или предречевые упражнения) и собственно коммуникативные действия (собственно речевая деятельность обучающихся) [2].

Учебные операции на уроке заключаются в первичном закреплении речевых единиц, с проговариванием во внешней речи, упражнениях в подстановке, трансформации и дальнейший переход к самостоятельному построению коммуникативного высказывания в диалогической и монологической речи с опорой на образец и без него, что представляет собой включение нового способа коммуникативных учебных действий в систему собственных знаний.

Контроль и оценка результатов обучения школьников иностранному языку касаются уровня сформированности у них основ речевой деятельности, прежде всего умений и навыков её осуществления.

Спецификой контроля в обучении иностранному языку выступает то, что он неразрывно связан с характером и процессом коммуникации. Так, следует различать недопустимые коммуникативно-значимые ошибки, которые ведут к искажению смысла речевого высказывания, а также ошибки, которые не влияют на понимание речи собеседником, но могут воспринимаются им как иностранный акцент.

Идеи системного подхода применительно к обучению школьников иностранному языку выражаются в формировании у них основ коммуникативной компетенции, нацеленной на формирование у них вторичной языковой личности [1].

Современные исследователи отмечают, что основные затруднения, которые возникают в процессе освоения обучающимися иностранного языка заключаются, прежде всего, в несистемном преподавании данного предмета в школе, например, фрагментарность использования речевых средств, заучивание недостаточно осмысленных слов, текстов, а также в отсутствии преемственности между этапами обучения и частями предлагаемого учебного материала, что в конечном итоге приводит к снижению мотивации его дальнейшего изучения [3].

Системное освоение иноязычного материала, в сочетании с принципом его сознательного усвоения последовательной речевой практикой формирует у обучающихся долговременные аналитико-синтетические и причинно-следственные связи, способствующие развитию иноязычного мышления и cвязной речи, что гарантирует прочное и долговременное владение иностранным языком [4;43].

Как справедливо отмечает Т.Г. Камянова, спонтанное продуцирование устной речи выступает функцией от системного развития всех речевых умений [4;252].

Способность к полноценной коммуникации, которая подразумевает свободное владение всеми видами речевой деятельности, а также формирование основ иноязычного мышления может быть достигнуто только путем поступательного овладения системой языка и одновременного развития речевых навыков и умений [4;12].

Действительное овладение устной речью, таким образом, происходит параллельно с системным овладением обучающимся лексическим и грамматическим материалом [4;17].

Системный подход к обучению иностранному языку органично дополняет идеи коммуникативного подхода, способствуя не только формированию языковой, коммуникативной и социокультурной компетенций, но приводя также к расширению и обогащению индивидуального сознания обучающихся за счёт эмерджентных свойств.

Таким образом, учёт системных свойств компонентов структуры и содержания изучаемого языка, а также составных частей учебной деятельности, направленной на овладение речью оказывает положительное влияние на как результаты обучения, так и на мотивацию обучающихся.

 

Список литературы

 

1.   Гальскова Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений/ Н.Д Гальскова, Н.И. Гез.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-336 с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 1991.- 222 с.

3.     Камянова Т.Г. Коммуникативная ценность системного подхода к изучению иностранных языков// Современная высшая школа: инновационный аспект.2014.№1. С.10-17.

4. Камянова Т.Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка /

Татьяна Камянова. - Москва: Эксмо, 2017. - 480 с.

5.     Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- 2-е изд.- М.: Просвещение,1991.- 223 с

6.       Шептуховский М.В. Образовательные системы: вызревание или появление? // Исследования гуманитарных систем. Вып. 3.Структуры и процессы в образовательных системах/ Научн. ред. и сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2015.- С. 97-119.