Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ И АНАЛИЗ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2018г.

Ключевые слова: студент, методика, химия, учитель, компетентность, мастерство.

Аннотация: В работе рассмотрены ключевые аспекты формирования профессиональных компетентностей и педагогического мастерства студентов казанского вуза, анализ опыта подготовки будущих учителей химии.

В настоящее время отечественное образование претерпевает определенные изменения, связанные с реализацией проектов и программ государственного значения. Так, в соответствии с требованием  «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [13] приоритетной задачей является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века. Согласно положениям приоритетного проекта Правительства РФ «Развитие экспертного потенциала российской системы образования» необходимо сделать акцент на повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг [там же]. В Республике Татарстан в настоящее время реализуется «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2017-2021 годы и на период до 2030 года» [12]. Для ее реализации необходимо уделить внимание кадровому обеспечению сферы образования РТ, включая обеспеченность педагогическими кадрами образовательных учреждений всех типов с учетом введения качественно новой системы подбора и подготовки кадров. Формирование компетентности учительских кадров всегда было и будет одной из ведущих задач профессиональной подготовки учителей. Вопросами формирования компетентности молодого специалиста / учителя достаточно успешно занимались Веденский В. Н., Гершунский Б. С., Маркова А. К., Акимов А. П., Кузьмина Н. В., Рогов Е. И., Лернер И. Н., Скаткин М. Н. и др. В решении проблем данного вопроса заложены основные идеи технологии обучения в процессе менеджмента учебно- познавательной деятельности учителя и самого процесса формирования его социально-профессиональной компетентности (Гальперин П. Я., Зимняя И. А., Кузьмина Н. В. и др.), основополагающие аспекты компетентностного подхода (Маркова А. К., Калаков Н. И., Хуторской А. В., Сорокина Т. М. и др.) и т.д.

Подготовка компетентных выпускников – одна из важнейших задач вуза по подготовке молодых специалистов, их трудоустройство является одним из основных показателей развития вуза как приоритетной образовательной среды [3, 5, 6, 14, 15]. Это отражено в Программе повышения конкурентоспособности КФУ [11], что позволило вузу не только получить признание в Программе 5-100, но и участвовать в реализации мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

На аудиторных и внеаудиторных занятиях [4, 5, 6, 7, 8, 9] по методическим дисциплинам мы формируем методические компетентности, психолого-педагогические и рефлексию педагогической деятельности с учетом дифференциально-психологической компетентности. Разработана комплексная система методики преподавания методических дисциплин, начиная с 1-го семестра 1-го курса, способствующая формированию теоретико-прикладной базы будущего учителя химии в рамках вузовского обучения для дальнейшего формирования профессиональной личности молодого специалиста. Целостность данной системы подготовки студентов обоснована становлением и развитием у студентов общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК) и специальных (СК) компетенций в соответствии с требованиями стандарта нового поколения. Формирование успешного учителя начинается с формирования успешного студента педагогического направления в рамках обучения в вузе через постепенное становление его профессиональных компетентностей. Все эти характеристики вполне валидируются для дальнейшего корректирования аспектов методики преподавания дисциплин «Теория обучения химии», «Методика химии», «Дидактические игры в преподавании химии» и т.д. Мы проводим подсчет и анализ формируемых компетентностей по определенным контрольным точкам процесса обучения студентов для определения корреляции с другими аспектами учебно-воспитательного процесса подготовки будущих учителей химии. Формирование профессиональной компетентности специалиста происходит с первого семестра обучения первокурсников с работы по творческим заданиям разработанных и адаптированных нами электронных образовательных ресурсов дистанционного обучения на площадке MOODLE [5, 6, 7, 8] и самостоятельной подготовке к работе учителя химии по выбранной методической теме. В нашей практике преподавания студенты-первокурсники представляют ее теоретическое обоснование для выработки авторской линии методики преподавания химии для учащихся всех уровней обученности всех типов и уровней образовательных учреждений. Одной их контрольных точек промежуточной оценки формируемых компетентностей и педагогического мастерства будущих учителей химии является внеаудиторная работа по организации внеклассных мероприятий для обучающихся школ в ходе традиционного Фестиваля химии и выездных мероприятий в школы города Казани. Неформальное общение с учениками способствует развитию личностных качеств будущего учителя, определяя саморазвитие и самообразование. С другой стороны, мы практикуем выступления студентов перед учителями химии, слушателями профессиональных курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования. Такие встречи позволяют студентам не только на практике применить методику организации и проведения элементов арт-ателье, сэндвич-технологий или WorkShop, но и формируют компетенции профессионального общения. Это получает свое дальнейшее развитие на проводимых нами защитах студенческих проектов и отчетов по методическим темам. Каждое выступление имеет свое теоретическое обоснование и практическую направленность относительно особенностей преподавания химии в конкретной школе / лицее / гимназии с учетом региональных аспектов, учитывая расширенный контингент обучающихся студентов – Россия и Ближнее зарубежье. В ходе методических занятий и производственных (педагогических) практик происходит подготовка студентов к итоговой аттестации – сертификации бакалавриата, позволяющий получить документ по результатам внешнего аудита [6]. Практика показывает необходимость учета требований нового образовательного стандарта для педагогов, который требует от учителей формирование следующих качеств (компетенций): уметь методически правильно организовывать и проводить предметные экскурсии, работать в социальных сетях, владеть иностранным языком, уметь преподавать химию детям мигрантов и детям с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) и т.д.

