Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, с разными её жанрами. В соответствии с ФГОС ДО выделяют пять направлений развития и образования детей.

Если обратиться к адаптированной образовательной программе МБДОУ №72, то при реализации образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами развития становятся:

·      Развитие познавательных интересов детей;

·      Расширение опыта ориентировки в окружающем;

·      Сенсорное развитие;

·      Развитие любознательности и познавательной мотивации;

·      Формирование познавательных действий;

·      Формирование первичных представлений об объектах окружающего, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Поэтический мир всегда вызывает у ребенка живой интерес и эмоциональный отклик. Общение с взрослым и сверстниками по поводу впечатлений о стихотворениях оказывает стимулирующее воздействие на речевое развитие ребенка.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Да, конечно, стихотворного материала для детей много, но подобрать стихотворение для заучивания, доступное, интересное, которое найдет эмоциональный отклик у детей с ОВЗ сложно. Иногда бывает очень трудно найти простое по звуконаполняемости и по слоговому составу стихотворение. Дети с тяжелым нарушением речи, дети с задержкой психического развития часто испытывают затруднения в понимании иносказательных образов, таким детям требуется конкретика. Поэтому для детей с ОВЗ следует выбирать короткие стишки, простые для восприятия, с незамысловатым сюжетом, но в тоже время достаточно образные и емкие.

Для заучивания нами используются как общеизвестные, так и авторские стихи. Создан сборник стихов «Детство в стихах», автор Ольга Дмитриевна Терещенко учитель-логопед МБДОУ №72 г. Железногорска и наша коллега.

Сборник стихов апробирован и активно используется нами в работе. В сборник включены стихотворения, небольшие по объему и легкие по содержанию. Все представленные в сборнике стихи сгруппированы по временам года. Конечно же, такое деление весьма условно: очень сложно многие стихи отнести к определенной теме.

Представленный в книге материал можно использовать при проведении занятий по развитию речи, изобразительной деятельности, при ознакомлении с окружающим, при подготовке к утренникам. Целесообразно предлагать стихи родителям для заучивания с детьми дома.

Наша книжка поможет научить малыша быстрее заучивать и правильно, не переставляя слова, рассказывать небольшие стихотворения. Ребенку будет интересно не только услышать, но и показать в нем каждое слово, так как почти на каждое стихотворение предлагается схема.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них развивающим, интересным, занимательным.

Существуют разнообразные традиционные приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в разучивании стихов.

Как обычно учат стихи? Обычно используют слуховой - самый распространенный метод. Мы договариваемся с ребенком, что сейчас вместе будем учить стихотворение наизусть, и предлагаем его прослушать. Затем повторить текст  вместе, далее ребенок  повторяет текст самостоятельно. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Учить стихотворение лучше в игровой форме. Ведь в этом возрасте дети такие «повторюшки», что заучивание стихов можно превратить в веселую игру.

Предлагаем нетрадиционные приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в разучивании стихов.

Двигательный метод.

После предварительного рассматривания картинок, даем малышу установку на запоминание. Затем предлагаем ему взять толстую нитку или веревочку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку». Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки вместе с клубочком за спинку и наматываем «понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода Вы можете предложить ребенку класть в блюдо шарики, пробки либо мелкие игрушки. Строчка – шарик, а затем вынимать по одному и снова класть.

Визуальный.

Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

После предварительной работы (рассматривания иллюстраций), мы даем малышам установку на запоминание. «Сейчас мы будем  учить это стихотворение наизусть. Вы будете  запоминать, а я – вам помогать». Построчно читаем стихотворение и на глазах детей изображаем то, о чем говориться, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Затем по картинному плану малыш несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Иногда этот метод еще называют «мнемотехника», или заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Мнемотаблица- это зрительный план-схема, в который заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у малышей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлка - зелёная и т.д.

Методика использования   мнемотехники органично  сочетается с  традиционной   методикой разучивания стихотворений.

Напомним ее:

-   кратковременная вводная беседа;

-   целостное восприятие (прослушивание всего текста стихотворения);

-   беседа по содержанию;

-   повторное чтение с установкой на запоминание;

-   заучивание стихотворения детьми.

Заучивание с использованием мнемотехники следующее:

1 этап: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап: Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Таким образом, разучивая стихи в работе с детьми можно достичь следующих результатов:

1. У детей появляется желание разучивать стихи

2. Расширяется круг знаний об окружающем мире.

3. Активизируется словарный запас.

4.      Дети преодолевают робость, застенчивость,   научаться свободно, держаться       перед аудиторией.

Малышам нравятся короткие, ритмизированные строчки, песенки с четкой рифмой. Ребенка завораживают ритм, звучание, мелодика, появляется желание вместе с взрослым или с мамой повторить услышанное стихотворение. Эти веселые и смешные стихи, мы надеемся, помогут детям овладеть родным языком, научиться выражать свои мысли, чувства, переживания и лучше понимать нас, взрослых.

Список литературы и сайтов

 

1.        БольшеваТ.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2001.

2.        Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.

3.        Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.

4.       Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М.: Эйдос, 1991.

5.       Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003.

6.       Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999

7.       С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

8.       www.boltun-spb.ru.