19 июня 2018г.
Реалии современной России таковы, что учитель вынужден регулярно доказывать свою квалификацию посредством участия в конкурсах различного уровня. В статье представлен опыт участия в конкурсе Президентских грантов - 2017. Данная категория конкурсов позволяет не только проявить свою квалификацию, но и реализовать социально значимый проект.
За последние годы в российском обществе повысилась роль социально значимых направлений деятельности, широкое распространение получили формы грантовой поддержки науки, культуры, образования, инновационной деятельности.
Предоставление грантовой поддержки выгодно как для государства, так и для других участников общественных отношений, выступает важным и действенным стимулом для достижения социально полезного результата и развития гражданских инициатив [1].
Наш проект «Воскресная школа» предназначен для детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР, У/О, НОДА, РАС) и способен обеспечить в выходные дни развивающие занятия, кружки и секции для детей, нуждающихся в коррекции, социализации и реабилитации. Социальная значимость проекта бесспорна. Количество детей с ОВЗ с каждым годом неуклонно растёт. Не секрет, что данной категории детей требуется больше усилий и времени для усвоения какого-либо учебного действия, дополнительная медицинская и психологическая помощь. Проект «Воскресная школа» предлагает детям данной категории попробовать реализовать себя в разных областях (творческой, спортивной, музыкальной и др.) Создание в рамках проекта «Контактного зоопарка», услуг «Иппотерапии», ИКТ-занятий, лечебной физкультуры, танцевальной студии, лечебного плавания, песочной терапии, коррекционных психологических, логопедических, дефектологических занятий, консультаций для родителей обеспечивает комплекс воздействия, разнообразие услуг.
Посредством данного проекта планируется снять физическую и психо-эмоциональную пассивность семей с детьми с ОВЗ: активизировать детей, мобилизовать родителей, заинтересовать новыми техниками (ИКТ, иппо-, кино -, природо –, аудио-, арттехнологии и т.д.) Обучение верховой езде, плавание, компьютерная грамотность и др. призваны компенсировать инвалидность, удовлетворить потребность в познании, творчестве, общении, обеспечить комфортность пребывания в обществе…
ПЛАН РАБОТЫ ЦЕНТРА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
по проекту «Воскресная школа»
№
|
Программные задачи
|
Планируемая деятельность
|
1.
|
Изучение ресурсов и укомплектование
оборудованием
|
Определены приоритетные единицы оборудования, выбор
продавцов, покупка оборудования.
|
2.
|
Определение уровня компетентности
педагогов
|
Мониторинг готовности педагогов к реализации
программы. Повышение квалификации педагогов.
|
3.
|
Диагностика, комплектование
контингента обучающихся Центра
|
Знакомство с детьми, изучение медицинских карт.
Составление базы данных на детей с ОВЗ.
Разработка и утверждение индивидуальной траектории развития каждого.
Организация индивидуального консультирования.
Обеспечение рекламы Центра через создание сайта, выпуск буклетов, размещения баннеров.
|
4.
|
Изучение запроса и формирование
положительной мотивации на работу Центра.
|
Родительские собрания по обсуждению содержания
работы Центра и выяснение проблем развития. «Дни открытых дверей»
|
5.
|
Работа кружка «Сотвори чудо»
|
Занятия индивидуальные, подгрупповые, групповые
|
6.
|
Лечебная физкультура
|
9 занятий в неделю (индивидуально)
|
7.
|
Иппотерапия
|
8 занятий в неделю (индивидуально)
|
8.
|
Речевая студия «Болтушка»
|
7 занятий в неделю (индивидуально)
|
9.
|
Психотренинги
|
10 занятий в неделю (индивидуальные, подгрупповые,
групповые)
|
10.
|
Коррекционные занятия «Учусь с
удовольствием»
|
Дефектологические занятия по формированию базовых
учебных действий
|
11.
|
Студия «Весёлые нотки»
|
8 занятий в неделю (индивидуальные, подгрупповые,
групповые)
|
12.
|
Лечебное плавание
|
5 занятий в неделю (индивидуально)
|
13.
|
«Контактный зоопарк»
|
2 занятия в неделю (коллективно)
|
Проект оказался актуальным и востребованным в обществе. Планируемое количество занятий пришлось увеличить вдвое. Необходимость расширения количества предлагаемых услуг Центра возникла уже на третьем месяце реализации проекта. По запросам родителей было открыто ещё одно направление деятельности – предшкольная подготовка. Выяснилось, что множество детей с сохранным интеллектом имеют особенности индивидуально-психологического характера, мешающие успешности обучения в школе (замкнутость, избалованность, пассивность и др.)
Группа опытных педагогов и психологов создала программу коррекции поведения для данной категории детей. Занятия длительностью 30 минут построены таким образом, чтобы дошкольники «учились весело, учились с удовольствием». Смена видов деятельности, разносторонность заданий, сюжетная линия, взаимодействие со сверстниками обеспечивают максимальный эффект воздействия. Организация праздников, решение учебных задач в совместной игровой деятельности позволяют легко адаптировать и активизировать дошкольников в новой учебной ситуации. Коррекционные занятия учителя-логопеда восстанавливают устную речь дошкольников, подготавливают к овладению письменной речью.
Гранты в данной ситуации уникальны в качестве:
- экспериментальной площадки в поисках решения существующих, но пока не признанных государством приоритетных социальных проблем;
- способа активизации гражданских инициатив, которые в процессе разрешения социальных проблем частного характера в последующем из личных инициатив организованных граждан трансформируются в создание негосударственных некоммерческих структур, нацеленных на решение общесоциальных проблем;
- способа формирования гражданами активной жизненной позиции посредством включения в процесс реализации на конкурсной основе государственных (региональных, местных) целевых программ, направленных на разрешение отдельных социальных проблем [1].
Востребованность и привлекательность мер грантовой поддержки в современном обществе обусловлена следующими его признаками:
1 - Адресность финансирования. Гранты предоставляются непосредственно на решение конкретного проекта.
2 - Инициативность участия в выборе той или иной меры поддержки.
3 - Финансовая и организационная самостоятельность в работе над проектом и использовании денежных средств.
4 - Оставление части денежных средств в качестве оплаты труда грантполучателя.
Между тем в современном российском праве не только не существует единого определения гранта, но и отсутствует общий подход к пониманию и осмыслению его содержания... Исходя из этого: разрешено всё то, что не запрещено. Вопросы, связанные с предоставлением (получением) грантов, содержит законодательство о науке, а также, законодательство регулирующее благотворительную деятельность негосударственных некоммерческих организаций, для которых гранты выступают в качестве основного источника финансирования их уставной деятельности [1].
Практика показывает, что необходимо совершенствовать механизм правового регулирования на этапе реализации гранта:
- конкретизировать требования к руководителю некоммерческой организации, как профессиональные, так и по направлению заявленного гранта;
- определить должностными инструкциями полномочия каждого из участников проекта грантполучателя;
- качественную реализацию проекта обеспечить системой независимых отзывов (общественности, администрации муниципалитета, получателями услуг и т.д.)
- закрепить право на дальнейшее использование материальных средств, полученных по гранту строго по назначению, заявленному в гранте.
В любом случае грант позволяет педагогам проявить свою активность, компетентность, творчество, реализовать социально значимые проекты, стимулируют самосовершенствование.
Список литературы
1. Провалинский Д. И. Правостимулирующая роль грантов.