Не всегда формируемые компетентности у студентов позволяют им найти верное решение в решении той или иной методической или психолого-педагогической ситуации. Учительская работа, в какой- то степени, непредсказуема, так как нет идеальных детей и нет идеальных детей. Часто не бывает и единственно правильного разрешения проблемы. Необходимо на методических занятиях моделировать ситуации, позволяющие не только провести анализ решения проблем, но и рассмотреть пути предотвращения их появления, определить корреляции с другими категориальными аспектами в соответствии с валидированным комплектом оценивания их результативности.

Таким образом, разработанная нами комплексная система формирования профессиональных компетентностей и педагогического мастерства студентов направления 44.03.01. Педагогическое образование. Химия, не является статичной, но имеет свои положительные результаты. Как и любая открытая система, она претерпевает определенные изменения и корректируется в соответствии с изменяющими аспектами российского и мирового педагогического образования.

 

Список литературы

 

1.        Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / Под науч.ред.В.А.Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 220 с.

2.        Dodge, B. Some Thoughts About WebQuests / Некоторые размышления на тему «Web-quest»/ [Электронный ресурс] http://www.pandia.ru/text/77/433/19145.php

3.        Gilmanshina Suriya I., Sagitova Rimma N., Kosmodemyanskaya Svetlana S., Khalikova Fidaliya D., Shchaveleva Natalia G., Valitova Gulnar F., Motorygina Natalia S.. Professional Thinking Formation Features of Prospective Natural Science Teachers Relying on the Competence-Based Approach //Review of European Studies Vol 7, No 3(2015) Р.341-349

4.        Каган Спенсер (Кagan Spenser) Приемы (структуры) кооперативного обучения/ Cooperative Learning Structures                                                        (Co-op                                      Structures)                                      [Электронный ресурс]https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B F%D1%83%D1%80%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4.pdf

5.        Kosmodemyаnskaya S.S. Information and educational environment in the system of practices of the future teacher of chemistry / S. S. Kosmodemyаnskaya, I. D. Nizamov, I. F. Yarullin // QUID- INVESTIGACION/QUID 2017, pp.373-378, Special Issue N°1-ISSN:1692-343X, Medellín-Colombia QUID 2017, pp.373-378, Special Issue N°1-ISSN:1692-343X, Medellín-Colombia

6.        Kosmodemyаnskaya S. S. Self-Development of the Future Teacher of Chemistry, through Bilingual Education, in Accordance with New Requirements of Professional Standards/ The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2016. Volume XII, Pages 322-329.

7.        Космодемьянская С.С. Самовоспитание и саморазвитие студента как основа формирования личности будущего учителя химии / Образование и саморазвитие, 1(39). – 2014. Казань: Казан.ун-т, 2013. - 348 с. С.157-161

8.        Космодемьянская С.С. Электронный образовательный ресурс и кейс-технологии как средства становления будущего учителя химии // Вестник Казанского технологического университета. - Казань Т.17, №17, с.281-284.

9.        О Программе создания Школ Превосходства в Республике Татарстан [Электронный ресурс]

http://docs.pravo.ru/document/view/56200934/64168951/

10.     Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020    годы».   [Электронный   ресурс] http ://минобрнауки. рф/документы/5 9 3 0 /фа йл/4 7 8 7 /FCP RO_ na_ 2 0 1 6 -2020_gody.pdf

11.     Программа повышения конкурентоспособности КФУ [Электронный ресурс] https://kpfu.ru/cpr/ppk

12.     Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2017-2021 годы и на период до 2030 года [Электронный ресурс] http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1040459.pdf

13.     Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]  https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

14.     Смагулова Б.С. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в работе с детьми с ОВЗ /Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. / Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. № 5. г. Екатеринбург, 2018. 66 с. (с.49-52).

15.     Sakhieva R.G. A Portfolio as an Alternative Means of Presenting the University Student?s Achievements / R.G. Sakhieva, S.I. Gilmanshina, I.R. Gilmanshin, S.S. Kosmodemyanskaya, I.R. Akchurina, R.N. Sagitova / Asian Social Science; Vol. 11, No. 3; 2015. Р. 162-167.